Поправка Алевтина
Парциальная программа «Говоруша»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но, иногда, в силу ряда причин этот процесс затягивается, и к 5-6 годам у детей остаются стойкие речевые нарушения. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой нарушение коммуникативной сферы, социализации ребенка в обществе.
Публикация «Парциальная программа „Говоруша“» размещена в разделах
В младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу.
В данном возрасте родители играют огромную роль в речевом развитии ребенка. Не всегда родители понимают своего ребенка, могут с ним правильно выстроить диалог. Не имея информации о правильном развитии речи ребенка, родители затрудняются в выборе эффективных средств и методов профилактики речевых нарушений.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поэтому проблема раннего выявления и профилактики речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Программа логопедического кружка предполагает осуществление профилактической работы по речевому развитию ребенка через обогащение его сенсорной сферы. Реализация этой цели направлена на максимальное вовлечение органов чувств на основе реального предметного окружения и непосредственной жизни ребенка.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить коррекционно-развивающим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа составлена на основе метода сенсорно - интегративной логотерапии М. И. Лынской, который предполагает комплексное воздействие органов чувств на речь. Также в программе использованы методические разработки Е. Ф. Архиповой, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, Е. Янушко, Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, Е. А. Пожиленко. Мы систематизировали практический материал данных авторов в работе с детьми младшего возраста и использовали методы и приемы, направленные на профилактику нарушений речи и развитие сенсорной сферы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Цель работы кружка: осуществление профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений речи детей 3-4 лет посредством развития сенсорной сферы.
Задачи:
1. Формировать правильное звукопроизношение.
2. Развивать моторики артикуляционного аппарата.
3. Развивать физиологическое и речевое дыхание.
4. Развивать слуховое восприятие, внимание.
5. Развивать фонематический слух.
6. Расширять словарный запас.
7. Повышать педагогическую компетенцию родителей, направленную на ознакомление с теоретическими и практическими основами речи.
Работа кружка предполагает не только участие родителей и детей, а также воспитателей группы ДОУ. (Приложение №1)
При составлении мониторинга речевого развития детей 3-4 лет был использован материал Архиповой Е. Ф, Нищевой Н. В., Гризик Т. И. (Приложение № 2,3). Данный мониторинг позволил выявить речевые проблемы детей младшего возраста, уровень педагогической компетенции родителей и результативность проведенной профилактической работы кружка «Говоруша». Проведение диагностики было осуществлено в 3 этапа: предварительный этап (перед началом работы логопедического кружка, основной этап (в процессе работы кружка работы кружковой деятельности, заключительный этап (по завершении работы кружка).
Одним из важных моментов развития речи на протяжении всего периода занятий кружка являлось наблюдение. Воспитателям группы было предложено заполнить карту наблюдений. Для выявления уровня педагогической компетенции и речевых проблем проведено анкетирование родителей. Нами был разработан журнал наблюдений за познавательным, речевым и социально-коммуникативным развитием детей, посещающих занятия кружка. Данный журнал заполнен совместно с воспитателями группы для определения динамики развития детей на трех этапах профилактической работы логопедического кружка. (Приложение №4)
Программа рассчитана на 1 учебный год. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма организации детей: групповая.
Рабочая программа кружка осуществлялась в 3 этапа профилактической работы с детьми 3- 4 лет:
1 этап - Подготовительный этап. Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей 3-4 лет, содержанием работы по профилактике речевых нарушений. Формы проведения: семинары для родителей, мастер-классы для детей и родителей по ознакомлению с приемами и методами развития речи в повседневной жизни.
2 этап - Основный этап. Профилактика речевых нарушений у детей 3-4 лет на основе метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.
Форма проведения: групповые занятия с детьми.
3 этап - Заключительный этап. Профилактической работы кружка «Говоруша». Формы проведения: мастер-классы для детей и родителей по ознакомлению с приемами и методами развития речи в повседневной жизни, индивидуальные консультации для родителей.
Работа кружка «Говоруша» осуществлялась в соответствии с учебно-тематическим планом. (Приложения № 5 ,6)
Методическое обеспечение программы
В содержание занятий включены следующие методы и приемы:
Метод сенсорной интеграции. Этот метод заключается в том, что все задания, максимально воздействуют на сенсорную сферу ребенка: обонятельные, слуховые, тактильные, кинестетические, кинетические ощущения. Он определяет выбор методов и приемов, которые мы используем на занятиях. Словесные методы (объяснение, рассказывание об окружающем). Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово было понятным, образ за этим словом узнаваемым, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения, практическими, методами прямого воздействия.
Наша программа предусматривает 6 разделов, направленных на реализацию задач логопедического кружка:
1. Развивать артикуляционную моторику и звукопроизношение:
Для укрепления мышц артикуляционного аппарата используются следующие методы и приемы:
• Традиционные методы логопедии, включающие уточнение артикуляции звука, логопедический массаж.
• Нетрадиционные методы логопедии: сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции, биоэнергопластика, натуропатия.
Данный раздел включает комплексы сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики, направленные на уточнение звуков раннего онтогенеза и постановку звуков позднего онтогенеза. Эти задания связаны с использованием «сенсорного подноса», который позволяет вызвать определенные ощущения в артикуляционном аппарате, что способствует улучшению речевых возможностей детей (мышечной силы, переключаемости, формированию артикуляционных укладов).
2. Развивать дыхания
Для занятий подобраны дыхательные и фонопедические упражнения, направленные на развитие силы, целенаправленности, длительности, длительности ротового выдоха. Все упражнения также выполняются с помощью метода сенсорной интеграции.
3. Развивать слуховое внимание
Упражнения на развитие слухового внимания.
4. Расширять словарный запас
Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи, включенные в сенсорно-интегративные рассказы.
5. Развивать мелкую моторику
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук с помощью природных материалов.
6. Развивать коммуникационную сферу
• Фольклорные игры
• Коммуникативная система «Круг».
Занятие строится в форме единой сюжетной линии, предусматривает частую смену видов деятельности с использованием материалов «сенсорного подноса» и дозированность заданий. Таким образом, вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет развить коммуникативные навыки, увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость детей.
Все занятия направлены на расширение словарного запаса детей по определенным лексическим темам через освоение реального предметного мира, умения подбирать подходящие качества к предметам или правильно называть их действия. Также часть занятия посвящена уточнению онтогенетическим звукам. Сначала с помощью игровых приемов звук