МААМ-картинки

Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом

Наталья Писаренко
Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом

Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом.

Принципы отбора произведений изобразительного искусства.

1. Знакомство с натюрмортом.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показы-вают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить до-школьников. Он не только вызывает эмоциональный отклик у де-тей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опы-том, но и привлекает внимание детей к средствам выразитель-ности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красо-ту изображенных предметов и любоваться ими.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом» размещена в разделах

Мотив выбора детьми этого жанра живописи понятен: они со-звучны их опыту, так как со многими предметами, изобра-женными в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в бы-ту. Н. М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.

На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не об-разу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста.

На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину при-влекательной для него. При условии правильной педагогической ра-боты часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элемен-тарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композицию.

На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю ха-рактеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.

Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспи-тателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоцио-нально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. При воспроизведении вещественного мира прослеживается личное отно-шение к нему художника. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре; с другой индивиду-альность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны – объективная и субъективная – неразрывно переплетаются.

2. Виды натюрмортов и принципы отбора картин для детей раз-ных возрастных групп.

В зависимости от содержания изображенных объектов на картине, условно выделяются однопорядковые (или одновидовые) и смешан-ные натюрморты.

Одновидовой натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие, условно опреде-ляем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон».

К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображе-нием живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются для знакомства одновидовые натюрморты : овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Лучше под-бирать яркие, декоративные работы.

В средней группе продолжаем знакомство с одновидовыми натюрмортами, следует также предложить и смешанные по содер-жанию натюрморты.

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов; особенности использованных средств вырази-тельности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам де-тям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции.

При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, инте-рес, быть близким их личному опыту. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, ха-рактер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме. По средствам выразительности всегда привлекает цветовая тональ-ность – теплая, холодная или контрастная гамма красок.

В отборе произведений по форме учитывается принцип разно-образия используемых художником средств выразительности и ма-неры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются карти-ны, в которых художественные образы расположены в круг, тре-угольник, асимметрично, симметрично, в центре. Учитывают так-же и принцип концентричности, суть которого заключается в воз-врате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в раз-ных возрастных группах неоднократно предлагается для рас-сматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, устано-вить взаимосвязь между содержанием и средствами выразитель-ности.

Натюрморты должны реалистично отражать знакомые детям явле-ния общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко пред-ставлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержа-ние (какие художественные средства использовал). Тема натюр-морта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жиз-ненным впечатлениям.

Отбирая натюрморты для ознакомления детей дошкольного воз-раста, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изобра-женному.

3. Принципы, методы и задачи организации педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных условий и особой творческой, радостной ат-мосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми.

Важный принцип эстетического воспитания – это принцип це-лостного и неспешного эмоционального освоения.

- Здесь важно использовать метод поэтапных открытий: четкое вы-членение задач каждого последующего занятия, постепенное вклю-чение детей в осознание художественного замысла произведения.

Принцип соблюдения единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.

- Метод общения – свободный диалог, доброжелательная под-держка высказываний ребенка, анализирование произведения, чте-ние художественной литературы, прослушивание музыкальных про-изведений, сенсорные игры.

- Метод наблюдения – различные наблюдения на прогулках, экс-курсии в природу, на выставки, рассматривание различных предме-тов, иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов.

- Метод пояснения, сравнения.

- Тактильно-чувственный метод.

- Метод вызывания адекватных эмоций.

- Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и пе-сенных образов.

- Метод музыкального сопровождения.

- Прием акцентирования деталей.

- Прием «вхождения в картину».

- Игровые приемы.

Большую роль играет подготовка – накопление эмоционального, бы-тового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это проведение различных дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Подбери по цвету», «Найди картины, написан-ные теплыми и холодными красками», «Разбери картины по груп-пам»

Организация педагогической работы по ознакомлению до-школьников с изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы:

- 1 группа – содержательная: обучать детей понимать, что изоб-ражено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить худож-ник.

- 2 группа – изобразительно-выразительная: обучать детей

воспринимать и оценивать художественные средства, ис-пользуемые художником.

- 3 группа – эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

- 4 группа – воспитательная: воспитание нравственно эстетиче-ских качеств, познавательных интересов в процессе обучения де-тей восприятию искусства.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональ-ности их отношений к содержанию живописи.

Список литературы:

1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебное пособие. – М. : Издат. центр «Академия», 1997г.

2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобрази-тельного творчества. Учеб. пособие для студ. вузов. – М. : изд. центр ВЛАДОС, 2006г.

3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. / Библиотека про-граммы «Детство». – СПб. : изд. «Детство-Пресс», 2006г.

4. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования : учеб. пособие – М. : Педагогическое общество России, 2007г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых 1. Значение труда в развитии ребенка В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому.

Ознакомление детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с родным краем Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной.

Ознакомление с ПДД. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Плисова Светлана Анатольевна воспитатель Разделы: Работа с дошкольниками ___ Все мы живем в обществе,.

Ознакомление детей дошкольного возраста с официальной символикой родного края «Герб и флаг» 100 лет со дня образования Иваново-Вознесенской губернии. Это большое и важное событие для всех нас, живущих на этой земле. Это время, которое.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, краем» Воспитывать любовь к семье, родному дому, городу, стране. Побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное.

Педагогический проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии» Организатор проекта: педагог дополнительного образования – Дякина В. С. Участники проекта: воспитатели, дети – подготовительной, старшей,.

Презентация на тему «Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с животными леса» Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Живая природа.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом Введение. 16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности. В нашем городе Советском проживает много людей разной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом
Опубликовано: 6 января 2019 в 19:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД