Папки-передвижки

Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе

Ирина Майер
Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: " Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе"

Программа обучения и воспитания детей по ознакомлению с природой в детском саду построена с учетом принципа сезонности. В ней заложены возможности познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой (солнце, долгота дня, почва, вода, и т. д.) - к изменениям в живом мире (растения, животного) предполагает рассматривать его только во взаимодействии с неживым в природе.

Публикация «Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе» размещена в разделах

Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но научить детей видеть причину и следствие того или иного явления, т. е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Здесь раскрывается первый закон экологии- "Все связано со всем".

Мы знакомим дошкольников с сезонными изменениями в природе, в основе которых действие естественных факторов, и почти не рассматриваем изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление и. т. д.) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.

Исследования Н. Ф. Виноградовой (1978) подтверждают, что изучение сезонных явлений позволит усвоить связи в природе :

- причинно-следственные: изменения предмета или явления природы вследствие определенной причины (листопад, отлет птиц, линька зверей, появление кучевых облаков и. т. д.);

- последовательные изменения предмета или в течение нескольких сезонов (распускание почек на вишне, цветение, образование плодов, созревание плодов, изменение окраски листьев на вишне, листопад и. т. д.)

- временные: совпадение во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (туча-гроза-молния-гром, дождь-солнце-радуга; таяние снега-ручьи и т. д.)

Знание экологических связей и их проявление по сезонам не только поможет объяснить детям изменения в природе и указать их причину, но и предсказать какое-либо природное явление (деревья и кустарники покрылись молодой листвой, значит, скоро прилетят иволги; ласточки летают низко - будет скоро дождь; дружно прилетели птицы - дружная ранняя весна и т. д.)

На мой взгляд, ознакомление детей дошкольников с сезонными явлениями, а значит с экологическими связями в природе в разных группах дошкольного учреждения согласно методическим рекомендациям Н. Ф. Виноградовой остается актуальной задачей и на сегодняшний день. При организации сезонных наблюдений в природе в план работы воспитателей должны включаться следующие разделы:

- связь растений с условиями произрастания;

- связь животных с условиями обитания;

-приспособление растений и животных к меняющимся условиям среды.

Более доступны ребенку наблюдения изменений конкретного растения или животного в связи с сезонами года. Комплексные сезонные наблюдения за изменениями в природе проводятся недельными циклами: одна неделя наблюдений в сентябре, одна неделя в октябре, одна неделя в ноябре. После чего подводятся итоги наблюдений за сезон.

Путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями в природе - устанавливают причину в следствие, отмечают последовательность наступления определенных явлений в природе (солнце поднимается все выше, день становиться длиннее, снег тает, появляются проталины, зацветают подснежники, вылетают первые насекомые, прилетают птицы). Здесь четко прослеживаются экологическая связь и зависимость всего живого от неживого. Никогда не бывает наоборот, т. е. всегда первична среда, её влияние на любой живой организм.

Наблюдения в природе должны всегда повторяться за одними и теми же объектами и явлениями природы в разное время года. Для этого необходимо выбрать и "создать" свой маршрут по экологической тропе и наметить остановки с детьми для рассмотрения наиболее интересных и значимых для изучения объектов в разные сезоны года. Экологическая тропа может быть проложена и на участке при дошкольном учреждении. Конечно, для этого требуется хорошо продумать, что посадить, как посадить, где расположить цветник, огород, лекарственные растения, создать участок луга, поля, леса (лиственные, хвойные растения) и. т. д.

Экологическое воспитание- это не только знания, но и оценка, осознание экологической ценности природы. Экологическая грамотность в совокупности с правильной экологической оценкой ситуации позволяет сформировать экологический тип мышления, поведения и деятельности в природе.

К семи годам у детей уже сформированы элементарные экологические понятия - неживое, живое; растения луга, леса, поля; приспособление живого к условиям внешней среды, рост и развитие растений и животных в зависимости от сезонов. Социально - экологическое представления включают уже нормы и правила поведения в природе.

В результате сезонных экскурсий в природу у детей формируется умения обобщать увиденное, и выражать свои сезонные ощущения в виде связных рассказов, художественной, игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений существенно меняется отношение к природе. Появляется желание сберечь её красоту, т. е. зарождается действенная любовь к природе.

Сезонные наблюдения в природе способствуют первоначальному пониманию специфики живого организма, что является важным содержательным элементом в экологическом воспитании детей. У большинства детей представления о живом ограничены ("животные", и "человек", т. е. за основу понимания жизни берется движение. Отсутствие признака движения у растений ведет к искаженным представлениям и отнесению их к неживому. Поэтому необходимо организовать наблюдения за ростом растений их развитием (цветением, плодоношением и. т. д.). Для того, чтобы дети смогли сделать правильные выводы, наблюдать следует за одними и теми же растениями в разное время года.

Сезонные экскурсии в природу позволят педагогу подвести детей к выводу, что постепенное изменение внешних условий (высота стояния солнца над горизонтом, долгота дня, температура воздуха, состояние воды, почвы) ведет к изменениям в жизни растений (листопад, распускание листьев, цветение, плодоношение, и т. д.) и животных (линька, спячка, рождение детенышей и т. д.) в зависимости от времени года.

Понимание тесной взаимосвязи организмов и среды позволит в дальнейшем перейти к изучению многообразия видов живых организмов и особенностей их развития (лиственные и хвойные растения, овощи и фрукты, домашние и дикие животные, растения сада, поля, огорода и т. д.).

Использование игровых приемов, а также практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль. При этом дети легко воспринимают и усваивают признаки предметов природы, постигают закономерности и причины многих явлений.

Соблюдая принцип построения учебной программы для детского сада и принцип сезонности, начинаем наблюдения с осенних изменений в природе. зима, весна, лето.

". Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и осень и зима придут не такими, как были. " (М. М. Пришвин).

Итак, последовательность явлений в природе практически остается неизменной в большинстве природных зон России, но сроки их везде будут различны. Надо помнить, что и в одной области сроки наступления сезонов могут сдвигаться ежегодно в ту или другую сторону.

. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет. (А. Гайдаман и др. 1990 г.)

Таким образом, при изучении природы в системе, логической последовательности, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного - правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на сохранение природы.

Литература.

1. Каменева Л. А. " Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983 г.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (Текст)/ Под ред. П. Г. Саморуковой. -М. : Просвещение, 19992.- 5-09-003254-8.-240стр.

3. Меремьянина О. "Край, в котором я живу "/Дошкольное воспитание. -1999 г. - № 5.-44-39стр.

4. Программа воспитание и обучение в детском саду (Текст)/ М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1985 г. -240стр.

5. Рыбаков Б. В. " Народный календарь" (Средний Урал, 1980 г. -80стр.

6. Урантаева Т. А. "Знакомим малышей с окружающим миро" (Текст)/Т. А. Урантаева, А. М. Афонькина. - М., 1997 г. -ISBN 5-7042-1124-0.- 104стр.

7. Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. - Волгоград, " Перемена", 1994 г.

8. В. Г. Фокина "Ознакомление дошкольников с природой летом". Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 5 2008 г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой.

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 13:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Майер (УИ 152951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД