Эльмира Акифьева
Памятка «Как педагогу правильно сделать замечание тем детям, которые мешают проведению занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Даже самый опытный педагог хоть раз в своей профессиональной деятельности сталкивался на своих занятиях с неконтролируемыми детьми. Как правило, такие дети гиперактивны, не реагируют на замечания и просьбы педагога. Если на занятии таких «активных» детей не один, а 7-10 – занятие превращается в хаос. Как правильно действовать в таких ситуациях и как найти нужный подход к каждому ребенку, чтобы и нервы сберечь, и детей не обидеть? Ответ на эти вопросы каждый педагог подбирает для себя самостоятельно, так как каждый педагог – индивидуален, каждый ребёнок – единственен в своём роде, и каждое занятие не похоже на другое. Среди основных причин непослушания детей в современных условиях я бы отметила: недостаточно опыта у педагога; обделенные вниманием со стороны взрослых дети; мало-интересующиеся чем-то современные дети. Этот список конечно можно продолжить, только проблема от этого никуда не денется.
Публикация «Памятка „Как педагогу правильно сделать замечание тем детям, которые мешают проведению занятия“» размещена в разделах
Как же вести себя педагогу при необходимости сделать замечание «нарушителю» на занятии?
Если не удаётся направить энергию «бунтаря» в «мирное русло», нужно с ним поговорить. Как это лучше сделать?
1. Можно сказать нужные слова от лица сказочного героя. Только ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «тебя заберет баба Яга». Как вариант можно создать ситуацию, при которой появляется отрицательный герой и говорит: «Ты, наверное, тоже хочешь быть моим сыночком, ведешь себя точь-в-точь, как мой родной ребенок, так же любишь хулиганить и расстраивать взрослых!».
2. Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно - так, чтобы не привлечь внимание всей остальной группы. (Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо).
3. Сделать замечание самостоятельно. (Когда ситуация не позволяет привлечь на помощь помощника и сказочного героя). Тогда педагог располагается на одном уровне с ребенком. Говорить надо негромко, глядя ребенку в глаза, а не сверху вниз.
4. Посадить ребенка на «волшебный стульчик». Это самый серьезный вид «наказания». Использовать его следует только в случае, если поступает очень-очень плохо или находится в состоянии крайнего возбуждения. Мы наклеиваем картинку с солнцем или другим позитивным изображением. И комментируем так: «На этом стульчике любят отдыхать дети солнышка, солнечные зайчики. Когда они расшалятся, мама Солнышко их туда сажает. Он успокаивает и помогает вспомнить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо». При этом наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.
5. Уже после того, как было сделано замечание, необходимо поддержать «бунтаря» эмоционально. Так педагог или помощник должны поощрить его улыбкой или поглаживанием. Или можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты исправился и обещаешь так больше не делать….»
На занятиях категорически нельзя использовать такие дисциплинарные методы, как:
1. Выключить свет.
2. Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает. Например, нельзя говорить: «Посмотрите на Машу, она не знает…», «Посмотрите на Колю, как ему не стыдно, он сделал то-то и то», «Как тебе не стыдно! Ты не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.
3. Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении. Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится. Важное исключение из правил - это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже с детьми 2-3 лет. Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе, а правая рука должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.
4. Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых. Помощник педагога может попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему интересно сказать: «Сейчас что-то будет, пойдем, посмотрим, а то пропустим». «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть. Если к нему присоединятся другие дети, то можно сделать релаксационный период под спокойную музыку для всех детей, присутствующих на занятии.