Папки-передвижки

Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам» (6 фото)

Наталия Тралкова
Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»
▼ Скачать + Заказать документы

ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР ПО ТЕМЕ :

«Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»

Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»

Задача:

Развитие и коррекция речемыслительной деятельности у детей 5 – 6 лет.

Цели:

1. Активизация и совершенствование познавательного и речевого развития детей.

Публикация «Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет „Скатертью дорожка твоим мягким ножкам“» размещена в разделах

2. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, логического мышления; тонкой двигательной мышечной активности: развитие ручного праксиса).

3. Воспитание патриотических чувств и бережного уважительного отношения к родному русскому языку.

4. Формирование и развитие творческих способностей и умения самовыражения, способствование личностной творческой реализации ребенка.

Оборудование:

Костюмы зайки, лисы, русские валенки для девочки, льняные и шелковые скатерти и салфетки, платочки, рисунки со следами зайца, снежинки, ёлка, белый шелк, кофейные зерна, предметные картинки, толковый словарь для детей В. Даля.

Основная часть.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости!

1. Сегодня мы поговорим о любопытных вещах. Есть в русском языке особые выражения, они называются фразеологизмами, значения которых в умах людей формировалось в течение многих лет, и все равно остается загадочным, не простым …

Например, такое выражение: «Скатертью дорога». Ребята! Кто из Вас знаком с таким выражением? (поднимите руки).

Как ты его понимаешь?. Молодец! А теперь послушайте меня.

У народа существует примета: перед отъездом к венцу (когда невеста выходит замуж, невеста, желавшая, чтобы её сестры тоже поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть, как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестер.

До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих в дорогу, маша платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок».

Выражение «скатертью дорога» первоначально употреблялось только как пожелание счастливого пути, но со временем стало употребляться и иронически, в значении «иди куда угодно», «уходи на все четыре стороны». Почему произошла эта странная метаморфоза (превращение) ученые- филологи, которые занимаются изучением и развитием русского языка, пока не могут точно ответить на этот вопрос.

А знаете ребята, где хранятся все сведения о нашем родном русском языке, все значения слов и выражений! Конечно в книгах, учебниках, энциклопедиях, справочниках, толковых и орфографических словарях В. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. В. Лопатина. Один из словарей (для детей) В. Даля я вам сейчас покажу.

Слушайте, что он нам пишет: «Скатерть» – изделие из плотной ткани, которым покрывается стол. Обеденная. Также в толковом словаре живого (т. е. постоянно развивающегося) великорусского языка В. Даля отражено и то обстоятельство, что страна наша Россия большая и в разных местностях и семьях говорят по-разному. Например: архангельский говор - «Скатерть – скатывать», тверской – «Скатерка», сибирский – «Скатерга» и т. д.

И далее он говорит: «Садились за столы белодубовые, за скатерти бранные, за яства сахарные, питья медвяные» - это сказ. «Скатерть -хлебосолка, самобранка. Муж за хлеб да скатерть, а жена за избу да пляшет». По окончанию трапезы – «Скатертью руки утирать заусенцы будут». (Мы знаем, есть специальный этикет – салфетки).

Далее сказано: «Все столом да скатертью, дорожка скатертью». Пожелание путнику.

В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова сказано: «Скатерть – кусок ткани особой выработки, которым покрывают стол». Узорная скатерть. Белая скатерть. Скатерть – самобранка (сказочно, на которой чудесным образом появляются всякие яства и кушанья).

А в переносном - иносказательном, другом значении: ровное, гладкое пространство (поэтично на языке поэтов). На ровной скатерти лугов стоят озера. У поэта Некрасова «…скатертью дорога».

Вот мы подошли, приблизились к теме нашего сегодняшнего разговора: «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам».

Вероятнее всего именно в переносном (другом) значении это пожелание удачного, счастливого пути по ровной дорожке (кому-либо, какому-то персонажу).

Но, в тоже время все чаще появляется выражение и закрепляется другое значение этого выражения (в ироническом, с усмешкой, противоположном смысле) : «Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся»!

Так давайте же попробуем разобраться! И увидеть, понять 2 значения этого выражения: «СКАТЕРТЬЮ ДОРОЖКА А помогут нам Тимофей, Даша и Маша. Пожалуйста, ребята!

"Скатертью дорожка, твоим мягким ножкам!"

Слова девочки:

"Здравствуй, Зайка, дорогой!

Что ж ты прыгаешь босой?

Где твои сапожки?

Ведь заморозишь ножки?

Нет! Все я перепутала!

Ведь ножки – у меня!

И в валенки обуты!

А лапки у тебя!

И лапки не замерзнут!

Им шерстка – как носки!

По снежной белой скатерти

Пусть прыгают они!" (девочка пожелала Зайке)

Слова Зайки:

"Следы сумев запутать,

Здесь Зайка пробегал!

И хитрой рыжей Лисоньке

Узор нарисовал!

Пускай плутовка рыжая

Сбивается с пути!

Где Зайка белый спрятался?

Попробуй-ка, найди!"

Слова Лисоньки:

«Ой, ой! Совсем запуталась

Я в заячьих следах!

Какой же шустрый заяц

Живет теперь в лесах!

Его и не поймать мне!

Следы…Везде следы…

Запуталась! Ох! Как запуталась!

Придется прочь идти!"

Слова девочки:

"По снежной белой скатерти

Здесь Зайка пробегал!

И хитрой рыжей Лисоньке

В сердцах он пожелал:"

Слова Зайки:

«Ну что ж,плутовка рыжая!

Все ж сбилась ты с пути?

Что ж, скатертью дороженька,

Мети хвостом, мети! (Зайка пожелал Лисоньке)

Ни нюх твой не поможет!

И ни твои усы!

Я – Зайка очень ловкий!

Попробуй-ка, найди!"

После инсценировки стихотворения дать пояснение с логическим ударением (и смысловой нагрузкой) выражений из стиха. Сначала попробуют это сделать дети.

Пожелание счастливого пути по снежной белой скатерти, ровной дорожке. Девочка Маша пожелала зайке:

«И лапки не замерзнут!

Им шерстка - как носки!

По снежной белой скатерти

Пусть прыгают они»

Пожелание пути, дороги в других значениях. «Уходи без тебя обойдемся, совсем ты не кстати, а то еще «съешь меня!»»-Зайка пожелал лисоньке, спрятавшись от неё за сугроб:

«Ну, что плутовка рыжая,

Все ж сбилась ты с пути?

Что ж, скатертью дорожка,

Мети хвостом, мети!»

Правильно! Молодцы!

Далее: словарная работа.

Ребята мы услышали слова и поняли их значение:

1. Скатерть - снежная скатерть (иносказательно, поэтическое высказывание, покрыта земля зимой снегом).

2. Дорога …. (ездовая полоса и т. д.) . стр. 132 в словаре В. Даля

3. В сердцах - осердясь, во гневе, по злобе, не по-доброму.

4. Плутовка (плут) - ловкий обманщик.

5. Нюх (чутьё) - нюхать, обонять, напрягать чутье, стараясь услышать (определить) носом запах, желание почуять, искать чутьем!

6. Валенки – особо теплые сапожки, сваленные из шерсти, из войлока.

7. След – оттиск, отпечаток ступни, след человеческий, звериный, птичий, санный, тележный и т. д.

Ребята, вам, наверное, тоже захотелось подвигаться так весело и ловко, как нашим героям лисе и зайке!

Физкультминутка:«Протопчи в снегу дорожку Проводи гостей в дорожку

Вопрос: Какое упражнение для языка похоже на наше движение руки

в сторону-«Часики»

вверх, вниз-«Качели»,«Лошадка»

вперед, назад-«Змейка», «Катушечка»

Далее работа с рисунком и кофейными зернами (следы зайца).

Мы сейчас смоделируем сценку, показанную нам ребятами, на бумаге. Ребята обводят кофейными зернами заячьи следы. На одной стороне получается прямая дорожка, а на другой стороне листа – запутанная дорожка.

Замечательно! Мы знаем, что легкой прямой дорожки Зайке пожелала девочка Маша. А Зайка – Лисоньке по своим запутанным следам пожелал: «Скатертью дорожка, мети хвостом, мети!» (иронически, с усмешкой)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: вопросы для детей с подсказками.

Сегодня мы узнали о том, что значение слова или выражения может быть:

1. Прямое – соответствовать предмету (скатерть в значении материала, которым накрывают стол).

2. Иносказательное (в другом значении) или ироническое (с усмешкой, противоположное). Выражение «Скатертью дорожка» с добрым пожеланием счастливой дороги и противоположным значением – пойди прочь.

3. Чудесное, сказочное.

Молодцы!

Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет узнать много нового о нашем родном языке и помочь ученым разгадывать тайны нашего живого великого русского языка! У кого возникло такое желание? Есть ли среди вас такой мальчик или девочка!

Даже, если это не станет вашей профессией, то читая больше книг и обращаясь к опыту поколений, вы сможете узнать очень много интересного и рассказать об этом другим.

Домашнее задание

Фото «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»

1. Нарисовать скатерть-самобранку.

2. Вспомнить или узнать с помощью родителей, братьев или сестер: в каких сказках говориться о скатерти-самобранке, на которой чудесным образом появляются яства и кушанья! Кто может повторить задание? Спасибо, ребята! До новой встречи на следующих занятиях!

Автор сценария и стихов учитель-логопед Тралкова Н. Н.

Фотографии:

1)Ход открытогог просмотра

Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет - фото
Фото №1 Открытые занятия

2)Выполнение домашнего задания (узор из ягод и фруктов на скатерти)

Фото №2 Конспекты ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР ПО ТЕМЕ Скатертью дорожка твоим мягким ножкам Фото №3 Конспекты занятий НОД Развитие и коррекция речемыслительной деятельности у детей лет
Публикации по теме:

Массажная дорожка «Путешествие ножек».Массажная дорожка «Путешествие ножек». В след за "Развивающей Черепашкой" в детском саду появилась и эта дорожка. Путешествие начинается с ходьбы по следам; дальше прыгают ножки.

«Тактильные дощечки» — средство развития речемыслительной деятельности. Презентация Если в дошкольном возрасте у ребенка не развили творческое воображение через игровую учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»
Опубликовано: 17 июня 2013 в 11:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Тралкова (УИ 110113) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД