Альбина Романова
Открытый урок по математике «Квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по математике во 2 классе по теме : «Квадрат»
Предмет: математика
Класс: 2
Раздел: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100»
Тема: «Квадрат»
Тип: урок «открытия нового знания»
Технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология здоровьесбережения;
- технология – проекта
Публикация «Открытый урок по математике „Квадрат“» размещена в разделах
Цель: формирование представления о квадрате, о его свойствах; умения чертить квадрат на клетчатой бумаге; решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами;
-давать определение квадрата, указывая его свойства,
- уметь выполнять чертёж квадрата;
- выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100;
- находить периметр квадрата.
Метапредметные УУД
Познавательные
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;
- высказывать предложения, делать выводы;
Коммуникативные
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- уметь слушать учителя, одноклассников;
- употреблять вежливые формы обращения;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе;
- уметь с точностью выражать свои мысли, отвечать грамотно на поставленный вопрос;
Регулятивные:
- с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель, задачи, тему урока;
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
Личностные:
- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
Формы организации взаимодействия: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.
Основные понятия, термины: квадрат, периметр, геометрические фигуры.
Межпредметные связи: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.
Оборудование: экран, проектор, магнитная доска, ноутбук,
наглядные пособия (презентация, дидактический материал (карточки для работы, геометрические фигуры.
Форма контроля: учитель – ученик, ученик – ученик;
Ход урока:
Настрой на урок
1. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
2. Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Чудесных открытий желаю я вам.
3. Прочитаем вместе. Эпиграф: «Вы талантливые дети!
Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы …. (умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно … (работать) над собой, ставить новые ….(цели) и стремиться к их достижению. (Ж. Ж. Руссо)
4. Девизом нашего урока будут слова «Тот, кто хочет много знать – должен сам всё постигать!»
5. Учитель: Запишем дату, классная работа
2. Актуализация ранее изученных знаний.
Учитель: Чем занимаются на уроках математики? (ответы детей)
Учитель: (подводит к слову «Открываем новые знания»). Но каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому наш урок мы начнём с разминки.
Учитель: Реши примеры и соедини точки (у каждого на столе карточка) и на доске можно проверить.
- На сколько 7< 14
- Уменьши 48 на 40
- Сколько получится, если число 3 взять 3 раза
- 1 слагаемое 8, 2 слагаемое такое же, найди сумму
- уменьшаемое 27, вычитаемое 10, чему равна разность
- На сколько 42 больше, чем 6
- От наименьшего двузначного числа отнять 3 единицы
Учитель: Что получилось (квадрат). Тема нашего урока «Квадрат»
Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока и составим план
- Познакомиться с квадратом
- Изучить свойства квадрата
- Научиться чертить квадрат
- Находить периметр квадрата
Учитель: На доске расположены геометрические фигуры
Назовите их
(треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, овал)
Учитель: остался квадрат
Учитель: Что такое квадрат? (геометрическая фигура, у которой 4 угла (учитель просит на макетах показать 4 угла, 4 вершины (показывают вершины, 4 стороны (показывают стороны)
Учитель: Что ещё можно сказать про квадрат? (у него все стороны равны)
- Как доказать? (измерить)
- Какой инструмент нам поможет? (линейка)
- (измеряют, доказывают, что все стороны равны)
- Все углы прямые
- Как доказать?
- Какой инструмент нам поможет? (угольник)
(измеряют, доказывают, что все углы прямые)
- Раз у квадрата все углы прямые, как его можно назвать (прямоугольником)
- Чем квадрат отличается от прямоугольника? (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны)
- Что ещё можно сказать про квадрат? (он многоугольник, четырёхугольник)
Учитель: Квадраты находят нас везде. А иногда даже там, где мы совсем не ожидаем их увидеть.
Учитель: Назови предметы квадратной формы (дети называют)
Учитель: (предлагает детям прочитать стихотворение)
(раздаёт листочки со стихотворением)
1. Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
2. Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил – квадрат.
3. И стол – квадрат, и стул – квадрат,
И на стене плакат – квадрат.
4. Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат.
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые
Все: КВАДРАТ – четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
Учитель: А еще у каждого аккуратного воспитанного человека в кармашке обязательно лежит квадрат. Догадались? (платок) Давайте убедимся, что это квадрат. Нам платочки нужно обшить тесьмой. Какой длины тесьму покупать для 1 платочка? Как узнать? (найти длину всех сторон и сложить) Найти Р. (устно)
Учитель: (по плану смотрит, что изучили)
Учитель: Отгадайте загадки:
- Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш) (показывают карандаш)
- Длину, ширину.
Подскажу без труда
Ты только к фигуре
Приложи меня. (линейка) (показывают линейку)
(линейка)
Учитель: Для чего нам нужны линейка и карандаш (чертить фигуры)
Учитель: Какую фигуру мы будем учиться чертить? (квадрат)
Учитель: Что можно сказать про квадрат? (у квадрата все стороны равны)
Учитель: в каких единицах будем измерять длину? (в см) Почему?
Учитель: Начертим квадрат со стороной 3 см (поставим точку, отметим через 3 см другую точку, вниз 3см, влево 3 см, соединим вершины)
(чертят, обозначают вершины)
Учитель: Найдём Р квадрата.
Учитель: Что такое Р квадрата : (сумма длин всех сторон, обозначается латинской буквой Р)
Игра «Снежный ком» (снежный ком мы все катаем, на вопросы отвечаем)
Учитель: Снежный ком как волшебный клубок привел нас вот к такой геометрической фигуре. Что это за фигура? (ломаная)
Учитель: Что молча говорит ломаная? (по вершинам ломаной прочитать пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»)
Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы (делать всё аккуратно, не торопясь, чтобы все были довольны работой)
Творческая работа – составление узоров-рисунков из квадратов (работа в паре). Правила работы в паре. (музыку может включить)
Учитель: Покажите свои картины. А мне хочется дополнить нашу выставку репродукцией знаменитой картины Малевича. Это одна из самых известных картин, которая прославляет «квадрат». Казалось, что может быть проще: на белом фоне чёрный квадрат. Любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: чёрный квадрат на белом фоне – картина русского художника Казимира Малевича, созданная ещё в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи.
Итог «Ступеньки» (заполняют по плану и штрихуют)
Учитель: А вы знаете, что квадрат произошёл от латинского слова «кваттуор» (четыре) – фигура с четырьмя сторонами.
Психологический тест
Учитель: Мы сегодня говорили о квадрате, но каждая фигура по-своему необыкновенна, у каждого своя. Кто-то любит треугольник, кто-то круг, а кто-то квадрат. Я прошу вас из этих 3 фигур выбрать и нарисовать в тетради свою любимую (дети рисуют)
Учитель: Простит встать детей,
- кто выбрал круг (Психологи считают, что эти люди добрые, общительные)
- кто выбрал треугольник (психологи считают, что эти люди – лидеры, устойчивые, упорные)
- кто выбрал квадрат (люди спокойные, дружелюбные)
Вывод: Несмотря на то, что все мы по характеру разные, но порадовали меня своей работой. Молодцы! Умнички! Спасибо за урок.
Учитель: А вы знаете, что такое Магический квадрат? (Волшебный)
Учитель: Это квадратная таблица, заполненная числами таим образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
Учитель: Предлагает выполнить домашнее задание, заполнить магический квадрат.