Анастасия Шеркунова
Ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «У страха глаза велики»
Русская народная сказка
Задачи. Учить детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать. Сравнивать услышанную сказку с прочитанными ранее, замечать похожесть сюжетов и главной мысли. Дать представление о том, что такое поговорка, помочь понять смысл поговорки «У страха глаза велики».
Предварительная работа. Чтение книги А. И. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке» и сказки М. Пляц-ковского «Кролик, который никого не боялся».
Публикация «Ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу игрушечного зайца с книжкой под мышкой и от его имени предлагает детям послушать, какая история приключилась однажды с его другом — зайцем из соседнего леса. Дети свободно размещаются вокруг педагога и зайца. Воспитатель читает текст сказки и показывает иллюстрации из книги.
После чтения организуется обсуждение прочитанной сказки примерно по следующим вопросам:
— О ком эта сказка? Кто жил в маленькой избушке? (Ответы воспитатель повторяет вместе с детьми хором: «Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, да мышка-хлопотушка»).
— Куда они пошли однажды? (За водой).
Воспитатель предлагает всем вместе рассказать и показать движениями, как они носили воду (дети подговаривают ответы и вместе с педагогом делают имитационные движения): «У бабушки ведра
были. какие? (большие). Когда он шла, ведра у нее качались: трех-зрех, а вода из ведер —. (плех-плех, да и текла на землю. как? (ручейком). А у внучки ведерки были. А у мышки. (по аналогии пересказывается фрагмент сказки. Важно не только вспомнить текст, но и выразить характер героев — бабушка идет медленно, тяжело, внучка — в припрыжку, курочка вперевалочку, мышка — мелкими шагами, — но и передать голосом с помощью ритма и интонации, как по-разному плескалась вода в ведрах героев.)
— Почему бабушка, внучка, курочка и мышка бросили ведра и убежали? (Они испугались зайца.)
— А что, заяц и на самом деле был очень страшным? (Нет.)
— Почему тогда его так испугались герои сказки? (Они не знали, что это было, и каждый сделал свое предположение.)
— Что подумал каждый из них? (Дети отвечают.) Бабушка подумала, что это бежит за ней. (медведь). Внучка решила, что ее хочет съесть. (волк, курочка считала, что за ней крадется. (лисица, а мышка подумала про. (разбойника).
— А что же это было на самом деле? Ответы детей.
Воспитатель показывает детям книжку А. И. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке», прочитанную накануне, и спрашивает детей, похожа ли история, которая произошла с бабушкой, внучкой, курочкой и мышкой, на историю с девочкой Машей из этой книги.
— Похожи ли эти истории?
— Кого испугалась Маша в саду? (Зверя трехглазого, зверя, который кидался камешками и зверя, который царапал ей ножки.)
— А кем оказались эти «звери»? (Светлячками, кустом и елкой с шишками.)
В завершение занятия воспитатель говорит о том, что похожие ситуации, когда люди пугаются каждого шороха и начинают сами себе придумывать страшные истории, случаются довольно часто, особенно с детьми. О таких случаях говорят — «У страха глаза велики». Спрашивает, как дети понимают такое выражение, затем поясняет его сама: чем нам страшнее, тем шире открываются наши глаза, и зрительно они кажутся больше. Повторяет с детьми эту поговорку хором несколько раз.