Получи документы

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

Ольга Симонова
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель - роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2) установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

3) повысить интерес дошкольников к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она

доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Этапы разучивания игр:

- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст;

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст;

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- Постепенно заменяйте упражнения новыми.

- Проводите занятия весело.

- Не принуждайте ребёнка

Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:

1) Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т. д.).

2) Игра с крупой.

3) Игра с грецкими орехами.

4) Игра с карандашами

5) Игра с массажными мячиками.

6) Чудо – прищепки

7) Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.

8) Собирание бусинок на нить.

9) Выкладывание мозаики.

10) Пальчиковый театр.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить

систематически по 2-5 минут ежедневно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Детские пальчиковые игры про семью

«Семья»

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)

Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)

Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)

Два Антона (загибать средние пальцы)

Сидят дома,

Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)

Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

«Моя семья»

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)

Дома милая семья:

Папа, мама, я, сестричка,

Братик — мальчик-невеличка.

«Моя семья»

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,

Другой пальчик — бабушка,

Средний пальчик — папочка,

Ну, а этот — мамочка,

Самый младший — я,

Это вся моя семья!

«Пальцы гуляют»

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —

Хотят пальцы погулять.

(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)

Большой палец видит крошку,

Указательный — гармошку.

Средний будет веселиться,

Безымянный пьет водицу.

Самый маленький не спит,

А вокруг себя глядит.

Игры про домашние заботы и обязанности

«Помогаю маме»

Мыл посуду наш сыночек.

Вымыл кружки, миски, ножик.

Вытер вилки и тарелки —

Убежал играть в горелки.

(Выполнять имитирующие движения по тексту)

«Мамины помощники»

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,

Ей будем помогать.

Помоем всю посуду

И приберем кровать.

Белье перестираем,

Повесим посушить,

А вечером все вместе

Мы сможем чай попить!

Игры про тело ребенка

«Гармонь»

Стенка, стенка (показывать на щеки)

Потолок (лоб,

Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)

И звонок. (нос

- Дзынь! (надавить на нос)

Хозяин дома?

- Дзынь! (надавить на нос)

Гармонь готова?

- Дзынь! (надавить на нос)

Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)

Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)

Это носик, это рот. (показать нос, рот)

Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)

Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)

Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)

Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

«Лицо»

Лес, (показать на волосы)

Поляна, (лоб)

Горка, (провести пальцем по носу)

Яма. (ребенок открывает рот)

Обрыв (показать пальцем на подбородок)

Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игры для пробуждения ребенка

«С добрым утром»

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)

Вы проснулись?

Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)

Вы проснулись?

Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)

Вы проснулись?

Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)

Вы проснулись?

Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)

Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Игры о времени суток

«Часы»

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,

Пальцы моются у нас.

Если бьет десятый час,

Пальцы в сад идут у нас.

Если бьет уж первый час,

Пляшут пальчики у нас.

Если бьет уж третий час,

Пальцы прыгают у нас.

Если бьет четвертый час,

Пальцы плавают у нас.

Если бьет девятый час,

Пальцы кушают у нас.

Если бьет десятый час,

Пальцы спать идут у нас.

Игры про одежду и одевание

«Обновка»

Скорей, скорей,

Быстрей, быстрей —

Давно пора сшить Ане

Новое платье.

Бери быстрей иголку —

И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо обувь сосчитать:

Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)

Два — сапожки,

Три — ботинки,

Четыре — босоножки

И, конечно, тапки — пять.

Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки (загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки

На лапках САПОЖКИ.

Как у нашей свинки

На ногах БОТИНКИ.

Как у пса на лапках

Зеленые ТАПКИ.

А козленок маленький

Надевает ВАЛЕНКИ.

А у сына Вовочки —

Новые КРОССОВОЧКИ.

Вот так. Вот так. (похлопать)

Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем

Потихоньку поиграем.

(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)

Туфельки и тапочки

Моей любимой мамочки,

Ботинки и сапожки

Нашего Сереженьки,

А маленькие валенки

Малютки нашей Вареньки.

Разные детские пальчиковые игры

Пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание использовать гимнастику в свободной игровой деятельности.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 октября 2021 в 18:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Симонова (УИ 2754197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД