Лучший педагог года

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Хапаева Лариса Борисовна
Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

1 слайд

Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

2 слайд

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский.

3 слайд

Актуальность

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Публикация «Техника „коллаж“ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

• недостаточный словарный запас; • плохая дикция.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Наши современные дети перенасыщены информацией, поэтому необходимо сделать процесс обучения для них интересным, занимательным, развивающим. Я использую в своей работе различные техники и приёмы для развития познавательных, речевых, творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж.

4 слайд

Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, фотографии и т. д. Главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки, буквы между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Основной целью коллажа является: закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно. Коллаж помогает формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире. Совершенствовать монологическую речь. Умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа. Развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы. Развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети изображают и играют с тем, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс.

Занятия коллажем развивает не только умения и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

5 слайд

Цель: Выявить эффективность использования техники коллаж в развитии речи у детей дошкольного возраста.

6 слайд

Задачи:

1. Познавательные:

Формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире.

Освоить в практической деятельности умение работать по коллажам.

2. Развивающие:

Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания информации.

Совершенствовать монологическую речь.

Развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы.

Развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Воспитательные

Воспитывать навыки самостоятельности, умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом.

7 слайд

На слайде представлен коллаж «Ёж»

8 слайд

Начинаем разбор коллажа, устанавливаем ассоциативные связи:

Ребята, вы узнали, кто находится в центре? (Ёжик)

А почему около ежа нарисован лес?

Дети: Ёж – дикое животное. Он живет в лесу.

Установление аналогичным путем других ассоциативных связей:

Человек – он может еще жить у человека, несмотря на то что ёжик дикое животное.

Иголки – все тело ежа покрыто иголками.

Лягушка, мышь, ягоды – ёж питается лягушками, мышами, ягодами.

Снежинка и гнездо – всю зиму ёж спит в гнезде.

Большой овал и два маленьких овала – у ежа есть детеныши – ежата.

9 слайд

В конце составляется детьми рассказ – описание

Ёж – дикое животное. Он живет в лесу. У ёжика есть голова, туловище, 4 лапки. Все тело ежа покрыто иголками. Ёж питается лягушками, мышами, ягодами. Всю зиму ёж спит в гнезде. У него есть детеныши – ежата.

10 слайд

На слайде представлен коллаж «Птицы»

11 слайд

Разбор коллажа, установление ассоциативных связей:

• Ребята, вы узнали, кто нарисован в центре? (Синица, ласточка, пингвин, петух)

• А на какие группы можно разделить этих птиц (На диких и домашних)

• Как вы догадались? (На коллаже слева от птиц нарисован дом и лес. Возле дома живут домашние птицы, а в лесу, это птицы которые живут на воле)

Установление аналогичным путем других ассоциативных связей:

Перьями – покрыто тело птиц.

Вишни, червячки, рябина– являются пищей птиц.

Клетка, гнездо, скворечник– жилье птиц.

Цыплёнок с яйцами– птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время, яйцо трескается и из него вылупляется птенец.

12 слайд

Далее составляется детьми рассказ – описание

Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг. Птицы бывают домашними и дикими. Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега. Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Птицы живут в скворечника, гнездах и еще живут в клетках. Птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время, яйцо трескается и из него вылупляется птенец. Птицы питаются червячками, вишней, рябинкой. Среди птиц есть вредные для сада, т. е. птицы-вредители. Прежде всего, те же скворцы и воробьи, которые помогают в гнездовое время бороться с насекомыми, к моменту созревания ягод, вишни становятся их кормом. Тело птиц покрыто перьями.

Пингвин- это птица Севера, единственная птица, которая не умеет летать, но хорошо умеет плавать.

13 слайд

На слайде представлен коллаж «Осень»

14 слайд

Разбор коллажа, установление ассоциативных связей:

• Ребята, кто нарисован в центре? (девочка, которая ловит листик с дерева)

• Когда опадают листья с деревьев (осенью)

• Девочка смотрит куда? (в небо, там птицы улетают на юг)

Установление аналогичным путем других ассоциативных связей:

Дерево с опадающими листьями – листопад.

Солнце и луна – осенью дни короче, а ночи длиннее.

Лес – осенью становится золотой.

Овощи и фрукты – осенью люди собирают урожай в садах и огородах.

Плоды, которые растут на грядке овощи, а плоды, которые растут на деревьях

фрукты.

15 слайд

Рассказ – описание

Осенью солнце греет меньше. Листья на деревьях желтеют и краснеют. Ветер срывает листья с деревьев. Идёт дождь. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Птицы улетают в тёплые края. Осенью собирают урожай. Люди одеваются теплее.

16 слайд

Ожидаемые результаты

Данный приём оказался эффективным в работе по развитию речи. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов:

Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, составлять рассказы — как на занятии, так и в повседневной жизни.

Расширить круг знаний об окружающем мире.

Активизировать словарный запас.

Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

17 слайд

Рекомендуемая литература

1. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб. : Издательский Дом «Литера»,2008.

2. Болшева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб. : Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.

3. Боровских Л. А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. – М. : АРКТИ, 2000.

4. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5. Интернет ресурсы

18 слайд

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_hrfan.pptx | 4228,88 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Мастер-класс «Коллаж «Березовая роща» с использованием газет для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Коллаж «Березовая роща» с использованием газет для детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс: «Березовая роща» в технике коллаж Автор: Процук Рената Николаевна Возраст: старший дошкольный возраст Описание работы: Данный.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 20:03
+334Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 126.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД