Гузель Мустаева
Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие»
Открытый урок по теме
«Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр»
«Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»
Выполнила:
Мустаева Гузель Наилевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ пгт. Агириш
2016
Направленность: художественно-эстетическая
Публикация «Открытый урок по теме „Средства музыкальной выразительности, Ритм и Метр“ „Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема занятия: Средства музыкальной выразительности. Ритм. Метр.
Цель: познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма.
Задачи:
Образовательная:
В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром, как средством музыкальной выразительности.
Развивающая:
Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить
их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений, речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма
Воспитательная:
Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные:
У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.
Предметные:
В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр, для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки.
Оборудование для педагога:
- видео - материалы;
- технические средства - компьютер, проектор, акустическая система;
- музыкальная аппаратура - синтезатор;
- музыкальные инструменты (шумовые, ударные);
- цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки).
Виды деятельности:
Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами, работа с карточками.
Методы и приемы:
- наблюдение,
- использование видео - материала,
- аналитический,
- практический,
- наглядный.
Задание на дом: закрепление знаний по ритму и метру, работа с упражнениями.
Перспектива на следующее занятие: готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.
Ход занятия
- Здравствуйте дорогие друзья!
(отвечают дети)
Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?
(Ребята приводят примеры)
Вот вы идете – это ритм. А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм. А тиканье часов? Все это тоже ритм. А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни, например, песни «В лесу родилась елочка». Сначала мы ее споем.
(поем вместе с детьми песню «В лесу родилась елочка», одного куплета достаточно)
- А теперь прохлопаем ритм.
(вместе прохлопываем ритм)
- А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?
(дети дают свой ответ)
- Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?
(дети отвечают)
- Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм. Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.
(смотрим видео-отрывок вальса)
- А теперь давайте попробуем станцевать.
(берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)
- Понравилось?
(дети дают свой ответ)
- А теперь давайте послушаем польку, раз, два, раз, два.
(смотрим фрагмент польки)
- А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку, всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка». Давайте мы ее вспомним, споем.
(звучит песня «Добрый жук», раздаются слова песни, одного куплета будет достаточно)
- Ну вот, песню вспомнили, а теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.
(дети парами встают в круг)
Описание танца (польки) :
«встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу
«жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении
«никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти
«громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении
(возможен другой расклад движений)
- Понравилось вам?
(дети дают свой ответ)
- А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм, в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром. Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром. Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры. Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра, когда движемся под музыку.
(смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)
- Раз, два, раз, два – это двухдольный метр. Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. А это трехдольный метр. Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра, есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Вот например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах) «Allegro», то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка, построенная без мелодии, основанная на ритме. В национальной музыке узбеков, таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма.
(смотрим фрагмент танца народов севера)
- Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке, но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном». Метроном - от греческого «метрон» - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении. Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном, он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.
(описываем маятник и показываем как он работает)
- Слышите?
(дети отвечают)
- Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio», в переводу медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем). А давайте попробуем спеть песню в этом темпе?
(возьмем, к примеру, песню «В лесу родилась елочка»)
- А теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro», то есть быстро. А ну ка, попробуем спеть в этом темпе!
(поем песню в заданном темпе)
- А давайте мы с вами создадим или придумаем свой ритмический рисунок и прохлопаем его?
(здесь возможен различный вариант, например можно на доске рисовать палочки, или сделать цветные карточки с абсолютно любым изображением, например овощи, фрукты, матрешки, снежинки, единственное, что одни карточки больше размером, а другие меньше, что обозначает сильную и слабую доли)
- Сначала мы посмотрим видео и поиграем в ритмические игры
(смотрим видео – материал «ритмические упражнения»)
(материал – «новоселье у гномов – играем с ритм схемами», «ритмические упражнения для развития слуха – поймай снежинки», «ритмы зимы», «ромашковые ритмы», «ритмические загадки- сольфеджио»)
- Понравилось вам?
(дети отвечают)
А теперь давайте сами придумывать ритмы
(дети сами расставляют картинки (или рисуют палочки) и прохлопывают ритмы)
- А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!
(шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)
(опять же используем цветные карточки, картинки, и поверх ритмического рисунка накладываем карточку с изображением инструмента)
- Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку! Вам понравилось?
(дети дают ответы)
- На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?
(дети дают свои ответы)
- А что же такое ритм и метр?
(дети отвечают)
- Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!
(дети прощаются)
Самоанализ педагога: Занятие прошло в режиме диалога, игры обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Дети активно принимали участие в играх, самоанализе и познании темы. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решен.
Ребята активно участвовали в обсуждении предложенных вариантов.
Перед началом практической работы перед ребятами были поставлены конкретные цели, даны разъяснения, чему они должны научиться в процессе занятия.
Для достижения целей использованы различные формы и методы работы. Воспитанники работали в парах, индивидуально, принимали участие в групповом обсуждении. Но больше всего уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, раскрытию их творческого потенциала.
Были использованы методы иллюстрации и демонстрации (видео показ, словесные методы (рассказ, беседа, диалог, упражнения и игры. Занятие поставлено методически грамотно, чётко выделены основные этапы, соблюдено соотношение между теоретической и практической частями занятия, изучением нового материала и практическим закреплением. Благодаря такой системе работы на занятии сложилась очень дружелюбная атмосфера, ребята охотно помогали друг другу в работе, чувствовали себя комфортно.
Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и детей на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.
В заключении можно отметить, что поставленная цель занятия достигнута, воспитанники расширили кругозор.
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,
а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.
Музыка – это сама жизнь».
Д. Б. Кабалевский.