Наталия Тралкова
Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Скатертью дорожка твоим мягким ножкам»
Задача:
Развитие и коррекция речемыслительной деятельности у детей 5 – 6 лет.
Цели:
1. Активизация и совершенствование познавательного и речевого развития детей.
Публикация «Открытое занятие по развитию речемыслительной деятельности у детей 5–6 лет „Скатертью дорожка твоим мягким ножкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, логического мышления; тонкой двигательной мышечной активности: развитие ручного праксиса).
3. Воспитание патриотических чувств и бережного уважительного отношения к родному русскому языку.
4. Формирование и развитие творческих способностей и умения самовыражения, способствование личностной творческой реализации ребенка.
Оборудование:
Костюмы зайки, лисы, русские валенки для девочки, льняные и шелковые скатерти и салфетки, платочки, рисунки со следами зайца, снежинки, ёлка, белый шелк, кофейные зерна, предметные картинки, толковый словарь для детей В. Даля.
Основная часть.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые гости!
1. Сегодня мы поговорим о любопытных вещах. Есть в русском языке особые выражения, они называются фразеологизмами, значения которых в умах людей формировалось в течение многих лет, и все равно остается загадочным, не простым …
Например, такое выражение: «Скатертью дорога». Ребята! Кто из Вас знаком с таким выражением? (поднимите руки).
Как ты его понимаешь?. Молодец! А теперь послушайте меня.
У народа существует примета: перед отъездом к венцу (когда невеста выходит замуж, невеста, желавшая, чтобы её сестры тоже поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть, как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестер.
До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих в дорогу, маша платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок».
Выражение «скатертью дорога» первоначально употреблялось только как пожелание счастливого пути, но со временем стало употребляться и иронически, в значении «иди куда угодно», «уходи на все четыре стороны». Почему произошла эта странная метаморфоза (превращение) ученые- филологи, которые занимаются изучением и развитием русского языка, пока не могут точно ответить на этот вопрос.
А знаете ребята, где хранятся все сведения о нашем родном русском языке, все значения слов и выражений! Конечно в книгах, учебниках, энциклопедиях, справочниках, толковых и орфографических словарях В. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. В. Лопатина. Один из словарей (для детей) В. Даля я вам сейчас покажу.
Слушайте, что он нам пишет: «Скатерть» – изделие из плотной ткани, которым покрывается стол. Обеденная. Также в толковом словаре живого (т. е. постоянно развивающегося) великорусского языка В. Даля отражено и то обстоятельство, что страна наша Россия большая и в разных местностях и семьях говорят по-разному. Например: архангельский говор - «Скатерть – скатывать», тверской – «Скатерка», сибирский – «Скатерга» и т. д.
И далее он говорит: «Садились за столы белодубовые, за скатерти бранные, за яства сахарные, питья медвяные» - это сказ. «Скатерть -хлебосолка, самобранка. Муж за хлеб да скатерть, а жена за избу да пляшет». По окончанию трапезы – «Скатертью руки утирать заусенцы будут». (Мы знаем, есть специальный этикет – салфетки).
Далее сказано: «Все столом да скатертью, дорожка скатертью». Пожелание путнику.
В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова сказано: «Скатерть – кусок ткани особой выработки, которым покрывают стол». Узорная скатерть. Белая скатерть. Скатерть – самобранка (сказочно, на которой чудесным образом появляются всякие яства и кушанья).
А в переносном - иносказательном, другом значении: ровное, гладкое пространство (поэтично на языке поэтов). На ровной скатерти лугов стоят озера. У поэта Некрасова «…скатертью дорога».
Вот мы подошли, приблизились к теме нашего сегодняшнего разговора: «Скатертью дорожка твоим мягким ножкам».
Вероятнее всего именно в переносном (другом) значении это пожелание удачного, счастливого пути по ровной дорожке (кому-либо, какому-то персонажу).
Но, в тоже время все чаще появляется выражение и закрепляется другое значение этого выражения (в ироническом, с усмешкой, противоположном смысле) : «Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся»!
Так давайте же попробуем разобраться! И увидеть, понять 2 значения этого выражения: «СКАТЕРТЬЮ ДОРОЖКА!» А помогут нам Тимофей, Даша и Маша. Пожалуйста, ребята!
"Скатертью дорожка, твоим мягким ножкам!"
Слова девочки:
"Здравствуй, Зайка, дорогой!
Что ж ты прыгаешь босой?
Где твои сапожки?
Ведь заморозишь ножки?
Нет! Все я перепутала!
Ведь ножки – у меня!
И в валенки обуты!
А лапки у тебя!
И лапки не замерзнут!
Им шерстка – как носки!
По снежной белой скатерти
Пусть прыгают они!" (девочка пожелала Зайке)
Слова Зайки:
"Следы сумев запутать,
Здесь Зайка пробегал!
И хитрой рыжей Лисоньке
Узор нарисовал!
Пускай плутовка рыжая
Сбивается с пути!
Где Зайка белый спрятался?
Попробуй-ка, найди!"
Слова Лисоньки:
«Ой, ой! Совсем запуталась
Я в заячьих следах!
Какой же шустрый заяц
Живет теперь в лесах!
Его и не поймать мне!
Следы…Везде следы…
Запуталась! Ох! Как запуталась!
Придется прочь идти!"
Слова девочки:
"По снежной белой скатерти
Здесь Зайка пробегал!
И хитрой рыжей Лисоньке
В сердцах он пожелал:"
Слова Зайки:
«Ну что ж,плутовка рыжая!
Все ж сбилась ты с пути?
Что ж, скатертью дороженька,
Мети хвостом, мети! (Зайка пожелал Лисоньке)
Ни нюх твой не поможет!
И ни твои усы!
Я – Зайка очень ловкий!
Попробуй-ка, найди!"
После инсценировки стихотворения дать пояснение с логическим ударением (и смысловой нагрузкой) выражений из стиха. Сначала попробуют это сделать дети.
Пожелание счастливого пути по снежной белой скатерти, ровной дорожке. Девочка Маша пожелала зайке:
«И лапки не замерзнут!
Им шерстка - как носки!
По снежной белой скатерти
Пусть прыгают они»
Пожелание пути, дороги в других значениях. «Уходи без тебя обойдемся, совсем ты не кстати, а то еще «съешь меня!»»-Зайка пожелал лисоньке, спрятавшись от неё за сугроб:
«Ну, что плутовка рыжая,
Все ж сбилась ты с пути?
Что ж, скатертью дорожка,
Мети хвостом, мети!»
Правильно! Молодцы!
Далее: словарная работа.
Ребята мы услышали слова и поняли их значение:
1. Скатерть - снежная скатерть (иносказательно, поэтическое высказывание, покрыта земля зимой снегом).
2. Дорога …. (ездовая полоса и т. д.) . стр. 132 в словаре В. Даля
3. В сердцах - осердясь, во гневе, по злобе, не по-доброму.
4. Плутовка (плут) - ловкий обманщик.
5. Нюх (чутьё) - нюхать, обонять, напрягать чутье, стараясь услышать (определить) носом запах, желание почуять, искать чутьем!
6. Валенки – особо теплые сапожки, сваленные из шерсти, из войлока.
7. След – оттиск, отпечаток ступни, след человеческий, звериный, птичий, санный, тележный и т. д.
Ребята, вам, наверное, тоже захотелось подвигаться так весело и ловко, как нашим героям лисе и зайке!
Физкультминутка:«Протопчи в снегу дорожку!» Проводи гостей в дорожку!»
Вопрос: Какое упражнение для языка похоже на наше движение руки
в сторону-«Часики»
вверх, вниз-«Качели»,«Лошадка»
вперед, назад-«Змейка», «Катушечка»
Далее работа с рисунком и кофейными зернами (следы зайца).
Мы сейчас смоделируем сценку, показанную нам ребятами, на бумаге. Ребята обводят кофейными зернами заячьи следы. На одной стороне получается прямая дорожка, а на другой стороне листа – запутанная дорожка.
Замечательно! Мы знаем, что легкой прямой дорожки Зайке пожелала девочка Маша. А Зайка – Лисоньке по своим запутанным следам пожелал: «Скатертью дорожка, мети хвостом, мети!» (иронически, с усмешкой)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: вопросы для детей с подсказками.
Сегодня мы узнали о том, что значение слова или выражения может быть:
1. Прямое – соответствовать предмету (скатерть в значении материала, которым накрывают стол).
2. Иносказательное (в другом значении) или ироническое (с усмешкой, противоположное). Выражение «Скатертью дорожка» с добрым пожеланием счастливой дороги и противоположным значением – пойди прочь.
3. Чудесное, сказочное.
Молодцы!
Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет узнать много нового о нашем родном языке и помочь ученым разгадывать тайны нашего живого великого русского языка! У кого возникло такое желание? Есть ли среди вас такой мальчик или девочка!
Даже, если это не станет вашей профессией, то читая больше книг и обращаясь к опыту поколений, вы сможете узнать очень много интересного и рассказать об этом другим.
Домашнее задание
1. Нарисовать скатерть-самобранку.
2. Вспомнить или узнать с помощью родителей, братьев или сестер: в каких сказках говориться о скатерти-самобранке, на которой чудесным образом появляются яства и кушанья! Кто может повторить задание? Спасибо, ребята! До новой встречи на следующих занятиях!
Автор сценария и стихов учитель-логопед Тралкова Н. Н.
Фотографии:
1)Ход открытогог просмотра
2)Выполнение домашнего задания (узор из ягод и фруктов на скатерти)