Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения

Алена Мынзату
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения

Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило причиной работы над данной темой.

Слова, речь – показатель общей культуры, человека, его интеллекта, его речевой культуры. Культура речи входит в понятие общения. Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она – часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Маленький ребенок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Впоследствии, поступая в школу, он продолжает все тот же интуитивный процесс общения, совершенствуя его в себе.

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важной задачей.

От того, как организованно общение детей, зависит и результат обучения и воспитания, которые предполагают развитие всесторонне развитой личности. А это обширное понятие включает в себя культуру речевого общения.

В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются многих моментов общения. Этические нормы, или иначе – речевой этикет, касаются в первую очередь общения на «ты» и «вы», выбора полного или неполного имени, выбора обращения и так далее. Роль этических норм в общении можно прояснить на ярком примере. Сквернословие – это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

Уважительное, вежливое общение созидательно, грубость же всегда разрушительна. В языковом выражении, в речевом поведении грубость многолика. Это может быть прямое употребление грубых нецензурных выражений, прозвищ и т. д. Грубость может выражаться и неупотреблением речевого этикета там, где он ожидается: знакомый не поздоровался, не извинились, не поздравили с праздником и т. п.

Поэтому важнейшей проблемой как современной системы образования и воспитания подрастающего поколения, так и каждого человека является совершенствование культуры речевого общения, а значит культуры поведения вообще.

Целью для нас обозначилось: исследовать эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с формами обращения как составляющими этикетного диалога для воспитания культуры речевого общения.

Задачи:

1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме.

2. Раскрыть особенности воспитания речевого этикета, его составляющих у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить методы, условия ознакомления дошкольников с разными формами обращения.

4. Провести экспериментальные исследования по выявлению использования форм обращения в речи детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическим обоснованием для исследования послужили работы современных лингвистических исследований: русского речевого этикета (Н. И. Формановская, В. Е. Головин, проблема общения с точки зрения теории речевой деятельности (А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев). В процессе своей работы они установили, что обучать речевому общению необходимо с раннего возраста, так как детство – важный период человеческой жизни.

Программа развития речи детей предусматривает круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми, а также воспитание определенных качеств личности. Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи (уметь задавать вопросы и отвечать на них, программа одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветливость, сдержанность. Каждая задача развития речи конкретизируется в соответствии с возрастом детей.

Такое распределение материала приближает программу к реальным условиям работы воспитателя, но не следует его воспринимать догматически.

Для начала работы по данной теме мы исследовали уровень сформированности навыков ведения этикетного диалога и использования этикетных форм обращения старшими дошкольниками. Методики для исследования:

- методика определения уровня знаний детьми старшего дошкольного возраста основ речевого этикета и формул обращений «Пять речевых ситуаций»;

- методики определения уровня использования детьми дошкольного возраста этикетных формул обращений: «Магазин» - автор Купина Н. А., «Рукавички» - автор Урунтаева И. О.

Базой исследования являлся МБДОУ Бейский детский сад «Ромашка» старшая группа «Морячки» (экспериментальная). В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа была выстроена из трех этапов:

- констатирующий этап, на котором выявлялся уровень сформированности навыков этикетных форм общения детьми старшего дошкольного возраста и их качественный анализ;

- формирующий этап, в рамках которого происходило целенаправленное обучение детей этикетным формам обращения как составляющей культуры речевого общения;

- контрольный этап, на котором анализировались результаты по обучению этикетным основам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа экспериментальной работы явилось выявление уровня сформированности навыков этикетного диалога как составляющей культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Этот этап имел две стадии:

- на первой стадии мы выявляли уровень знаний этикетных форм обращений детей старшего дошкольного возраста;

- на второй стадии - использование имеющихся знаний этикетных формул обращения детьми старшего дошкольного возраста.

Для объективного определения уровней выполнения диагностических заданий по выявлению сформированности этикетных основ культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста были определены следующие критерии (признаки, на основании которых производилась оценка интегративных качеств ребенка.

Объединив и систематизировав результаты трёх методик, мы выявили общий уровень знания и самостоятельного использования форм обращения детьми старшего дошкольного возраста.

Анализ показал, что в КГ с высоким уровнем сформированности навыков ведения этикетного диалога и использования этикетных формул обращений – 13,4 % детей, средним – 60 %, низким – 26,6%. В ЭГ с высоким уровнем – 20,1 % детей, средним – 53,3 %, низким – 26,6% детей.

Уровень самостоятельного использования форм обращения детьми старшего дошкольного возраста в КГ и в ЭГ низкий, несмотря на то, что дети имеют знания о речевом этикете, но главным показателем является использование этих знаний в практике речевого общения.

На втором этапе в связи с результатами, полученными на первом (констатирующем) этапе исследования, перед нами стала задача – повысить уровень знания этикетных форм обращения и их использования в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста:

- ознакомить детей с правилами речевого поведения, этикетными формулами и их использованием в зависимости от ситуации общения;

В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения нами были использованы занятия, разработанные Ушаковой О. С., Добровой Н. Н, Купиной А. Н., Ладыжинской Т. А. (занятия были адаптированы на дошкольный возраст).

С целью обучения формам обращения нами были проведены занятия по тематикам, использованы следующие методы: дисскусии, беседы, в качестве тренировки и усвоения знаний, умений и навыков по использованию этикетных форм обращения мы использовали коммуникативные игры.

Во втором блоке заданий была организована работа по обучению формам обращения вне занятий через дидактические игры, с помощью которых происходило закрепление приобретённых знаний на занятиях. Проводилась работа по учению этикетных формул в процессе свободной деятельности детей. Так как дети постоянно находятся под наблюдением педагога, он видит и слышит, как дети общаются, и поэтому направляет их деятельность таким образом, чтобы они не забывали о культуре речевого общения в процессе игры, на улице, общественных местах.

Таким образом, по окончании работы проделанной на формирующем этапе, на третьем контрольном этапе мы использовали те же методики, но на другом языковом материале с целью выявления динамики развития знаний и самостоятельного использования форм обращения в словесном этикете старшими дошкольниками.

Данный этап имел две стадии:

- на первой стадии мы выявляли уровень приобретённых знаний об этикетных формулах обращения на занятиях по развитию речи;

- на второй мы выявляли уровень использования приобретённых знаний.

Объединив результаты всех методик контрольного этапа, мы выявили общий уровень знаний и самостоятельного использования этикетных форм обращения детьми старшего дошкольного возраста, который показал положительные результаты.

Публикации по теме:

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры". СЛАЙД 1. Наше современное общество переживает кризис.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Консультация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр» Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Воспитатель: Билялова Наталья Александровна.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста «Как можно нас называть по – разному?» Выбирается ведущий. Он становиться в круг. Остальные дети, представляя, что они это.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Картотека дидактических.

Культура речевого общения детей дошкольного возраста Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Текст к слайдам 1-й слайд. Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались.

Перспективный план по развитию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Сроки проведения Сентябрь Тема занятия: Что такое этикет? Задачи занятия по познавательному развитию Познакомить детей с понятием этикет.

Перспективный план работы по теме «Воспитание культуры речевого общения у детей 5–7 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Перспективный план работы.

Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» Цель деятельности: продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи:.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игрыВоспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения
Опубликовано: 15 марта 2016 в 16:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук в развитии речи
Це ь: развитие познавательной активности детей 4 – 7 лет посредством развивающих заданий и игр. Зада чи: 1. Развивать артикуляционную, пальчиковую...
Фотоотчет об экскурсии детей дошкольного возраста на стадион «Химик»
Цель: создание условий для создания познавательной деятельности дошкольников. Задачи: - расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных...
Клумба-пень на участке. Технология создания своими руками
Часто на дачном участке остаются пеньки от спиленных деревьев. Они портят внешний вид сада, мешают и не приносят никакой пользы. Корчевка пней –...
Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь!»
Лето – это маленькая ЖИЗНЬ! Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Ведь именно в этот период они...
Сценарий физкультурного развлечения для детей средней группы «Ах и Ох в гостях у ребят»
Сценарий физкультурного развлечения для детей средней группы «АХ И ОХ в гостях у ребят». Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни и...