Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с растительным миром

ЭЛЬГАРОВА ЮЛИЯ
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с растительным миром

Формы и методы ознакомления дошкольников с растительным миром

Ознакомление дошкольников с растительным миром

Формы и методы ознакомления дошкольников с растительным миром

Традиционно в дошкольных учреждениях используются следующие формы работы по ознакомлению детей с растительным миром.

1. Занятия — основная форма ознакомления дошкольников с растительным миром. На занятиях сообщаются новые сведения о различных объектах растительного мира; уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с растительным миром» размещена в разделах

2. Экскурсии — знакомство с представителями растительного мира в естественных условиях — в парке, лесу, саду, на лугу и т. д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за объектами растительного мира. Так, например, в парке сначала необходимо рассмотреть хорошо знакомые детям деревья (береза, клен, дуб, а затем показать незнакомые (платан, лиственница и др.).

3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни растительного мира. Систематические наблюдения способствуют развитию наблюдательности у детей.

4. Уход за комнатными растениями. В групповой комнате детского сада обычно произрастают различные комнатные растения. Необходимо организовать деятельность детей по уходу за ними (поливать, протирать листья влажной тряпочкой, рыхлить почву, добавлять удобрения). Постепенно дети могут наблюдать за ростом растений, появлением листьев, цветов.

Наглядные методы

К наглядным методам относят прежде всего наблюдение за растениями, их произрастанием в естественных условиях (в саду, парке, лесу, в теплице, на огороде.

Метод наблюдения позволяет детям усвоить важнейшие отличительные признаки каждого объекта растительного мира, основные закономерности их произрастания в природной среде.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное наблюдение

Непосредственное наблюдение — чувственное познание и восприятие какого-либо объекта растительного мира во всем многообразии его жизнедеятельности. Метод непосредственного наблюдения за растениями применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на экскурсиях в парк, сад, при рассматривании растений во время прогулок на участке детского сада.

Для активизации познавательной деятельности при изучении объектов растительного мира необходимо сочетать наблюдение с любой практической деятельностью детей. Так, знакомясь с комнатными растениями, дети с удовольствием рыхлят почву, поливают растения, протирают их листочки. При этом они не только знакомятся с правилами по уходу за растениями, но и обогащают свой словарь.

Таким образом, можно определить значение использования натуральных объектов живой природы при организации наблюдений:

— дети познают реальное растение в естественных условиях (выделяют его место в растительном мире среди других представителей, определяют соотношение с ними по величине, форме, цвету, знакомятся с особенностями произрастания, спецификой изменения биологического цикла в зависимости от времени года, сравнивают конкретное растение с другими растениями, что формирует реалистически правильное представление о растительном мире;

— дети учатся правилам ухода за отдельными объектами растительного мира, заботятся о них, наблюдают за изменениями, происходящими в природе, что способствует их более глубокому пониманию;

— наблюдение за объектами растительного мира пробуждает у детей живой интерес и любознательность — это развивает их эмоциональную сферу, познавательные способности и мышление;

— определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при уходе за растениями, их выращивании, помогает более быстрому и прочному усвоению изучаемого материала.

Таким образом, при правильной организации наблюдения за реальными представителями растительного мира в окружающей действительности у каждого ребенка не только формируется обобщенное понятие о данном растении, но и рождается личное отношение к объекту такого наблюдения. Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить, что образование понятий — процесс длительный и сложный, требующий большой целенаправленной работы.

Подготовка к проведению наблюдения:

— планируя наблюдение, воспитатель должен выбрать объект растительного мира для исследования, предварительно определив наиболее благоприятные условия для его организации;

— определить основную цель наблюдения, составить четкий план;

— перед проведением наблюдения необходимо провести предварительную беседу, в процессе которой поставить конкретную задачу.

Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью. Например, во время предварительной беседы воспитатель сообщает детям, что на экскурсии в парк они будут наблюдать, как изменились деревья в связи с наступлением осени;

Во время проведения наблюдения необходимо таким образом изучать травянистые растения, кустарники, деревья или грибы, чтобы эта деятельность стимулировала познавательную активность детей, вызывала неподдельный интерес у каждого ребенка. Например, детям дается задание — собрать самые красивые листья для составления осеннего букета или собрать разнообразные листья для гербария. Для стимуляции познавательной активности воспитатель может провести игру «Узнай цветок», в ходе которой детям будут предложены для рассматривания или для восприятия запаха различные цветы. На экскурсии можно сравнить натуральные цветы с фотографиями детей на этом же фоне в другое время года. Детям будет легко сделать вывод о том, какие цветы растут в парковой зоне, когда они цветут, в какое время года цветов больше, сравнить весенние и осенние цветы и т. д.

Во время непосредственного наблюдения решаются основные задачи словарной работы — обогащение словаря детей, его активизация, закрепление знакомых слов, использование этих слов в самостоятельной речи. В процессе проведения наблюдения воспитатель задает вопросы, акцентируя внимание дошкольников на новых для них словах, стимулируя употребление их в речи, или использует знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, воспитатель должен следить за использованием разнообразных определений, обозначающих отличительные признаки растений, а также за правильностью грамматического оформления речи детей. В процессе проведения наблюдения педагог обращает внимание детей на приметы, характерные для различных объектов растительного мира в определенное время года или при изменении погодных условий, с детьми заучиваются поговорки, стихотворения.

Задача воспитателя — учить детей воспринимать эмоциональный смысл и содержательный контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от беспорядочного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов — выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов.

Все задаваемые вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания, необходимо делать специальный акцент на воспитание у детей эмоционального сопереживания изображаемым событиям, умения выразить личное отношение к объекту или явлению окружающей действительности. Например, при рассматривании сюжетной картины «Комнатные растения» детям задаются не только вопросы типа: За какими растениями ухаживают дети? Зачем дети рыхлят землю? Зачем нужна лейка? Что наливают в лейку? Чем дети рыхлят землю? Почему дети ухаживают за цветами? И т. д. Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые ухаживают за цветами. Необходимо обратить внимание на расстроенного мальчика, уколовшего палец о кактус, и подчеркнуть соблюдение правил осторожного обращения с некоторыми видами цветов. Подобного рода беседы, несомненно, способствуют переходу от формального «натаскивания» на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.

На начальных этапах обучения дети наблюдают отдельных представителей растительного мира, их определенное состояние в зависимости от времени года (распускаются почки, желтеют и опадают листья, появляются цветы на деревьях, зреют плоды, примеры биологического цикла отдельных растений. Дети должны научиться сравнивать результаты наблюдений за одним и тем же объектом растительного мира в течение небольшого промежутка времени.

В дальнейшем представления детей о растительном мире должны отражать не только характерные особенности каждого вида, но и представителей класса, постепенные изменения внешних признаков отдельных видов растений, связанные с развитием приспособлений каждого вида к своей среде обитания (например, кактус домашний и произрастающий в жарких странах, со сменой одного сезона другим в течение года. В итоге дети получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние представителей растительного мира, т. е. приобретают круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности. Параллельно проводится работа по формированию эмоционально окрашенного отношения детей к цветам, кустарникам, деревьям и грибам родного края. Постепенно увеличивается и степень самостоятельности в ведении наблюдений за растительным миром и в умении выразить свои чувства и переживания по этому поводу.

Важно помнить, что организация наблюдения (непосредственного или опосредованного) — значимый, но не единственный способ ознакомления детей с растительным миром.

Не менее широко используются на занятиях в детском саду практические и словесные методы.

Практические методы

К практическим методам относят выполнение детьми трудовых заданий, связанных с уходом за растениями (дети рыхлят землю, поливают, протирают листочки, сбрызгивают листья, обрезают сухие листья, рассаживают отростки и т. д.). В дошкольном учреждении практические методы чаще всего носят игровой характер. Универсальный метод закрепления полученных знаний — дидактическая игра, направленная на обобщение представлений о свойствах предметов растительного мира, сравнение внешних признаков растений, их группировку. В работе со знакомыми литературными произведениями широко применяются игры-драматизации, инсценировки.

Словесные методы

К словесным методам относятся работа с картинным материалом, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, беседы.

Рассказ воспитателя о различных представителях растительного мира расширяет знания детей, дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняет показ картинок, наблюдения детей.

Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения делают восприятие детей более ярким, вызывают у них больший интерес к наблюдению. Из художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов) дети получают важные сведения о растительном мире.

Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Она должна стимулировать детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с приобретением новых знаний.

Цель вводной беседы — активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью детей.

Беседы, связанные с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т. е. во все виды деятельности детей.

Итоговые беседы включают уточнение и обобщение знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы, должны оживить в памяти детей полученные представления.

Знакомство с художественной литературой — важнейшее направление педагогической работы в детском саду, которое влияет на умственное и эстетическое развитие ребенка, выразительность и образность его речи. На важность раннего приобщения детей к богатствам художественного слова обращали внимание такие известные педагоги и психологи, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Л. C. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, О. С. Ушакова и др. Чтение произведений различных литературных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы — пословицы, поговорки, потешки) развивает у ребенка чувство родного языка, внимание к художественному слову, умение воспроизводить выразительные средства в своих высказываниях.

Особое место в воспитании и развитии дошкольников занимают литературные произведения, посвященные представителям растительного мира : цветам, травам, кустарникам, деревьям, грибам.

Ознакомление детей с литературными произведениями, посвященными растениям и другим представителям флоры, предполагает предварительное решение ряда важных воспитательно-образовательных задач, а именно:

— знакомство с реальными травянистыми растениями, кустарниками, деревьями, грибами или их натуральными копиями (гербарий, достоверными изображениями, разучивание их названий;

формирование первоначальных представлений об их внешних признаках, строении, естественной среде произрастания;

— организация наблюдений за травянистыми растениями, кустарниками, деревьями и другими представителями флоры в условиях городской или сельской местности, а также с привлечением возможностей современных информационных технологий (просмотр мультфильмов, видеозаписей о растительном мире, прослушивание аудиозаписей, компьютерные игры и т. п.);

— воспитание любви к природе родного края, эмоционально значимого отношения к каждому представителю растительного мира;

—знакомство с биологическим циклом растений в разные времена года (смена окраски листьев, появление отростков, плодов, цветов, опадание листьев и т. д., с изменением характерных признаков в разные времена года.

Собственно знакомство с литературными произведениями по данной тематике не должно исчерпываться только знакомством с представителями растительного мира родного края. Чтобы дети могли лучше представить себе особенности представителей флоры других регионов, необходимо целенаправленно формировать у них представления о сходстве и различиях среды обитания родственных видов растений в разных климатических условиях, уточнять знания детей об особенностях произрастания растений на Севере, в Африке, в труднодоступных горных районах.

После прочтения литературного произведения педагогическая работа с детьми организуется в соответствии с программным содержанием обучения и воспитания в детском саду в разных возрастных группах и конкретными задачами данного занятия.

Эффективными средствами обобщения всех полученных детьми знаний о жизни растений в природе могут стать тематические праздники, подвижные игры и игры-драматизации, организованные взрослыми с использованием усвоенного на занятиях литературного материала (речевок, считалок, коротких стихотворений, рассказов, конкурс детских рисунков, поделок, посвященный прочитанному литературному произведению или конкретному растению — персонажу одноименного стихотворения.

Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование на базе полученных знаний обобщенного представления о том, что простейшие явления из жизни растений подчиняются определенным закономерностям. Необходимо упорядочивать и систематизировать знания детей о растительном мире, учить их наблюдать и осмысливать явления живой природы, их закономерности, формировать познавательную активность, стремление к познанию окружающей действительности.

Выдвижение на первый план новых задач личностно-ориентированного воспитания потребовало изменения акцентов в организации разных видов деятельности дошкольника. Для воспитателя в дошкольном образовательном учреждении главной педагогической целью становится активное включение ребенка в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности ребенка в познавательную деятельность новая информация становится для дошкольника подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления знаний об окружающем мире регулируется целенаправленной педагогической работой. Знакомство с живой природой — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, способствующее развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивающее более качественную подготовку детей к школе.

Одновременно с развитием представлений детей о мире живой природы на занятиях с дошкольниками проводится и работа по развитию связной речи. Так, например, сначала при описании отдельных представителей растительного мира дети применяют простые нераспространенные предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной к школе группе — сложноподчиненные предложения. В этот период на основе уже приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях внешних признаков растений, их особенностях в условиях естественной среды и комнатных, составить о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.

Большое внимание уделяется выделению отличительных признаков каждого растения, их лексическому описанию с помощью стандартных (клишированных) оборотов и выразительных средств (фразеологизмы, синонимы, слова с переносным значением). Так, дети целенаправленно учатся рассказывать об отличительных признаках каждого представителя флоры, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно.

Учитывая основной вид деятельности детей дошкольного возраста, при знакомстве с растительным миром живой природы целесообразно использовать различные игры. На занятиях, прогулках и в свободное время с детьми проводятся дидактические игры: «Чудесный мешочек» (с использованием наборов соответствующих игрушек или муляжей, «Собери картинку из 4—6 частей» по темам: «Растительный мир», «Что пропало?», «Мамины помощники», «Конкурс», «Сравни цветы», «Узнай цветок» и т. д.

Знакомство детей с растительным миром — процесс довольно сложный, так как не все растения можно увидеть в городской местности, нельзя потрогать, например, пальму. Решение этой нелегкой задачи значительно облегчит знакомство детей с художественными произведениями: чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, пословиц, поговорок, считалок, скороговорок.

С помощью художественного слова у детей накапливаются знания о сезонных изменениях в природе, воспитываются интерес к ней, а также умение чувствовать и понимать ее красоту, желание бережно относиться к этому бесценному дару. Используя богатство слова, надо уметь и сочетать его с непосредственным восприятием детей. Воспитатель должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения). Необходимо подбирать такие художественные произведения, которые своим описанием делают восприятие детей ярче, чтобы они помогали детям открывать новый мир, вызывали восторг, учили видеть красоту природы, воспитывали любознательность, наблюдательность.

Художественное описание растений, недоступных для непосредственного наблюдения, опираясь на общие представления детей, создает новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект.

Эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, еловых хороводов, пестрых лугов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает растительный мир не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям.

Поэтическое описание растительного мира помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение. Поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления, полученные от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки явлений, которые раньше им не воспринимались.

Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, — только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается мягкостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребенок, наличием таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения.

Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, создавая яркие образы в сознании детей, обогащает их словарь, развивает внимание, память, восприятие, мышление, пробуждает интерес к наблюдениям. Дети должны воспитываться на доступных для понимания и красивых по образности произведениях, как классических, так и современных.

В поэзии природа раскрывается в цветовом, композиционном решении. Поэты очень тонко и выразительно выделяют краски природы в произведениях с помощью:

— эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета («серебристый», «золотистый» одуванчик, «листья ярко-красные вянущих рябин»); определяющих тона, оттенки («темный лес», «прозрачные леса»); дающих яркую цветовую характеристику той или иной картине природы («белый, праздничный наряд»); подчеркивающие индивидуальные особенности образа («тонкие иголочки», «пушистый»);

— образных выражений, подчеркивающих индивидуальные особенности растений («кормилица-нива», «янтарное зерно»);

— эпитетов-существительных, которые усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки (подснежник — «глазок голубой»);

— глаголов («расцвела», «налилась», «повисла», «позолотил»);

— метафор, полученных от необычного использования глаголов в контексте стихотворения («волнуется желтеющая нива», «ландыш серебристый приветливо кивает головой»);

— прямой речи и обращений от лица растений («А у меня, ты только посмотри, едят и корнеплод и листики ботвы»);

— пропусков, помогающих понять контрастность между образами, противопоставление одних другим («Ели на опушке — до небес макушки»);

— лексических и смысловых повторов, помогающих глубже раскрыть образ объекта природы, понять контрастность между образами, противопоставление одних другим («Меня зовут картофелем, а проще говоря, картошкой и картошечкой зовут сейчас меня»; «самый первый, самый белый»);

— превосходной степени прилагательных, используемых при характеристике персонажей («Самый лучший, самый первый»).

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: - Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повара»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повара» Цель: расширить знания и представления детей о профессии повара, развивать кругозор воспитанников, воспитывать уважение к людям труда. Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать время» Занятие проходит с использованием ИКТ. Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ №32 города Воркуты. Цель: Дать представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух, вода и свет» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: дать детям представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с растительным миром
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 09:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД