Надежда
Открытое занятие в старшей группе (с использованием лэпбука) «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в старшей группе
(с использованием лэпбука)
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу.
Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Познакомить с процессом замешивания теста для каравая.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе (с использованием лэпбука) „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лэпбук на тему «Хлеб»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Оснащение: демонстрационный материал: лэпбук «Хлеб – всему голова», каравай, презентация, зерно (пшеница, овес, ячмень, горох, мука, игрушка Колобок, все для теста (дрожи, соль, сахар, масло растительное) каравай.
Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба; Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Оборудование: проектор, ноутбук.
Ход занятия:
- Ребята, давайте мы друг друга поприветствуем и настроимся на работу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
- Теперь у нас хорошее настроение и всё у нас получится.
Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;
Загадка про хлеб
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Дети: Это хлеб.
- Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, наше занятие называется : «Хлеб – всему голова».
А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)
Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, хлеб с маслом, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и на завтрак, в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на каждый день.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей).
Кто знает, из чего хлеб пекут? Да, для хлеба главное – мука.
Я вам предлагаю поиграть в игру (в лэпбуке). Нужно найти все изделия из муки, которые здесь изображены назвать их и сказать какой они формы. ( Например: буханка имеет прямоугольную форму, баранка - круглую форму и т. д).
- Молодцы. Как можно назвать их (батон, баранка, буханка, каравай, булочка, ватрушка, пряник, и т. д) одним словом?
- Их называются хлебобулочные изделия, повторите все вместе.
Вот как много хлебобулочных изделий можно приготовить из муки!
- А какие вы знаете сказки, в которых встречаются сказочные герои – хлебобулочные изделия? (Колобок; Крылатый, мохнатый и масленый; Колосок; Красная шапочка, Гуси – лебеди, Маша и медведь) (сверяем с детьми сказки в лэпбуке).
- Ой, что-то у нас в корзинке шевелиться! - Это к нам в гости из сказки прикатился колобок. - Здравствуй! Он хочет, чтобы мы с ним поиграли. Вы согласны?
Игра называется «Какой он хлеб?». (Подбор определений к существительному). - Подумайте и назовите слова, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный и т. д.) (дети становятся в круг и передают колобок, при этом называют какой хлеб).
- Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Издавна люди хлеб почитали и считали его главным угощением в доме и звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец». О хлебе есть много пословиц, стихотворений и обычаев, связанных с ним (карточки в лэпбуке).
Многие хлебные обычаи сохранились и до наших дней. Хлебом - солью встречают дорогих гостей, встречают и благословляют молодоженов в день свадьбы.
Пословицы: «Хлеб – всему голова», «Хлеб батюшка - вода матушка», «Хлеб вскормит, вода вспоит», «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи» (повторяем с детьми).
Стихотворение:
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Есть пословица в народе –
«Хлеб – на стол, и стол расцвел»
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
- Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадает хлеб? (Ответы детей).
- А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. Затем к трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы (слайды 1,2)-
- Кто ведет эти машины? (Ответы детей) (в лэпбуке - профессии).
- Какими семенами засеивают поля? Ребята, посмотрите что у меня есть! Кто знает, что это за зернышки? (пшеница, кукуруза, ячмень, овес). (Дети рассматривают, сравнивают)
- Я вам предлагаю превратиться в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое (слайд 3)
Начинается жатва- это уборка колосьев. Жатва – это труд с утра до ночи, упустишь время, осыплется зерно и пропадет урожай. (Дети повторяют слово «жатва» хором и индивидуально). Есть даже православный праздник Успение, посвященный окончанию жатвы (28 августа). На сборе урожая пшеницы в поле работают другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна (слайд 5).
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно.
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлеба и хлебобулочных изделий.
Из хлебозавода хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем.
Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
-Ребята, а хотите сами приготовить вкусный хлеб? Вот такой каравай?
-Давайте подумаем, что нам нужно, чтоб замесить тесто? (Подсказка в лэпбуке).
Замешиваем тесто (дети подсказывают и помогают замешивать).
- Тесто должно немного полежать и подняться.
А пока мы с вами вспомним, как пришел хлеб нам на стол.
- Разложите пожалуйста карточки в той последовательности – «как пришел хлеб на стол» (игра в лэпбуке).
Тесто у нас немного постояло, теперь давайте украшать наш каравай. Чем можно украсить? Из теста можно сделать различные узоры (показываю варианты).
- Я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него какой - нибудь узор и разместите на каравае. (Дети работают с тестом, воспитатель показывает варианты узоров).
-Молодцы, какие красивые у вас получились украшения. Мы каравай сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам его испечет.
Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие?
Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось?
Ребята, а как к хлебу нужно относиться? (ответы детей). Правильно, нужно относиться бережно, и уважать труд людей. Беречь хлеб, так как он дорого достается, ни когда не бросать хлеб, не оставлять недоеденных кусков, поднять брошенный хлеб и отдать птицам.
Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся люди многих профессий. Вспомните каких? А, сколько много людей работает, чтобы хлеб оказался у нас на столе! Какой это труд?
Итог. Вы славно сегодня потрудились! Молодцы! Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин и к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Вот и наш каравай испекся, угостим им гостей и сами попробуем! (Принесли в группу каравай).
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!