Альвина Аскерова
Открытое занятие в подготовительной группе Тема: «Секреты лимона»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатели : Аскерова Альвина Адемовна, Плазинская Наталья Леонидовна.
Цель: Познакомить с плодами и семенами цитрусовых. Расширить представление о пользе фруктов для укрепления здоровья человека. Вызвать желание вырастить необычное растение.
Словарь: цитрусовые, цедра, эфирное масло, цукаты.
Материал и оборудование: плоды: лимоны, апельсины, мандарины,; семена этих плодов; горшочки для высаживания семян,картинки.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе Тема: „Секреты лимона“» размещена в разделах
Ход и методические приемы.
1. Приходит почтальон и приносит посылку. На посылке написано: "Ребятам группы от жителей жарких стран".
Воспитатель предлагает не доставать содержимое, а угадать, что лежит в коробке.
- Что еще можно сделать, чтобы поточнее узнать, что лежит в посылке?
Дети предлагают достать и посмотреть.
- А что еще можно сделать? (понюхать)
В. Посмотрите на картинки. Вы видите лимон, апельсин и мандарин. Это плоды цитрусовых растений.
Цитрусовые растения – это группа растений, плоды которых в нашей стране появились ещё в далёкие годы царского правления. В 1714 году впервые в России под Санкт-Петербургом появляются оранжереи, где выращивают самый близкий и родной нам с детства цитрус – апельсин. В те времена апельсин, конечно, не был доступен простому гражданину, например, лимоны специально привозили по заказу богатых людей из Голландии, только привозили их в солёном виде. Уже сто лет назад, под Нижним Новгородом в селе Павлово крестьяне стали выращивать лимоны как комнатную культуру, отсюда и пошел самый первый и близкий сорт любителям комнатного цитрусоводства – лимон Павловский.
_Что общее? Похожи по цвету.
- Чем отличаются?
- если мы попробуем почистить апельсин, мандарин. Что брызнет из корок?
- Это сок с эфирным маслом. Попробуйте дольки этих цитрусовых. Что можно сказать об их вкусе? Можно ли их различить? Как вы думаете, почему люди выращивают больше мандариновых деревьев, чем апельсиновых? (мандарины слаще) .
Давайте теперь подробнее рассмотрим эти растения.
В: Из чего состоит растение? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
В: Зачем растению корень? (корни помогают удерживать, всасывать влагу и дышать)
- корневая система удерживает растение от падения.
В: Зачем растению нужен стебель? (ответы детей) Какие виды стебля вы знаете? (прямостоячий, вьющийся, стелющийся и ползающий)
-вода и другие питательные вещества поднимаются вверх по стеблю и распространяются на все растение).
Вот картинки других фруктов, давайте поиграем в игру «Что приготовить?»
Дидактическая игра: «Что можно приготовить»
(образование относительных прилагательных) :
из яблока — яблочный сок, яблочное варенье
из груши — грушевое варенье, грушевый сок
из апельсина — апельсиновый сок, апельсиновое варенье.
Из мандарина –мандариновый сок, мандариновое варенье.
Из сливы –сливовый сок, сливовое варенье
Из винограда –виноградный сок. виноградное варенье
Динамическая пауза "Лимон"
Представьте себе, что в одной руке у вас находиться лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимаете правую руку в кулачок, чувствуете как напряжена рука. Затем бросьте "лимон" и расслабьте руку.
Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую, овальный он.
С силой я его сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Всё в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Вот и отлично, справились с заданием
Дидактическая игра: «В чем нуждается растение?»
Задача ребят определить, что необходимо растению для его существования.
- Свет, вода, тепло, почва.
Беседа об использовании цитрусовых.
Из цветов, кожуры, плодов, а также листьев цитрусовых получают эфирное масло. Сушеные корки (цедру) кладут в кондитерские изделия. А если корки апельсина или лимона сварить, посыпать сахаром и высушить, то получится замечательное лакомство - цукаты.
Знаете ли вы, что в течение многих веков врачи лечили апельсиновым и лимонным соком ревматизм?
Раньше холодильников не было - свежую рыбу, мясо хранили в соке лимона, апельсина, мандарина и они долгое время сохраняли свои вкусовые качества (в тех странах, где эти фрукты произрастали.)
-Воспитатель : Ребята, давайте поговорим о пользе нашего фрукта –лимона. Как вы думаете чем полезен лимон?
- Ответы детей…
- В. Лимон в основном состоит из воды и лимонной кислоты. В лимоне конечно же, очень много витамина С и много других еще витаминов. И поэтому он очень полезен.
1. Например, В Египте, где жители деревень часто подвергаются ужаливанию скорпионов, лимон режут пополам, одну половину кладут на ужаленное место, а другую сосут, и все проходит.
2. С ок лимона, разведенный в воде, полезен для полоскания при ангине, для лечения простудных заболеваний.
3. Лимонный сок назначается при лихорадке для утоления жажды и улучшения общего состояния. Он используется при недостатке в организме витаминов С и Р
4. И даже применяется для красоты. Например, сделать маску для волос.
А еще из лимона получают лимонное масло (прессуют лимон, затем отстаивают воду при низкой температуре) используют в парфюмерии (одеколон)
Физкультминутка.
1, 2, 3 – выросли цветы
К солнцу потянулись высоко
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал – стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы нам не ломай.
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.
В. Ребята, Наталья Леонидовна подготовила для вас очень интересные опыты. А какие она расскажет вам сама.
Опыт 1. «Тонет-не тонет».
В: А сейчас мы с вами раскроем секреты лимона. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Посмотрите, у меня на тарелке два лимона. Чем они отличаются?
Ответы детей.
В: Лимон без кожуры погружаю в чашу с водой и аккуратно опускаю туда лимон в кожуре. Что мы видим?
Ответы детей.
В: С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру?
Ответы детей: Мы можем сравнить кожуру со спасательным жилетом и со спасательным кругом.
В: Скажите, а внутри спасательного жилета и спасательного круга, какое вещество находится, которое помогает оставаться на поверхности воды?
Ответы детей: В спасательном жилете и в спасательном круге находится воздух, так же и в кожуре лимона есть воздух, поэтому он не тонет.
Опыт 2. «Лимон-защитник».
В: А еще у меня на столе две тарелки, на одной кусочки яблока, а на другой кусочки лимона.
В: Я разрезала яблоко на небольшие кусочки, положила его срезами вверх на блюдце, и что мы видим?
Ответы детей: Яблоко потемнело.
В: Теперь давайте возьмем кусочек лимона и выдавим немного лимонного сока на одну из половинок. Как вы думаете, что произойдет?
Ответы детей.
В: В яблоках содержится много железа, а на воздухе, железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет (своего рода ржавчина, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.
Опыт 3. «Вырастим лимон»
В: А хотите сами вырастить лимонные деревья?
Ответы детей.
В: Перед вами горшки с почвой. Они все совершенно одинаковые. Давайте приступим к посадке лимона. Нам помогут палочки, красная отметка покажет, какой глубины ямку нужно сделать в почве. Берем лимонное семечко, кладем в ямку и засыпаем землей с помощью палочки. А чтобы растение росло крепким и здоровым ему необходимо?
Ответы детей: Свет, вода, почва.
В: Ухаживать за лимонным деревом совсем не сложно. Мы с вами сейчас изготовим картинки-памятки. И в первом окошечке мы нарисуем картинку, которая будет нам напоминать, что лимонному дереву нужно много солнечного света. Что мы нарисуем?
Ответы детей: солнышко.
В: Лимонные деревья не переносят холодных ветров и сквозняков. Нарисуем ветер в виде волнистых линий и зачеркнем. Какой запрещенный цвет мы выберем?
Ответы детей: Красный.
В: И последняя подсказка, лимонное дерево необходимо поливать понемногу. Каким символом мы можем изобразить полив?
Ответы детей: Нарисуем капельку.
В: А капельку какого размера нарисуем?
Ответы детей: Маленького.
В: И теперь наши памятки можно воткнуть в горшочки. Они будут вам напоминать, как нужно правильно ухаживать за лимонным деревом. Мы закончили с вами работу в лаборатории, горшочки можно оставить на столах, а теперь тихонечко пройдем на свои места.
Итог занятия.
В: Сейчас поднимет руку тот, кто узнал что-то новое о лимоне. Что Ваня узнал нового?
Ответы детей.
В: А сейчас руку поднимет тот, кому было интересно на занятии. Таня, что тебе было интересно на занятии?
Ответы детей.
В: А сейчас руку поднимет тот, кому было сегодня трудно. Какие трудности ты испытал, Мирон?
Ответы детей.
В: Мы сегодня с вами были исследователями. Это не беда, что было трудно, даже взрослые ученые, чтобы сделать новые открытия, преодолевают много трудностей. Молодцы, ребята, вы сегодня прилежно и дружно трудились и секреты лимона нам сегодня открылись.