МААМ-картинки

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Тайны осени» в подготовительной к школе группе

Олеся Филиппи
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Тайны осени» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) "Тайны осени" в подготовительной к школе группе.

Открытое занятие по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) "Тайны осени" в подготовительной к школе группе (дети 6 – 7 лет).

Программное содержание:

Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром „Тайны осени“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Цель: повторить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают, как устроен лист. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление.

• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приё мы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей :

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

Оборудование и материал:

Письмо, снежинки с заданием, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья комнатных растений, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, медиапроэктор, музыкальное сопровождение.

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

(звучит тихая музыка, дети входят в зал)

Минутка вхождения:

Воспитатель: здравствуйте ребята, давайте мы поприветствуем друг друга:

Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Теплота от наших рук

Побежит вокруг, вокруг.

День начнется с теплоты,

С теплоты и доброты.

-Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей давайте поздороваемся с ними (здороваются). И им подарим частичку своего тепла и доброты.

(Во время приветствия раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Ребята кто- то стучит, постойте я, пойду, посмотрю. (возвращается с письмом)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, смотрите, какой необычный конверт, почтальон сказал для детей подготовительной группы. Очень интересно кто его прислал?

Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

Воспитатель: (достает из конверта письмо и снежинки). Ребята, здесь снежинки и письмо, давайте прочтём и узнаем от кого оно, но сначала пройдите за столы и присядьте.

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята. На дворе, как вы знаете, зима. Уже совсем скоро Новый год. Я, обхожу свои владения; проверяю всё ли в природе готово к зиме. Не нужно ли снега подсыпать или подморозить посильней. Проходя по лесной тропе, я увидел дерево с одинокими листочками. И задумался, а знаете ли вы: куда ушла осень оставив листочки мерзнуть, какая она – осень, почему опадает листва, а может вы знаете, что такое осень? В конверте снежинки, на них вопросы, на которые вам надо дать ответ. Если вы, ребята, сможете разгадать все тайны осени, получите сюрприз. С уважением ваш ….

Воспитатель: Ребята вы знаете, кто мог прислать вам такое письмо (ответы детей). Всё очень таинственно. А вы знаете, кто без труда разгадывает все тайны и загадки (ответы детей). Правильно сыщики, детективы или следопыты. Давайте и мы станем на время детективами и раскроем все тайны осени. На снежинках номера, я думаю нам они помогут в разгадке тайн.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Все загадки по порядку.

Снежинка №1.

Воспитатель: (читает задание на первой снежинки)

Ребята нам нужно узнать, что такое осень, какая она бывает и куда уходит.

Ответьте на вопрос - Что такое осень?

Осень – это когда мы прощаемся с цветами, когда снимают свой летний наряд деревья, кусты, улетают птицы. Земля как будто раздевается перед первым зимним сном, умывается осенними дождями и накрывается покрывалом из опавших листьев.

Листопад очень красивое и не забываемое явление природы. Осень – время дождей, серого неба, грусти. Так может многие считают, но в это прекрасное время можно много чего увидеть, наблюдать; как падают листья, как появилась роса, как поспели плоды на деревьях и птицы уже перелетают в теплые края.

(ответы детей)

Осень – это время года, которое следует за летом. Молодцы, ребята.

Воспитатель: Следующий вопрос - Какая бывает осень?

Мы с вами уже хорошо знаем, что осень бывает разная. У нее есть три периода. Скажите, какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)

Правильно ребята, а позднюю осень еще называют «предзимье».

Слайд №3

Игровое упр-е «Я знаю три осенних месяца»

Воспитатель:Давайте назовем осенние месяцы.

Я знаю три осенних месяца :

Сентябрь – раз, (первый месяц осени. В народе ему давали сразу несколько имён. Листопад и желтень — потому что желтеют и опадают листья, ревун — из-за холодных завывающих ветров и дождей. Хмурень — так как солнечных дней становится всё меньше, Сентябрь дарит нам бабье лето — так в народе называют период осенних тёплых и ясных дней.)

Октябрь – два, (второй месяц осени. В старину его называли грязником из-за осенних дождей, которые приносят слякоть и грязь, или подзимником, зазимьем, так как начинаются первые заморозки — температура ночью опускается ниже нуля градусов.)

Ноябрь – три. (это последний месяц осени. В народе из-за сильных заморозков его называли полузимником, запевкой зимы, ледоставом. В ноябре деревья сбрасывают последние листья. Ноябрьские ночи длинные и тёмные.)

Интересные факты: Осень не везде приходит в сентябре. Например, в южном полушарии она наступает в марте, а заканчивается в мае. В Ирландии некоторые до сих пор придерживаются древних традиций: для них осень наступает 1 августа и заканчивается 1 ноября. На экваторе осени нет вовсе.

И последний вопрос, на этой снежинки - куда уходит осень (ответы детей)

Куда она уйдет? Нагуляется, напроказничает, дальше решит сама где ей "спрятаться".

Где-то скроется в подворотне, прикрывшись влажными разноцветными листьями, припорошенными первым снегом. Где-то заберется в большое дупло старого дуба. Где-то уцепится за "хвост" косяка перелетных птиц, отправится в южные страны.

У неё много вариантом. Выбор за ней.

Главное. Замкнется круг. Минует год. Она вернётся снова. прогонять ЛЕТО.

Осень не уходит она остаётся в наших воспоминаниях до следующей осени.

Снежинка №2 (назовите приметы осени и какие происходят изменения в жизни животных, птиц)

Воспитатель: Вы ещё не забыли приметы осени, давайте назовем их?

Дети: С деревьев начинают опадать листья, листья меняют цвет, в воздухе – летают паутинки, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче, появляется иней - застывшая роса, выпадает первый снег, часто бывает гололёд, созревают овощи и фрукты, в лесу поспевает брусника, рябина, калина, на болоте клюква.

Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

Жизнь птиц осенью.

Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края). Правильно. Птицы начинают улетать в октябре, а какие птицы улетают?

Дети: Гуси, утки, лебеди, ласточки, трясогузки, скворцы, журавли.

Воспитатель: Правильно, а почему они улетают?

Дети: С наступлением холодов насекомые пропадают, меньше становится еды, водоемы замерзают.

Воспитатель: Как называются такие птицы, улетающие от нас на зиму? ( ответ: Такие птицы называются перелетными) правильно, молодцы.

Воспитатель: Как же называются птицы, которые зимуют у нас? (ответ детей) точно, это зимующие. (зимующие птицы)

Воспитатель: Как мы можем помочь зимующим птицам?

Дети: нужно их подкармливать, строить кормушки).

Воспитатель: Верно. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.

Жизнь зверей осенью.

Воспитатель: Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? Ответы детей (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Слайд №8

Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк).

Воспитатель: а как еще готовится животные к зиме? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые; белка и заяц, песец и ласка, меняют и окраску, белка с рыжей на серую, а заяц, песец, ласка серую на белую).

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем- физминутку проведем.

Музыка листопад

Листья осенние тихо кружатся (кружатся, расставив руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками вправо, влево)

Будто опять закружится хотят (Снова кружатся на носочках)

Воспитатель: Ой, как много осенних листьев закружилось вокруг.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. (раздаёт листочки). Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Молодцы ребята, проходите за столы, у нас ещё 2 снежинки с тайнами.

Снежинка №3 (как устроен лист и почему он зелёный)

Воспитатель: Осенью так красиво, деревья в разных красках. Не вы их раскрашивали? (ответ детей). Ребята, всегда ли листочки разноцветные? (ответы детей, какого цвета еще бывают листья? (ответы детей). Правильно, зеленые.

Воспитатель: В какое время года листья бывают зеленые? (ответы детей)

Воспитатель: конечно весной и летом. Летом все растения зеленые. А осенью как по волшебству зеленая окраска меняется на красочную: желтую, оранжевую, бордовую. Как вы думаете почему? (предположения детей)

Воспитатель: Хотите знать в чем волшебство? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго стать настоящими учеными-исследователями. Согласны (ответы детей).

Воспитатель: Сначала нам нужно узнать как устроен лист. А вам интересно узнать, как он устроен? (Интересно). Раз, два, три улыбнись и в учёных превратись. Чем пользуются ученые когда хотят рассмотреть, что-то маленькое?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. (Лупа, осенние листья)

Перед вами на тарелочках лежат лупы (увеличительные стёкла) и листья. Возьмите в правую руку лупу, в левую - листок.

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (ответы детей)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод:

Дети: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, почему листья зеленые? (предположения детей).

Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята у вас на тарелочках лежит зелёный листочек, возьмите и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно придавим листочек сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

( Дети: На ткани появились зеленые пятна).

Воспитатель: Вы знаете, что это (ответы детей). Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Воспитатель: Хлорофилл образуется под воздействием солнечного света. Скажите, пожалуйста, когда солнышка больше-летом или осенью? (ответы детей). Ребята, давайте сделаем вывод, почему же листики осенью теряют свою окраску?

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые).

Снежинка №4 (Листопад)

Воспитатель: Вот и осталась у нас последняя снежинка, нам нужно узнать, что такое листопад, как он происходит.

Воспитатель: Скажи мне пожалуйста, что такое листопад (ответы детей)

Листопад – это явление природы, при котором наблюдается отделение листвы от ветвей деревьев и кустарников, вызванное сезонными климатическими изменениями осенним похолоданием. А хотите знать, почему деревья осенью сбрасывают свои листья?

Ответы детей. Готовятся к зиме, зимой нет влаги, на листья налипнет снег и деревья сломаются, вместе с листвой деревья сбрасывают накопившиеся за лето вредные вещества.

Проблемный вопрос: Как происходит листопад

Ребята вы знаете почему листья опадают. (ответы детей) Механизм листопада сложный, состоит из нескольких этапов, начинается задолго до того, как с ветки упадет первый лист. Деревья и кустарники начинают подготовку к зиме уже в августе.

Давайте рассмотрим на экране схему листопада:

Иллюстрация схемы листопада

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке образуется пробковая перегородка, разрывающей соединение между листовой пластиной и побегом.

• перегородка постепенно расширяется; отделяет черешок от ветки.

• некоторое время лист держится при помощи водоносных капилляров;

• Подует лёгкий ветерок – и листья, падают на землю. Прежде чем мы познакомимся со схемой листопада,

Воспитатель: Ребята как вы думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили, все тайны разгадали. Вы догадались кто прислал нам это письмо (ответы детей). Да это хозяин зимы мороз. Он нам обещал сюрприз, но его почему - то нет. Наверное мы что-то упустили. Но нам пришла пора прощаться.

Рефлексия

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и взяться за руки. Сейчас на минутку мы закроем глаза, вспомним, о чем мы сегодня говорили. Затем каждый из вас скажет, что ему нравится в осени, или назовёт осень ласковым словом. (в это время появляется сундучок с подарками. Воспитатель, обращает на это внимание детей). Смотрите какая корзиночка стоит под столом наверное в ней наш сюрприз. Давайте посмотрим, что это? Да елочные шары. Возьмите по одному себе, а остальные давайте подарим гостям.

Публикации по теме:

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров»Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров» Цель: Знакомство с динозаврами. Задачи: - Познакомить детей с различными видами динозавров, с их внешним видом, с видами передвижения..

Занятие по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к домашним животным» в первой младшей группеЗанятие по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к домашним животным» в первой младшей группе После занятия некоторые дети с удовольствием хотели еще раз поговорить о цветах. Ход занятия. Приветствие: Воспитатель: – Ребята,.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами лепки «Осень. Дары осени»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами лепки «Осень. Дары осени» Цель. Закрепить способы лепки из соленого теста. Задачи. 1. Знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать элементарные.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Подснежники — вестники весны»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Подснежники — вестники весны» Цель: Формирование представлений о весенних явлениях природы. Задачи: Обучающие: • Формировать представления о весенних изменениях в природе.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Цели: • формирование знаний детей об.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «По следам Осени» с детьми подготовительной к школе группыКонспект ООД по ознакомлению с окружающим «По следам Осени» с детьми подготовительной к школе группы Задачи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Почтальон» в старшей группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Почтальон» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Профессия Почтальон» Цель: 1. Продолжать знакомство с профессией почтальона,с.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воздух» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: развивать познавательные интересы;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Тайны осени» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 29 января 2023 в 19:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Тайны осени» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Филиппи (УИ 1755050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД