Получи документы

Открытый урок литературы с применением технологии развития критического мышления «Этот мир очарований…»

Наталья Викторовна Зотова
Открытый урок литературы с применением технологии развития критического мышления «Этот мир очарований…»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АЛЕКСЕЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИКУМ»

Урок литературы с применением технологии

развития критического мышления (ТРКМЧП)

по профессии 23. 01. 17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Подготовила:

Публикация «Открытый урок литературы с применением технологии развития критического мышления „Этот мир очарований…“» размещена в разделах

преподаватель русского языка и литературы

Зотова Н. В.

Тема: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»

Цели и задачи:

Образовательные

1. Дать понятие «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.

2. Познакомить обучающихся с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

3. Развитие умений видеть символы в поэзии; формировать навыки исследования художественного текста, его эмоционального восприятия.

4. Подвести студентов к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

Развивающие

1. Развивать критическое мышление обучающихся через чтение и письмо, обучая работе с поэтическими текстами.

2. Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».

Воспитательные

1. Формирование гуманистического мировоззрения.

2. Воспитание эстетического вкуса;

3. Формирование бережного отношения к слову, развитие способности понимать слово, определять его роль в контексте произведения.

Тип: урок изучения истории и теории литературы, художественное восприятие произведений; развитие речи.

Педагогическая технология : ТРКМЧП-развитие критического мышления через чтение и письмо

Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.

Приемы:

- составление ассоциативной цепочки;

- составление таблицы;

- выразительное чтение;

- сопоставление музыкального произведения и стихотворений;

- презентация;

- слово преподавателя;

- сообщения студентов.

Виды деятельности обучающихся: коллективно-групповая деятельность; запись основных положений лекции и докладов в тетради, самостоятельный анализ творчества писателей; конспективное изложение результатов анализа произведения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблицы.

1. Слово преподавателя.

Ребята, сегодня мы окунёмся в необычный мир художников и поэтов, которые перенесут нас в иной мир. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. «Серебряный век…»

Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку, словесный ряд из данных слов дан на слайде: «Серебряный век - …»

Слайд 1

Серебро – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

Итак, звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

Запишем в тетради:

В литературоведении Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Слайд 2

Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933, а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Слайд 3

Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».

Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в 90-х годах (ХIХ века… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».

Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»

2. Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

2. Выступление подготовленных учеников:

1. Историческая справка (студент 1)

Слайд 4

Запись в тетрадях:

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Ключевые события эпохи:

• 1890 – экономический рост

• 1894 - Николай II

• С 1902 – политические партии

• 1904-1905 – русско-японская война

• 1905 – первая русская революция

• 1906 – I Государственная Дума

• 1914 – начало Первой мировой войны

• 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

Слайд 5

Научные открытия :

Открытие рентгеновских лучей

• Исследование радиации

• Создание квантовой теории

• Изобретение беспроволочной связи

3. Слово преподавателя

Попробуем осмыслить данную информацию.

Запись в тетради:

Человек тревожной, противоречивой, кризисной эпохи рубежа веков понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.

Взгляд писателей повернулся к проблемам человека в целом и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам.

Слайд 6

Запись в тетради:

Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

1. МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

Слайд 7

Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

Слайд 8

Модернизм объединил следующие литературные течения : символизм, акмеизм, футуризм.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством

Слайд 9

2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Константин Бальмонт написал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

3) Работа по слайду № 10

2. Искусствоведческая справка

Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

На фоне музыки «Вокализ» Рахманинова студент представляет полотна, ставшие символом эпохи.

Слайд №11

• М. Врубель «Демон поверженный» (студент 2)

Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опалённые крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

Слайд №12

• В. Борисов-Мусатов «Призраки» (студент 3)

В симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…

Слайд №13

• К. Петров-Водкин «Купание красного коня» (студент 4)

Монументальное полотно! Реальное земное событие обнаружило глубокий символический смысл - призыв и предчувствие грядущего обновления.

Вывод:

В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Художники новой эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке. Исторически достоверные и социальные оперы М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского сменили музыкальные произведения А. Скрябина и С. Рахманинова.

3. Анализ поэтических текстов. Коллективная работа

Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Слайд №14

На фоне музыки «Поэта экстаза» А. Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого студента).

После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:

Автор, годы жизни Поэтическая

Я-концепция

В. Соловьев

(1853-1900)

«…Мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам»,

«… в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам»

М. Лохвицкая

(1869-1905)

«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»

«Мне мил и солнца луч…

И шорох тайн манит меня»

«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»

К. Бальмонт

(1867-1942)

«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»

«Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто»

В. Ходасевич (1886-1939) «Я скитаюсь здесь напрасно

Путь далёк мне…»

Слайд №15

• Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы с сами

Тот путь, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.

Слайд №16 Образец заполнения карточки

Слайд №17

• Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых-

Видений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.

Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи беспросветной,-

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.

И суждено мне до конца

Стремиться вверх, скользя над бездной,

В тумане свет провидя звездный

Из звезд сплетенного венца.

Слайд №18

• Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Слайд №19

• Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)

Я угасну… Я угасну…

Все равно… Умру, уйду.

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.

Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь – томительный обман.

Вы – останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман – глубок.

Я уйду, закроюсь мглою…

Путь неведом и далек…

5. Вывод по уроку.

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.

5. Рефлексия.

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) вспомнить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5) заслушать варианты (по желанию). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

6. Оценивание работы студентов.

7. Домашнее задание: прочитать статью Брюсова «О свободе слова»

Публикации по теме:

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа» Конструкт занятия Тема урока:«Метаморфозы цветочного образа»Тип урока: комбинированный Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по светской этике «Справедливость» Тема урока: «Справедливость» Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок литературы с применением технологии развития критического мышления «Этот мир очарований…»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 10:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД