Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края

Светлана Кайданович
Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края

ПРОЕКТ

«Ознакомление дошкольников и их родителей

с историей и современностью Самарского края»

Автор: Кайданович Светлана Михайловна

методист МБОУ «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад г. о. Тольятти

Перечень предоставленных конкурсных материалов:

1. Заявка

2. Согласие на обработку персональных данных

3. Проект (текст)

4. Приложение к проекту

- авторские методические разработки

- дипломы и грамоты

- материалы по проекту

- отзывы родителей

- отчеты о поисковых экспедициях

- презентации по работе с родителями

- статьи для родителей в садовой газете «Узнавай – ка»

- план работы

- программное обеспечение

- информационное обеспечение

- организация дополнительных образовательных услуг

- технологии

- результаты анкетирования родителей

- видео – работа с родителями

- программы дней открытых дверей

Проект «Ознакомление дошкольников и их родителей

с историей и современностью Самарского края»

Данный долгосрочный проект предназначен для родителей (законных представителей) и обучающихся дошкольного возраста в рамках реализации Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области.

В соответствии с ФГОС ДО, с планом реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, представленного как шестая образовательная область, направленная на реализацию регионального компонента «Патриотическое воспитание» посредством введения программы патриотического воспитания для воспитанников дошкольного возраста «Я живу на Самарской земле» (авторы: Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Козлова А. Ю., Ошкина А. А., Сидякина Е. А., 2014г, разработанной на основе Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области, была выдвинута цель проекта – вовлечение родителей в процесс формирования основ патриотизма и предпосылок гражданственности у дошкольников, воспитание будущих достойных граждан России.

Для достижения данной цели перед педагогическим коллективом были поставлены следующие образовательные задачи проекта:

- воспитать у дошкольников и их родителей любовь к родному городу (краю, стране, бережное отношение к культурному наследию города (края, страны);

- сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников и активное участие родителей в данном виде деятельности.

Данные задачи решались через реализацию четырех направлений регионального компонента ООП ДО «Патриотическое воспитание»: военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное и историко-краеведческое воспитание посредством организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада (перечень оборудования, средств обучения и воспитания прилагается в приложении).

Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности через развитие познавательных интересов у воспитанников происходит в реализации совместной с родителями проектной деятельности, при проведении опытов и экспериментов, при организации и проведении целевых тематических экскурсий и поисковых экспедиций, в рамках мероприятий городского сетевого межведомственного взаимодействия с учреждениями образования и культуры города.

Задачи проектируемого процесса (родители + воспитанники):

1.1. Способствовать формированию интереса к культуре народов ближайшего национального окружения.

1.2. Формировать представления о духовно-материальных ценностях народов ближайшего национального окружения.

1.3. Формировать умения, применять полученные знания о народах ближайшего национального окружения в практической деятельности.

1.4. Воспитывать чувства гордости, толерантное отношение к народам ближайшего национального окружения, уважения к обычаям и традициям.

2.1. Вызвать у родителей интерес к проблеме ознакомления детей с народами ближайшего национального окружения.

2.2. Привлекать родителей к процессу приобщения детей к культуре и обычаям народов ближайшего национального окружения.

3.1. Создать условия для организации совместного досуга с родителями.

3.2. Организовать взаимодействие ДОУ с семьей в процессе приобщения детей к культуре народов ближайшего национального окружения.

Механизм реализации проекта

1. Организация и проведение совместных тематических мероприятий, вовлечение родителей в активную проектную деятельность.

2. Внедрение современных интерактивных технологий (видео-занятие, «лесенка успеха», виртуальная экскурсия, лэпбук и др.).

3. Организация и проведение поисковых экспедиций по территории Самарского края.

4. Участие воспитанников и их родителей в очных и заочных конкурсах, фестивалях и т. д.

5. Размещение материалов реализации проекта на информационных стендах, на сайте учреждения.

6. Получение обратной связи от участников проекта (анкетирование, отзывы, видеоматериалы).

Организация практической деятельности (формы работы с родителями и детьми)

Военно-патриотическое воспитание:

- совместные экскурсии к памятным местам, в Краеведческий музей, в музей военной техники ВАЗА, в Парк Победы;

- подготовка и организация тематических выставок, посвященных памятным дата, изготовление поделок и сувениров для ветеранов войны и труда;

- создание фотоальбомов об истории своей семьи;

- консультации, семинары-практикумы, тренинги, мастер - классы;

- выпуск устных журналов и газет, буклетов, памяток-рекомендаций; подборка книг в мини-библиотеки;

- организация встреч с интересными людьми (ветераны войны и труда);

- участие в проектной деятельности; участие в акции «Подарок для ветерана», «Голубь мира».

Гражданское воспитание:

- консультации, беседы с родителями по вопросам семейного воспитания;

- родительские собрания, «круглые столы», выставки - презентации;

- экспресс – опрос, анкетирование;

- родительская гостиная, родительский клуб «Давайте, дружить»;

- составление семейного календаря «Памятные даты моей семьи»;

- составление альбомов семейных сочинений «Наше лето», «Мой день рождения», «Семейные традиции», «Тайны бабушкиного сундучка»;

- организация совместного экологического субботника «Посади дерево»;

- ведение социального паспорта с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание:

- родительские собрания на этически-нравственные темы; лекторий для родителей;

- дни открытых дверей, открытые показы образовательного процесса;

- посещение утренников, музыкальных праздников;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные материалы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, подборка литературы;

- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).

Историко-краеведческое воспитание:

- экскурсии в Краеведческий музей

- оформление мини-музеев в группах;

- совместные детско-родительские викторины, тематические часы;

- совместное изготовление макета города Ставрополя – на - Волге;

- составление портфолио проектной деятельности «Герб моей семьи», «И прошлого связующего нить…», «Наши прадеды», «Подвиг народа» и др. ;

- организация экскурсий на ГЭС имени В. И. Ленина, АвтоВАЗ;

- организация и проведение поисковых экспедиций по Самарской области, районам среднего Поволжья;

- участие в целевых экскурсиях и прогулках по городу;

- издание книжек - самоделок, фотогазет, видеоотчетов об экскурсиях по родному городу;

- придумывание и изготовление семейной символики.

Полученные результаты

Особенности содержания и вовлеченность воспитанников и их родителей в образовательные программы (% от количества детей в детском саду):

№ Тематика занятий Возрастная группа % вовлеченности

1. Обзорные экскурсии Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

2. Тематические занятия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 100%

3. Творческие занятия средняя, старшая, подготовительная 80%

4. Экскурсии, путешествия Младшая, средняя, старшая, подготовительная 60%

5. Создание мини-музеев в группах средняя, старшая, подготовительная 80%

6. Школа экскурсоводов подготовительная 50%

Результативность деятельности:

по разделу родители + воспитанники:

- воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему своего города, края: увеличение % детей и их родителей, включенных в реализацию проектной деятельности с 26% в 2014-15 уч. г. до 38% в 2015-16 уч. г. и 58% в 2016-17 уч. г. ;

- формирование позиции созидания: увеличение доли воспитанников, включенных в самостоятельную творческую деятельность: с 34% в 2014-15 уч. г. до 46% в 2015-16 уч. г. и 54 % в 2016-17 уч. г. ;

- воспитание заинтересованного исследователя, способного дать эмоционально-нравственную оценку происходящему: увеличение % детей и их родителей, участвующих в поисковых экспедициях, городском сетевом взаимодействии с 8% в 2014-15 уч. г. до 12% в 2015-16 уч. г. и 18% в 2016-17 уч. г.

по разделу педагоги:

- выработка и освоение педагогическим коллективом нового подхода к организации образовательного процесса по формированию навыки поисково-исследовательской деятельности: увеличение доли педагогов, реализующих инновационные педагогические технологии с 34% в 2014-15 уч. г. до 46% в 2015-16 уч. г. и 62 % в 2016-17 уч. г. ;

- увеличение % педагогов, участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии с 24% в 2014-15 уч. г. до 38% в 2015-16 уч. г. и 53 % в 2016-17 уч. г.

Перспективы развития проекта:

1) в рамках формирования вариативности, полифункциональности, трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды детского сада разработать совместно с родителями обучающихся игры – путешествия, лэпбуки с маршрутами по картам Самарского края, города Тольятти, комплекс интерактивных дидактических игр и упражнений по темам: «Наш город Тольятти», «Родина – Самарский край», «Жигулевский заповедник – Самарская Лука», «Достопримечательности Самарского края», «Растительный и животный мир Самарской губернии» и другие (в соответствии с возрастными особенностями дошкольников) для развития познавательных интересов воспитанников с использованием интерактивных и мультимедийных технологий;

2) увеличить долю воспитанников и их родителей, реализующих метод поисково-исследовательской деятельности (поисковые экспедиции, расширение экспозиции музея предметов «Домовенок») посредством привлечения шефской помощи ОАО «КуйбышевАзот»;

3) увеличить долю воспитанников и их родителей, участвующих в мероприятиях городского сетевого межведомственного взаимодействии через реализацию программ «Я живу на Самарской земле», «Ручейки времени» (заключение договоров о взаимном сотрудничестве с краеведческим музеем, МБОУ ДО ДТДМ, ДОУ города, реализующих проектную линию «Тольятти – город толерантности»).

Публикации по теме:

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского краяЛэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края Лэпбук для ознакомления детей с историей Вятского края Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения, прогулки,.

Мастер-класс «Частушки-веселушки». Ознакомление с историей возникновения жанра, ее разновидностях, смысловым содержанием» Частушка – как вид народного творчества. Частушка — удивительный фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического.

Организация воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма-любви.

Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории родного края через ознакомление с художественной литературой» Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, поэтому.

Ознакомление детей с историей и культурой русского народа в рамках программы «Забавушка» государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик» Номинация.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани»Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема патриотического.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия» (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Тип проекта: информационный,.

Конспект ОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с историей края «Край ты мой любимый» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 445» Конспект ОД в подготовительной группе по ознакомлению детей.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников и их родителей с историей и современностью Самарского края
Опубликовано: 5 марта 2018 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла». Старшая группа
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт занятия «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...