Анастасия Пономарёва
Пальчиковая игра в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая игра в развитии речи детей.
Играя мы становимся ближе….
Автор: Пономарёва Анастасия Николаевна.
МБОУ «Бакчарская СОШ» отделение дошкольного образования «Радуга»
Известный педагог Сухомлинский В. А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Публикация «Пальчиковая игра в развитии речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры с детьми присутствуют в режиме в течение всего дня. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Я веду кружок «Волшебные пальчики» уже третий год, за это время я узнала огромное множество и разнообразия пальчиковых игр.
Я поставила перед собой цель развивать координацию движений мелкой моторики рук и развитее речи с помощью разнообразия пальчиковых игр. Моими задачами стали, развитие мелкой мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений, зрительно–двигательной координации. Ориентировка в микропространстве, а также совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.
Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети ясельной группы хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.
С малышами мы часто играли в Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
В ходе своей работы я стала замечать, что благодаря этим играм у детей ясельной группы быстрее начала формироваться опорно- двигательная система, улучшилась координация.
В этом возрасте ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда.
Помимо стишков-игр было интересно разучить вместе с малышами несколько простых жестов:
Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
Показываем «да», «нет» движением головы;
Показываем «спасибо» кивком головы;
Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу) и т. д.
Во второй младшей группе малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками.
Для детей этого возраста пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
Упражнения для кистей рук, упражнения для пальцев условно статические и упражнения для пальцев динамические. В результате я заметила, что на занятиях, таких как - рисование или аппликация. Дети намного лучше и увереннее держат карандаш или кисточку. Дети стали более внимательные и лучше выполняли поставленные перед собой задачи.
В средней группе, мы непросто играли в пальчиковые игры, но и использовали несколько событий, сменяющих друг друга.
Так же я предлагала детям оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Дети которые регулярно посещают детский сад знают эти игры наизусть, и уже спокойно играют в пальчиковые игры без подсказок и помощи воспитателя.
Входе своей работы, с поставленными целями и задачами, я ожидала результат:
улучшить развития мелкой моторики рук, эмоциональное развитие ребенка, совершенствовать творческие способности детей и познавательные способности.
В результате, использование пальчиковых игр поспоспособствовало развитию речи, мышления, внимания, памяти, повысило мышечный тонус.
Из этого я сделала вывод, что пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Эти игры интересны в любом возрасте.
Это очень увлекательно и не только детям очень нравятся играть в эти игры, но и всё чаще родители стали подходить и интересоваться. Мы несколько раз проводили с родителями (кто желал, встречу «за круглым столом». Последняя тема встречи была «20 способов утихомирить разбушивавшегося ребёнка». Родители с большим интересом слушали и записывали, ведь пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Хотелось бы закончить как и начинала словами В. А. Сухомлинского:
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Методическая литература: Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь /. - СПб. : Лань, 19с. : ил. Умные ручки : пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет : [практ. пособие] / авт. -сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск : Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - ( Умница : для детей и взрослых). Смирнова, Л. Упражнения для пальцев, интернет