Дина Фомина
Панно «Окно в природу»
Для обогащения предметно-пространственной среды кабинета логопеда было изготовлено логопедическое пособие для речевого развития детей – панно «Окно в природу».
Описание панно
Основа панно – картон. Гардина сделана из пластмассовой трубы, подвешивается к стене с помощью крючков на липкой ленте. На гардине висит шторка. К панно прилагается набор вырубных картинок: деревья разного времени года, солнце, солнце за тучами, облака дождевые и снежные, птицы перелетные и неперелетные. Картинки, также как и основа панно, обклеены скотчем, поэтому изображения можно приклеивать с помощью двустороннего скотча, а при необходимости снимать их.
Публикация «Панно „Окно в природу“» размещена в разделах
Цель: речевое развитие детей.
Задачи:
• Обогащать словарь по темам птицы, деревья, времена года, погодные явления.
• Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ.
• Закреплять знания детей о временах года, птицах, погодных явлениях.
• Развивать пространственно-временные представления.
• Развивать внимание, память, творческое воображение.
Данное панно соответствует принципам информативности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости, доступности, педагогической целесообразности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета логопеда. Поэтому данное панно можно поместить не только на мольберт или доску перед детьми, но и на стену. Таким образом, панно задействывает обычно нерабочее пространство кабинета, и не занимает много места. Размещается панно низко, на уровне глаз ребенка, для свободного доступа детей к пособию, возможности манипулирования с ним. Наличие шторки позволяет прикрыть панно, чтобы не отвлекать внимания детей. Картинный материал на панно сменяется каждое новое время года.
Таким образом, панно можно использовать для обогащения предметно-пространственной среды, как украшение кабинета и как игровое, развивающее пособие.
Рассказ-описание для детей с тяжелыми нарушениями речи практически недоступен. Они лишь перечисляют отдельные предметы, явления, изображенные на картинке. Им необходима помощь в виде наводящих вопросов. Так же у логопатов снижена речевая активность, они быстро устают, имеют недостаточную переключаемость внимания. Логопеду при обучении рассказыванию необходимо актуализировать у детей потребность в речи, вызвать желание работать и отвечать на вопросы. В этом помогает создание игровой ситуации и использование ярких, интересных игровых пособий.
Наглядность в работе с речевыми детьми имеет огромное значение. Если ребенок видит перед собой необычные игры, интересные картинки, у него возникает желание назвать их, описать, рассказать о них.
Работа с пособием в виде панно, фланелеграфа, доски и картинками позволяет ребенку и воспринимать изображение и действовать с ним. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализато-ра активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию.
Игры с панно позволяют интегрировать в образовательный процесс различные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Игры
«Волшебное окно»
Предлагаем ребенку отгадать загадку о времени года и подобрать те картинки, которые соответствуют этому времени года. Ребенок сам помещает картинки на панно, украшает его. Затем предлагаем ребенку рассказать о составленной им картине рассказ.
«Исследователи»
Детям предлагается посмотреть в окно через бинокль (загнуть пальцы в виде бинокля) и назвать, что они увидели, составить описательный рассказ. Поиграем в орнитологов. Предлагаем детям назвать птиц, определить перелетные они или нет, оставить на осеннем дереве только неперелетных. Также птиц на панно можно располагать частично за деревом и попросить ребенка угадать, что за птичка прячется в листве.
«Найди ошибку»
Помещаем на панно какую-нибудь нелепицу, снеговик на летнем пейзаже или перелетная птица на зимнем дереве. Просим ребенка найти и исправить ошибку.
«Временная путаница»
Предложите ребенку на одной стороне окна расположить зимние картинки, на другой летние и сравнить их. Деревья летом с листьями, а зимой без листьев, летом идет дождь, а зимой снег и т. п.
Развивать можно и изобразительную деятельность. Просим детей нарисовать предметы для осеннего, зимнего, летнего вида из окна. Дети сами придумывают и рисуют предметы, явления, а затем украшают ими панно.
Список использованной и рекомендуемой литературы
• Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принцыпы построения, советы, рекомендации. СПБ. 2009.
• Агранович З. Е. «Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа»