Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)

Татьяна Корнева
Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Памятка для логопедов по постановке задач

в ОО «Речевое развитие»

(развитие связной речи)

Первая часть

Составитель Корнева Т. Б. ,

учитель-логопед г. Снежинска, 2014г.

Составляя перспективный план или конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР, ФФНР, логопед часто затрудняется в формулировании образовательных задач, в разнообразии их формулировок. «Памятка …» поможет правильно, точно, ём-ко сформулировать задачи, и при этом вы не будете постоянно повторяться. Ваши пла-ны станут более эффективными, профессиональными, а времени на их составление уй-дёт гораздо меньше.

Методической разработкой могут воспользоваться логопеды не только ДОУ, но и школ, а также дефектологи, старшие воспитатели, воспитатели ДОУ компенсирую-щего и общеразвивающих видов. Для студентов педагогических вузов, молодых педа-гогов «Памятка …» станет настольной книгой.

Пересказ текста (с элементами творчества)

Задачи

• Учить пересказывать небольшой (большой по объему, адаптированный) рассказ (сказку, басню, используя в качестве наглядной опоры демонстрацию действий (серию сюжетных картин, сюжетную картину, предметные картинки, игрушки, плоские фигурки, схематические картинки, пиктограмму, схему и т. п., отра-жающую последовательность событий.

• Учить пересказывать небольшой (большой по объему) рассказ (сказку, басню) без наглядной опоры.

Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность в виде…

• Учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания наглядность, вопросный план, линейный план и т. п.

• Учить целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту (кратко).

• Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов.

• Учить (закрепить умение) пересказывать рассказ по ролям.

Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.

Развивать умение анализировать содержание произведения, отражать содержа-ние рассказа с помощью наглядной схемы-плана.

• Обучать действиям планирования развернутого высказывания на основе предва-рительного анализа содержания и языкового оформления текста.

Развивать диалогическую форму речи; умение передавать диалог действующих лиц.

Развивать навыки связной диалогической речи; адекватно воспроизводить диало-ги действующих лиц.

• Формировать навык пересказа с элементами творчества: пересказ от лица разных героев (придумывание продолжения к прочитанному тексту, конец к сказке, рас-сказу, сочинение рассказа и сказки по аналогии с прочитанной).

• Обучать составлению продолжения рассказа по предложенному плану с опорой на наглядный материал; формировать умение ориентироваться на исходный тек-стовой и наглядный материал при составлении продолжения рассказа.

• Обучать составлению продолжения незаконченного рассказа без опоры на на-глядный материал.

Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом материале, опи-раться на ключевые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.

- Активизировать, уточнять, обогащать словарь дошкольников по теме, побуждать детей к использованию при пересказе авторских слов и выражений…

- Обогащать лексикон детей новыми словами… и словосочетаниями…

- Обогащать словарный запас определениями, глаголами, наречиями, синони-мами…

- Уточнить понимание детьми значения новых (малоупотребительных) слов…

+ Развивать фразовую речь.

+ Формировать фразовую речь: развивать навык составления фразовых высказываний различной структуры.

+ Формировать умение отвечать на вопросы кратко и полными развернутыми предло-жениями.

+ Развивать и закреплять навыки построения отдельных фразовых высказываний.

+ Формировать грамматические представления и обобщения на основе работы с язы-ковым материалом пересказываемого произведения.

* Совершенствовать интонационную выразительность речи.

* Учить выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

* Учить интонацией передавать характеры персонажей, свое отношение к героям.

* Учить передавать интонацию и сопереживать персонажу.

Работать над пониманием текста.

Развивать зрительные, слуховые восприятие, внимание, память дошкольников.

Развивать интерес к прочитанному, обогащать знания детей о …

Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.

Учить понимать текст со скрытым смыслом.

Учить связывать идею произведения со значением пословицы.

Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания.

Развивать творческое воображение детей.

Учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Учить аргументированной оценке поступков действующих лиц.

Воспитывать чувство любви к Родине, к своей семье, к природе, развивать желание заботиться о своих самых близких людях, о наших меньших братьях.

Составление описательного рассказа

Задачи

• Учить связно и последовательно рассказывать о предмете (объекте) развернуты-ми и полными предложениями.

• Учить составлять рассказ-описание о…

• Учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

• Формировать навык составления описательного рассказа о предмете (объекте) с опорой на план-путь (план-разграничение, план-воображение, план-преображение, план-размышление и т. п.).

• Учить составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, которая помогает выделить качества предмета или объекта, установить последователь-ность изложения.

• Учить составлению описательного рассказа с опорой на план-схему и используя прием параллельного описания двух предметов в сравнении.

• Учить составлению загадок о предметах (объектах) в виде описательных расска-зов.

- Закреплять представления детей о предмете (объекте).

- Активизировать словарь дошкольников по теме…

- Учить подбирать определения (синонимы, антонимы, сравнения).

- Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, обогащать словарный запас сравнениями.

+ Формировать практические навыки словоизменения.

+ Упражнять в правильном построении предложений.

+ Формировать навыки контроля за построением высказываний.

Совершенствовать ПБР: развивать разные виды восприятия, внимание, память, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, мышление, вообра-жение, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательный интерес, сообразительность.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к игрушкам (животным и т. п.).

Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетной картине (серии картин)

Задачи

Развивать монологическую речь при составлении сюжетного рассказа.

• Учить составлять рассказ по картине, включив в него описание внешнего вида персонажа (ей, поведения, чувств.

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине, изображенные события на кото-рой – конечный результат действия.

• Формировать навык целенаправленного восприятия наглядного содержания кар-тины, анализа изображенной ситуации.

• Обучать составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины; формировать умение объединять несколько фрагментов описаний в связный рас-сказ по картине в целом.

• Учить развивать ход событий, развязку, соблюдая логику развития сюжета.

• Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-путь (план-разграничение и т. д.).

• Формировать умение воссоздавать сюжетное действие на основе анализа изо-браженных ключевых моментов и передавать наглядно представленный сюжет в виде связного последовательного рассказа.

• Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность кото-рых служит планом рассказывания.

Развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картинок, уста-навливать и адекватно отображать в речи действительную основу каждой кар-тинки и действия отдельных персонажей.

• Формировать умения объединять действия, изображенные на картинах, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.

Развивать навыки анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

• Улавливать последовательность изображенных событий, в соответствии с этим раскладывать картинки серии.

• Учить составлять рассказ по сюжетной картине (серии сюжетных картин) с предварительной отработкой ее содержания (без нее).

• Обучать завязке («экспозиции») к изображенному действию.

• На основе начала показать, как можно придумать конец рассказа (сказки).

Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшест-вующие и последующие события.

Развивать воссоздающее и творческое воображение…

• Учить логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картине (картинках).

• Обучать составлению рассказа по сюжетной картине (серии сюжетных картин) с элементами творчества (придумывание начала, середины, конца рассказа).

Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.

Развивать объяснительную речь дошкольников.

- Активизировать, уточнить, обогатить словарный запас детей по теме…

- Формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.

- Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.

+ Совершенствовать, закреплять навыки грамматически правильной речи у детей.

+ Развивать грамматически правильную фразовую речь у детей в процессе обучения рассказыванию.

+ Закреплять, развивать навыки словоизменения.

+ Учить использовать в рассказе различные синтаксические конструкции.

+ Развивать фразовую речь, навыки составления распространенных ответов на вопро-сы, использовать фразы из 3-6 слов при составлении рассказа.

+ Учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

+ Учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем.

+ Учить строить фразы с включением нескольких определений.

+ Учить создавать структурированное и программированное связное высказывание.

+ Учить детей включать в рассказ диалоги действующих лиц.

Учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР».Городской семинар «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с ОНР». 21 ноября в г. Новокузнецке при МБОУ «Центр диагностики и консультирования» прошел городской практический семинар «Использование игровых.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)
Опубликовано: 26 декабря 2014 в 06:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы...
БУКВА Л Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются на букву Л. 1. Рыжая плутовка из русских народных сказок. 2. Принц, который правил...
Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за листопадом»
Цели: учить детей определять осеннее признаки ; Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к...
Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...