Анастасия Казакова
Ознакомление и наблюдение с детьми средней группы «Рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение № 1. «Кто живет в аквариуме?».
Цель: уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбки (даются названия, улитки, растения (рыбки плавают, улитки пол-зают, а растения растут; все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть.
Наблюдение 2. «В каких условиях живут рыбки?».
Публикация «Ознакомление и наблюдение с детьми средней группы „Рыбки“» размещена в разделах
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, значит, им просторно плавать; вода прозрачная, необходимой для них комнатной температуры (не холодная и не горячая); в аквариуме много света, так как он прозрачный; на дне лежат песок и камни, в которых хорошо растут растения, рыбки не голодают, потому что их каждый день кормят дети и воспитатель; в этих условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют.
Организуя наблюдения, воспитатель дает детям возможность потро-гать воду в аквариуме, сравнить ее с горячей и холодной. Объясняет, что в плохих условиях рыбки могут заболеть тогда они будут лежать на дне, плохо плавать (заваливаться на бок). Демонстрирует мутную воду в банке, совсем не подходящую для рыб.
Наблюдение 3. «Как можно улучшить условия жизни рыбок?»
Цель: показать детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и уха-живать: доливать воду, включать рефлектор, протирать и очищать стекла, собирать грязь со дна; чистый аквариум, освещенный рефлектором, очень красиво выглядит, рыбки в нем хорошо себя чувствуют, не болеют, а дети и взрослые около аквариума могут отдыхать.
Воспитатель предлагает детям смотреть, как он чистит стекла, доливает воду. Просит оценить, как лучше выглядит аквариум когда лампа включена или когда выключена. При этом дети помогают воспитателю.
Наблюдение 4. «Какое тело у рыбки?»
Цель: уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела.
Организуя наблюдение, воспитатель задает детям вопросы: что есть у рыбки? Что у нее впереди, а что сзади? Где у рыбки спинка, а где брюшко? Что у рыбки на голове? Воспитатель движением рук показывает сам и просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных частей ее тела. Обращает их внимание на то, что у водной обитательницы нет рук, ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах ее тела на спине, брюшке, на хвосте, вблизи головы. В завершение наблюдения декламирует шуточную считалку:
Ини, мини, майни, май,
Рыбку за ногу поймай.
Если рыбка «ой-ой-ой»,
Отпусти ее домой.
Наблюдение 5. «Для чего рыбкам глаза?»
Цель: уточнить с детьми представление о функции глаз они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.
Организуя наблюдение, воспитатель спрашивает, что делают рыбки в аквариуме, что у них на голове, зачем им глаза, сколько глаз у каждой рыбки, где глаза расположены на голове (по бокам головы с одной сто-роны и с другой). Затем предлагает детям вообразить, что они рыбки и на-ходятся в аквариуме, и рассказать, что они видят.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки видят все предметы не только в аквариуме, но и за его стенками, так как они стек-лянные и прозрачные. Значит, рыбки видят и ребят, которые подошли к аквариуму и наблюдают за ними. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, повернуть голову влево, вправо. Затем поясняет: «Глаза очень важны, с их помощью можно видеть все, что нас окружает. Для рыб глаза тоже важны: они видят корм, друг друга, тех, кто их кормит».
Наблюдение 6. «Как рыбки отдыхают?».
Цель: дать детям представление том, что рыбки, как и все живые существа, отдыхают и спят, при этом они неподвижно стоят в траве, возле дна, глаза у них остаются открытыми, так как у рыбок нет век, но при этом рыбки спят и ничего не видят; когда рыбки спят, им не надо мешать шу-меть возле аквариума.
Воспитатель, собрав детей в вечернее время возле аквариума с вклю-ченным рефлектором, предлагает понаблюдать и сказать, что делают водные обитательницы. Затем выразительно читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка».
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу.
Мышкин к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Затем воспитатель говорит: «Мы сейчас устроим темноту и тишину, рыбки успокоятся и будут спать. А вы тихонько, по-одному, будете подхо-дить к аквариуму и смотреть, где спят рыбки. Это очень интересно узнать!» Воспитатель выключает рефлектор и свет в этой части помещения, уводит детей подальше, предлагает им тихо играть и шепотом разговаривать. Через 20 минут он предлагает детям тихо подойти к аквариуму. Затем они все вместе обсуждают то, что заметили. Воспитатель говорит, что рыбки тоже спят, как и люди, только с открытыми глазами, потому что у них нет век. Иногда рыбки отдыхают и днем, в это время им не следует мешать, не надо шуметь вблизи аквариума.
Наблюдение 7. «Как плавают рыбки?»
Цель: уточнить представления детей о приспособительных особен-ностях передвижения рыб в воде (рыбки плавают легко, быстро, в разных направлениях, у них всегда спина сверху, брюшко снизу, так плавать им помогают вытянутое и скользкое тело, заостренная голова, плавники; рыбки легко поворачиваются в разные стороны им помогает хвост с плавником; больные рыбки плавают медленно, неровно, качаются и заваливаются на бок, таких рыбок надо лечить).
Во время наблюдения воспитатель может использовать рыбку-игрушку, чтобы лучше рассмотреть с детьми части тела рыбки, показать ее движения. В конце наблюдения воспитатель предлагает всем спеть песню «Рыбка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой).
Рыбка плавает в водице,
Рыбка, рыбка-озорница,
Рыбке весело играть.
Мы хотим тебя поймать.
Наблюдение 8. «Какие разные у нас рыбки».
Цель: учить детей сравнивать разные виды рыбок—по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.
Во время наблюдения воспитатель задает вопросы: «Рыбки в аквариуме одинаковые или разные? Чем они различаются? Какие гуппи? Какие меченосцы? Какие рыбки большие, а какие маленькие? Одинакового ли они цвета? Где плавают?». Правильные ответы детей воспитатель поощряет.