Папки-передвижки

Открытый районный просмотр НОД по ознакомлению с окружающим «Как у нас на Дону»

Галина Парий
Открытый районный просмотр НОД по ознакомлению с окружающим «Как у нас на Дону»
▼ Скачать + Заказать документы

региональный компонент

Воспитатель старшей группы Парий Галина Сергеевна

Тема: Как у нас на Дону

Образовательные области: познавательное, речевое развитие

Цель: знакомство дошкольников с культурой донских казаков

Задачи:

Обучающая:

Расширять представления дошкольников о культуре и быте донских казаков

Формировать знания о близлежащих казачьих станицах (истории,легенды, достопримечательности)

Закреплять знание произведений казачьего фольклора (поговорки, песни)

Развивающая:

Расширять кругозор

Развивать речь

Публикация «Открытый районный просмотр НОД по ознакомлению с окружающим „Как у нас на Дону“» размещена в разделах

Воспитательная:

Воспитывать любовь к родному краю,

Уважение к культуре предков-казаков

Оборудование:

макет казачьего куреня, база, телеги, лошади, лодки

игрушечные лошади, коромысла для подвижных игр

ноутбук, проектор, экран

Методы и приемы:

Словесные (опрос, беседа, рассказывание пословиц)

Наглядный (презентация «Станицы родного края»)

Элементы театрализации (сценка «Рыбалка»)

Игровой (соревнования мальчиков на игрушечных лошадях, девочек с коромыслами)

Предварительная работа: беседа о донских станицах, их истории и достопримечательностях. Разучивание песен, сценки, беседа о значении пословиц и поговорок.

Ход занятия:

Ведущая (в костюме казачки) :

Здорово, дневали!

Гости: Слава Богу!

Казачка: А что за народ тут у нас собрался?

А где ж мои казачата! (Прислушивается.) Да вон, с походу возвращаются…

Звучит казачья песня «Ой, казаки, казачки, военные люди», дети старшей

группы входят в зал парами, впереди мальчики, за ними девочки. Первые два мальчика на «лошадках».

Становятся полукругом.

Казачка : Вот и вернулись казаки с похода. А что ж на сердце-то у каждого казака?

(дети читают пословицы о мужестве казаков)

1 ребё нок:

Донской казак хват –силой, удалью богат.

2 ребё нок:

Пусть знает ворог –казаку Дон дорог.

3 ребё нок:

На Дону закон такой–всех врагов с земли долой.

(Звучит музыка, дети садятся на стульчики)

Казачка:

Поглядите-ка на наших казачат. Приоделись они, приосанились.

Эй, казачата, а что за праздник сегодня, не расскажете нам?

1 ребё нок:

А сегодня казачье гулянье –

устроили песни, танцы, да состязанья.

Казачка :

А хотите узнать, как проходят гуляния в станицах нашего района?

Дети: Хотим.

Казачка: Предлагаю вам прокатится, да посмотреть. На чем, в старину, могли отправится из станицы в станицу? (на телеге, лошадях). У нас лошадь уже запряжена, полезайте в телегу. (девочки в телеге, а мальчики, если не хватило места идут рядом) .

На экране слайд с изображением реки, казачья песня. Следующий слайд – Ст. Раздорская

Казачка: Узнали, что за станица? Что вы о ней знаете? (Слово «раздор», означает разделение реки на рукава, а так как хутор располагается на острове, образованном рукавами Дона и Донца, то его и назвали «Раздоры». Раздорами называются участки земли, которые раздираются течением Дона и его притоками. А знаменита станица тем, что эта самая старая станица района и была она первым «общевойсковым центром», т е столицей донских казаков. Главная достопримечательность- этнографический музей- заповедник «Затеряный мир».)Казаки очень любили играть в различные игры, и никакое гуляние без них не обходилось. Вы же знаете, что казаки были сильные и смелые и своих детей-казачат учили храбрости и ловкости в играх да забавах. А где же, казачата, ваши кони быстрые? Покажите нам удаль молодецкую, ловкость и смелость свою.

Игра «Ловкость казака» (скачки на лошадках)

Казачка:

А казачки у нас смелые есть? Покажите и вы свою быстроту и ловкость.

Игра «Перенести вёдра на коромыслах»

Казачка: Ну показали свою удаль, поехали дальше? Рассаживаемся по местам.

На экране слайд с изображением реки, казачья песня. Следующий слайд – Ст. Пухляковская

Казачка: А эта что за станица, кто знает? (Возникла станица в 18 веке. Первое его название -Собачинский. По преданию царь Петр1 в походе на Азов был на Дону и его угостили вином. Поинтересовался царь- своим ли вином его угощали, на что получил ответ, что местные вина кислые и делали его из привозного винограда. Петр 1 пообещал прислать чубуки хорошего винограда. И скоро казак Пухляков привез сорт винограда, получившего название «Пухляковский белый» или «Пухляк», а хутор был переименован в Пухляковский. Знаменит тем, что здесь жил и работал известный донской писатель Анатолий Вениаминович Калинин. Своим творчеством он прославлял любимый Дон. Чем же дорога Земля донская, привольная от края и до края? Кто хочет рассказать о нашей Донской земле?

1 ребё нок:

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры–ястребы

Над весёлой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

2 ребё нок:

Как у нас на Дону люди сильные,

Прославляют землю изобильную

Как у нас на Дону, дали синие,

А казачки у нас –все красивые.

3 ребё нок:

Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья.

4 ребё нок:

В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на век,

Моя Донщина, Родина моя!

5 ребё нок:

Ай, Дон ты мой родимый, Дон

Для нас ты много значишь

Прими ты наш привет горячий

Земной поклон тебе –казачий.

Казачка:

Донскую землю казаки прославляли не только стихами, но и песнями. Ну а это уже в следующей станице. Поехали?

На экране слайд с изображением реки, казачья песня. Следующий слайд – Ст. Мелиховская

Казачка: Ну а это станица…. (Мелиховская? (Возникла станица в 16 веке. Казаков с Монастырского острова переселили в более удобное для проживания место на возвышенном берегу Дона. А название произошло от двух слов «мель» и «ховать», т. е прятать. Ака сказывали старики- в старину казаки «ховались» на мелководье, в камышах и внезапно нападали на вражеские суда.)Чем она знаменита? (тем, что здесь сохранились традиционные казачьи постройки, на территории станицы есть родник «Святой колодец», ну и конечно же- виноградники)

Ребята, а вы хотите повеселить гостей задорной, казачьей песней?

Песня «Как за Доном, за рекой, казаки гуляють»

Казачка :Ох и хороша Донская песня, но нам пора возвращаться домой. Поехали…

Вот мы и дома… Как называется наш посёлок? А на какой он реке стоит?

(Дети садятся на стульчики)

Казачка:

А казаки не только пели, да плясали, а еще они умели ладно…. сказки сказывать, да показывать. Садитесь поудобней, сказка начинается…

Ребё нок:

Солнце ясное встаёт

А Донец течёт, течёт,

И по нашему Донцу

Сказка в гости к нам плывёт.

Ребё нок:

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнём жили-были старик-казак, да старуха-казачка. А в Дону рыбы водилось видимо-невидимо, прямо загляденье.

Старуха:

Старик! С Дона лёд сошёл, ты сходил бы на реку, поймал-бы рыбу-леща!

Старик:

Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю.

(Старик берёт удочку и идёт к реке, садится в лодку, ловит рыбу)

Старик:

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрёшь до хаты еле-еле.

А нонче –ты спроси у казаков

Уловы наши страшно поредели.

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Старухе ничего я не поймаю?

Старуха:

Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю,

Деда вкусно накормлю!

Старик:

Ой, ёй, ёй, клюёт, клюёт,

Славный лещ ко мне идёт!

(Старик вытаскивает из реки рыбу и несёт старухе.)

Старик:

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка живо ухи навари.

(Старуха берёт рыбку, идёт за плетень, старик ставит стол, стулья,

раскладывает ложки, садится. Старуха несёт уху в чугунке.)

Старик (нюхает уху) :

Эх, Хороша донская ушица!

Старуха:

А давай, старик, с тобой,

Угостим гостей ухой?

Старик:

Давай.

Старуха:

Каждый пусть о празднике на память

Унесёт отсюда светлую улыбку,

Ну а мы на память вам подарим

Из ушицы маленькую рыбку.

(Старик и старуха достают из чугунка рыбок и дарят гостям)

Дети (по очереди)

Праздник наш к концу подходит

И на мысль нас наводит,

Что течёт в конце концов,

В жилах наших кровь донцов

Что казачьей нашей славы

Мы наследники по праву,

Что традиции блюдём,

Свято память бережём.

Что в сердцах хранить мы рады:

Песни, пляски и обряды!

Казачка:

Встречу нашу завершаем…

Счастья, радости, удачи

От души мы всем желаем!

(Дети под музыку выходят из зала)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что у нас под ногами» Цель: познакомить детей с почвой её особенностями, значением в жизни растений. С некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Опасности вокруг нас» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МБОУ «ДНЕПРОВСКАЯ СОШ» ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1 ФИО должность педагога Вдовина Л. А. воспитатель МБОУ.

Осенний праздник в начальной школе «Как у нас на Дону» УЧИТЕЛЬ КОВАЛЕНКО СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА Цель: развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края, уважение к традициям своего края,.

Открытый просмотр НОД в ОО «Физическое развитие» в подготовительной группе «Космическая тренировка» Цель: укрепление здоровья детей через физические упражнения Задачи: Совершенствовать различные виды ходьбы и бега, формируя правильную осанку.

Открытый просмотр НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Национальный парк «Лосиный остров» Программное содержание: Формировать представления о заповедных местах, родного края. Расширять представление детей о разнообразии природного.

Открытый просмотр НОД «Скоро в школу» в подготовительной группе Цель: показать детям общественную значимость праздника – День знаний; Задачи: -уточнить знания детей о школе; -закрепить название и назначение.

Открытый просмотр НОД в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой «У» НОД «Знакомство со звуком и буквой «У». Цель: повышение мотивации у детей старшего дошкольного возраста к изучению звука и буквы «У» путем.

Открытый просмотр НОД в старшей группе «Волшебное элкектричество» Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека. Задачи: -обобщить знания детей об.

Открытый просмотр подвижных игр в старшей группе Муниципальное дошкольное учреждение детский сад № 54. Открытый просмотр старшей группе «Подвижная игра – как средство повышения двигательной.

Открытый просмотр в подготовительной группе «Песочная терапия»Открытый просмотр в подготовительной группе «Песочная терапия» В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное и скрытые в нем тайны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый районный просмотр НОД по ознакомлению с окружающим «Как у нас на Дону»
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 17:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый районный просмотр НОД по ознакомлению с окружающим «Как у нас на Дону»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Парий (УИ 76959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД