Инна Викторовна Хмыз
Музыкальное занятие для дошкольников «Откуда берется звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с принципами образования звуков, воспитание интереса к звучащему миру, развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование:
1. Предметы: стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, лист бумаги, емкость с водой.
2. Искусственный цветок
3. Музыкальные инструменты : ложки, маракасы, колокольчики, трещотки, бубенцы, треугольники, коробочки, румбы.
Публикация «Музыкальное занятие для дошкольников „Откуда берется звук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
4. Карточки с изображением флейты, скрипки, контрабаса, птички, кошки, медведя.
5. Портреты композиторов А. Островского, Г. Струве.
Фонограммы:
1. «Шутка» И. С. Баха
2. «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Дж. Верди «Сердце красавицы склонно к измене»
3.«Весенняя полька» В. Алексеев 4.«Музыка» сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве
Нотный материал:
1. «До, ре, ми, фа, соль….», сл. З. Петровой, муз. А Островского.
Ход мастер – класса
Музыкальный руководитель :
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применять ко всем вам. У меня есть волшебные предметы. Я попрошу отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды).
Музыкальный руководитель : Молодцы! Но на этом загадки не заканчиваются. Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Часы, телефон, пылесос, чайник: (дом)
Самолет, салют, автомобиль, церковь: (улица)
Дождь, ветер, метель, гроза: (природа)
Музыкальный руководитель : Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний :
а) мяу, ку-ка-ре-ку…
б) тук, щелк, хлоп…
Музыкальный руководитель : Подберите звукоподражания применительно к :
а) часам (тик-так)
б) шагам (топ-топ)
в) воде (буль-буль)
г) молотку (тук-тук)
д) мячу (бам-бам)
е) кукушке (ку-ку)
ж) собаке (гав-гав) и т. д.
Музыкальный руководитель :
Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю поиграть!
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Каратаевой
(сборник «Игровая методика обучения детей пению» О. Кацер, СПб, 2008г.)
Листочки на ветках шуршали, «ш-ш-ш» - голосом тихо
Капельки в гости звали.
Капельки к ним прилетели «кап-кап» с нисходящей интонацией
И звонкую песню запели.
От звона проснулся ветер «у-у» с изменением звуковысотности,
Помочь рукой
И разбудил всех на свете:
Кошку, а с ней и котенка, «Мур-р-р, мяу» в разных голосовых
регистрах
Спавшего в люльке ребенка, «у-а, у-а»
Болотных зеленых лягушек, «ква-ква»
И даже ворчливых старушек, «бу-бу-бу»
Злую собаку, «гав-гав»
Назойливых мух. «з-з-з»
Вскоре проснулся петух.
Звонко провел он: «ку-ка-ре-ку!»
И заблестела роса на лугу. «о-о-о» точечно отрывисто на любых
звуках в высоком регистре
Солнышко тоже проснулось все запели «А-а-а» каждый на своей
высоте
И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем.
Музыкальный руководитель : Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Назовите инструменты, которые могут передать голоса птички, медведя, кошки ( ответ: флейта, контрабас, скрипка).(Показать карточку животного, затем карточку соответствующего инструмента)
Музыкальный руководитель : Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем музыкальном настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал пьесу «Шутка», из оркестровой сюиты №2, послушайте ее.
Слушание «Шутка» И. С. Баха
(показать цветок)
Музыкальный руководитель : У нас даже чудесный цветок расцвел от такой замечательной музыки. Кому я дам цветок, тот и скажет какая эта музыка по характеру. (передаю цветок). Как Вы хорошо чувствуете музыку!
Скажите, если у вас плохое настроение, и вдруг вы услышите звуки веселой, задорной, игривой, солнечной музыки, настроение изменится? (Ответы).
И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.
Музыкальный руководитель : В нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? (Нет). Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них). Выбирайте музыкальные инструменты.
(раздать музыкальные инструменты).
Оркестр: Звучит «Озорная полька» А. Филиппенко
Музыкальное сопровождение по выбору музыкального руководителя, музыкальный руководитель дирижирует оркестром.
Музыкальный руководитель : Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше…петь!
Сейчас предлагаю творческое задание: определите образ человека по поющему голосу (звучит «Песенка Герцога, из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди «Сердце красавицы склонно к измене», в исполнении Лучано Паваротти).
Определяем:
• пол поющего (мужской или женский,
• возраст,
• характер,
• действия,
• желания,
• внешние данные,
• на каком языке поет – понятном (русском или нет).
(Герой поет на самом музыкальном языке – итальянском. Он беспечный, беззаботный, думает только о себе, а не о других).
Музыкальный руководитель : Ну, а теперь и нам запеть пора. Принимаем певческую установку (певческая установка)
Первый куплет исполню я, а второй и припев: «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» – вместе.
Песня из телевизионной передачи «Урок пения», «До, ре, ми, фа, соль….» сл. З. Петровой, муз. А. Островского.
(журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2006г.)
Музыкальный руководитель :
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка,
Расскажите мне скорей…
Такие стихи сочинила девочка – школьница Ира Исакова, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня. Давайте ее послушаем.
Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве.
(журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.)
Музыкальный руководитель : Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
В Степанова.
Всем спасибо за внимание,
Я пою вам: «До свидания!»
Литература:
1. Абелян Л. М., Забавное сольфеджио, - М., Советский композитор, 1985г.
2. Девятова Т. Н., Звук-волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-пресс, 2006г.
3. Кочемасова Е. Е., Тютюнникова Т. Э., «Откуда берется звук?» / журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006г.