Гайсина Есения
Открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Маша готовится к школе» в старшей группе
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему : «Маша готовится к школе»
Цель: Закрепление правильного произношения звуков М-Мь
Задачи:
Обучающие :
-Закреплять знания о звуках;
-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
-Находить место звука в заданном слове (в начале, середине, конце);
Публикация «Открытое занятие по развитию речи и обучению грамоте „Маша готовится к школе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
-Закреплять умение делить слово на слоги;
Развивающие :
-Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, внимание и память.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, культуру общения со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Методы и приё мы:
- наглядные (показ и демонстрация);
- словесные (загадки, вопросы);
Средства реализации: кукла Маша, магнитная доска; карточки для определения позиции звука в слове; условные обозначения согласных звуков; изображения букв А, У, О, И, М, контурное изображение буквы М
Словарная работа: Ромашка, молоток, дом, мяч
Предварительная работа: просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку»
Ход занятия
1. Организационная часть.
Приветствие
Сядем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень: всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.
Доброе утро, ребята!
Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придет будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма. (Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»
2. Основная часть
Воспитатель: Вы узнали, из какого мультфильма эта песенка?
Дети: Да, из «Маша и медведь»
Воспитатель: Ребята, Маша очень хочет попасть в школу хотя бы на один урок, она уже знает много букв, но никак не может запомнить одну букву и она даже не знает, как она называется. А вы хотите с Машей отправится в школу и познакомиться с этой буквой?
Дети: Да
Воспитатель: Присаживаемся на свои места. Сегодня Маша будет присутствовать на нашем занятии и позанимается вместе с нами. На нашем занятии мы с вами повторим что такое звуки, какие они бывают, будем находить место звука в заданном слов, будем продолжать учиться определять, сколько слогов в слове, отгадаем загадки
Воспитатель: Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :
Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить
Воспитатель: Дети, Маша рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила их в сказочный звуковой город, где были вот такие разноцветные домики: красный, синий, зеленый. Подошла Маша к красному домику и увидела красный квадратик и решила на него нажать. И услышала такую песенку: -А-А-А; О-О-О; У-У-У; И-И-И.
Подошла Маша к синему домику и нажал на синий квадратик и услышала такую песенку: -Б-Б-Б, Н-Н-Н, Л-Л-Л, М-М-М. Была серьезная песенка
Подошла Маша к зеленому домику и нажала не зеленый квадратик и из этого домика услышала добрые, нежные, ласковые песенки: Бь –Бь -Бь; Нь-Нь-Нь и т. д.
Какие интересные квадратики, нажимаешь на них, а оттуда слышатся звуки.
Воспитатель: Дети, а что мы обозначаем такими квадратиками?
Дети: Звуки.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие мы знаем звуки, какие бывают звуки, повторяем за мной пропоем их.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами пропеть песенку красного домика.
Дети: А-А-А; О-О-О; У-У-У; И-И-И
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как называются такие звуки?
Дети: Эти звуки называются гласные.
Воспитатель: Почему эти звуки мы называем гласными?
Дети: Потому что они поются
Воспитатель: Их можно пропеть долго, протяжно
Воспитатель: А теперь попробуем пропеть звуки из синего домика. Повторяйте за мной. Какие серьезные звуки, кто помнит как называются такие звуки?
Дети: Согласные.
Воспитатель: А согласные какие бывают звуки?
Дети: Твердые
Воспитатель : А теперь пропоем зеленые. Повторяйте за мной.
Эти звуки какие?
Дети: Они мягкие, пропеть мы их не можем.
Воспитатель: А согласные они или гласные?
Дети: Согласные
Воспитатель: А почему они согласные? Мы можем их пропеть?
Дети: Нет
Воспитатель: А сейчас послушайте следующее задание. Сейчас мы будем отгадывать загадки и познакомимся с новым звуком, а с каким звуком вы узнаете в отгадках.
1)Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится (мыло).
2) Краса девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
3)Живет в норке, любит корки, короткие ножки, боится кошки (мышка).
Посмотрите, ребята вот они отгадки давайте с вами произнесем и найдем первый звук в названии этих предметов. Послушайте внимательно
М-м-ыло, м-м-орковь, м-м-ышка
Воспитатель: Какой первый звук вы слышите в этих названиях?
Дети: Звук М
Воспитатель: В этих словах звук М твердый или мягкий?
Дети: Звук -м-. Твердый.
Воспитатель: Каким цветом будем обозначать этот звук на схеме?
Дети: Синим
Физкультминутка.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Раз, два,три.
Приседай со мной братишка,
Раз, два, три.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
Воспитатель: Наше следующее задание. У каждого из вас есть фишки синие и зеленые, и перед вами лежат листочки с заданиями. На листочке изображены картинки, а под картинками схемы и нужно определить место заданного звука. Определение звуков.
Упражнение «Закончи слово»
Послушайте следующее задание: я начну говорить слово, а вы его заканчивайте-добавляйте в конце звук м. Например: я говорю СО., а вы добавляйте -М. Какое слово получилось?
Дети: - Сом.
- ДО., КО., ШУ., ДЫ., КРЕ., ГНО, ЛО., ТО. ,
Воспитатель: И последнее наше задание такое. Звуки мы слышим и произносим, а что мы видим и пишем?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите мы сегодня с вами знакомимся у звуков М твердого, согласного и Мь мягкого согласного есть свое обозначение это буква М, послушайте стихотворение про эту букву
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
Все узнают сразу
Это буква М.
Воспитатель: Посмотрите есть образец, давайте попробуем написать букву М, берем карандаш. Смотрите на первом образце показано каком направлении нужно двигаться. Сначала введем вверх карандаш, потом вниз потом опять вверх и вниз
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, а Маше уже пора возвращаться домой. Она вам говорит спасибо что вы ей помогли вспомнить букву, которую она забыла. Давайте попрощаемся с Машей и скажем до свидания!
А сейчас вспомним, какие слова были в загадках. Определим, сколько слогов в словах.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да
Воспитатель: Чем мы с вами сегодня занимались?
Дети: Выполняли задания
Воспитатель: Кому помогали?
Дети: Мы помогали Маше
Воспитатель: А чем мы помогли Маше?
Дети: Вспомнить букву которую она забыла
Воспитатель: Какие задания выполняли?
Дети: Делили слова на слоги, выполняли упражнения на листочке
Воспитатель: Ребята, у меня в корзинке лежат смайлики, но они разные.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если трудно - грустного.)