Папки-передвижки

Парциальная программа «Росток»

Татьяна Травян
Парциальная программа «Росток»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка… 3

Цели программы… 4

Этапы реализации программы…. 6

План работы клуба для родителей «Здоровье нации» (Приложение 1… 10

План действия центра «Малышок» (Приложение 2…. 15

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»…. 16

Карта социального статуса семьи предполагаемого воспитанника ясли-сада…. 17

Алгоритм прохождения адаптации…. 18

Гибкий план воспитателоно-образовательной работы в период адаптации…. 19

Публикация «Парциальная программа „Росток“» размещена в разделах

Методическое оснащение к реализации программы «Росток» (Приложение 3…. 23

Пояснительная записка

Период раннего детства – особый период в жизни человеке, поскольку именно на него приходится большинство важных открытий мира: движения, игры, общения. В этот период делаются первые шаги малыша в окружающий мир, где он впервые знакомится с социальной жизнью человека. И это происходит именно в детском саду.

Современные научные представления о раннем онтогенезе. Уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводит педагогику раннего детства на новый уровень.

Анкетирование, интервьюирование, беседы с родителями, да и наш собственный опыт ещё раз показали, что ранняя социализация детей - это необходимость общества в данный исторический момент, но при этом отмечается и рост числа, часто болеющих детей (ЧБД) младшего возраста, нуждающихся в помощи дошкольного учреждения, имеющего необходимые условия для укрепления здоровья таких детей. К тому же исследования ученых доказали, что ранняя социализация является достаточно действенным методам профилактики многих соматических заболеваний, связанных с психическими стрессами, необходимым условием правильного физического, психического и социального развития ребенка.

Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. Можно сделать вывод: неблагополучие начинается в раннем возрасте и часто остается нераспознанным. В связи с чем, проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного и чаще дошкольного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.

На протяжении четырех лет ясли-сад "Айналайын" пытается найти свои пути решения проблемы оздоровления детей: накоплен определенный опыт, созданы условия, выработана система профилактических мер, методика воспитания привычек здорового образа жизни с самого раннего возраста, что является гарантией прочного фундамента на будущее.

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в ясли-сад - для него это

сильное стрессовое переживание. А дети с ослабленным здоровьем испытывают двойную психоэмоциональную нагрузку.

Давно доказано, что часто болеющие дети (ЧБД) с большим усилием, по сравнению со здоровыми, преодолевают трудности; с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями предусмотренными условиями жизни и воспитания в ясли-саду.

Именно это и подтолкнуло нас на осознанно-особый подход к вопросу социальной адаптации детей раннего возраста; на создание парциальной программы "Росток". Она ориентирована на работу в условиях ясли-сада с детьми до 3-х лет. Наша программа - это, созданная на научной основе, проверенная временем и опытом работы ясли-сада, четкая система методов и приемов, способствующая безболезненному переходу ребенка к новым социальным условиям.

Программа разработана с учетом документов, действующих в РК: «Т й, т й балапан» методическое пособие для раннего развития детей от 1 года до 3 лет (Астана 2014); методические рекомендации «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ОУД возрастной группы дошкольной организации» (Астана 2017); методические рекомендации «Устное народное творчество как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (Астана 2017); использование трудов по психологии Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца.

Актуальность программы обусловлена, с одной стороны, прогрессирующим нарастанием численности детей с ослабленным здоровьем, с другой стороны - необходимостью получения одновременно педагогической, социальной и медицинской помощи ребенку.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив ясли-сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемая программа «Росток» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей от 1 года до 3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия ясли - сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Данная программа направлена на реализацию ряда совместных мероприятий (родители - дети - педагоги - медицинские работники, обеспечивающих решения проблем адаптационного периода, психологической подготовки родителей и детей к поступлению в ясли-сад, создание единой информационно-деятельной среды и условий полной коммуникативности ребенка в новой для него обстановке.

Цели программы :

Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста в условиях общественного воспитания, как одного из факторов, способствующих укреплению здоровья ослабленных и часто болеющих детей;

Разработка на научной основе новых технологий адаптации детей раннего возраста и поиск нетрадиционных подходов в условиях общественного воспитания;

Создание современной модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях ясли-сада и семьи.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Разработать методы и приемы для наиболее безболезненного перехода к условиям жизни в ясли-саду, способствующим укреплению физического здоровья детей этого возраста, заложить прочный фундамент на будущее - сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Способствовать развитию действенной любви, предполагающей заинтересованность всех сторон (родителей, педагогов, медиков, специалистов) развитием ребенка, его продвижением и умением не пасовать перед трудностями.

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка. Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада.

Консультирование родителей и персонала.

Принципы создания программы.

1. Принцип взаимодействия - этот принцип рассматривается на нескольких уровнях:

a) на уровне взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе общения;

b) взаимодействие как сотрудничество педагога, родителей, медиков;

c) на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с новым для него материалом.

2. Принцип систематичности и последовательности – постепенное (поэтапное) прохождение адаптации, системный подход к решению тех или иных возникающих проблем. Частое повторение усвоенных правил и норм поведения в условиях ясли-сада. Совет Яна Каменского "Все должно вестись в неразрывной последовательности, так что бы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего".

3. Принцип доступности:

a) Учет возрастных особенностей детей (чтобы не задерживать сильных, и развивать быстроту действий слабых); социальных условий семьи (ее традиции, привычки).

b) Игровая подача материала с учетом психологии ребенка. Использование совместных игр (взрослый - дети) с целью установления тесного психоэмоционального контакта.

4. Принцип наглядности основывается на особенностях развития мышления детей раннего возраста (наглядно-образное) : ребенок мыслит формами, красками, ощущениями, звуками.

5. Принцип научности основывается на последних научных данных в области психологии, педагогики, медицины о раннем периоде детства.

Средства реализации.

1. Организация клуба "Здоровье нации" (Приложение № 1).

Цель: обеспечить психологическую подготовку родителей и детей к поступлению в ясли-сад; создать малышу комфортные условия пребывания в ясли-саду, сохранить и укрепить его здоровье.

Состав клуба: заведующая, родители, специалисты ясли-сада, воспитатели.

2. Создание информационного центра "Малышок".

Цель: создание единой информационно-деятельной среды сотрудников групп раннего возраста. План действий центра (Приложение 2).

3. Методическое оснащение к реализации программы «Росток» (Приложение 3).

Этапы реализации программы

Первый этап

Сбоp информации о потенциальных воспитанниках от врача педиатра.

Заседание клуба: «Здоровье нации», согласно плана работы.

Заполнение анкет, изучение памятки для родителей.

Составление индивидуальной программы адаптации.

Второй этап

Создание комфортной обстановки с введением элементов семейного быта.

Посещение ребенка на дому.

Свободное посещение ясли-сада родителями с детьми.

Третий этап

Внесение в схему индивидуально-профилактических мероприятий, ингредиентов направленных на профилактику и смягчение стрессовых ситуаций, согласно прогноза к поступлению ребенка в ясли-сад.

Внедрение индивидуального гибкого режима, согласно реализации воспитательно-образовательных задач в период адаптации.

Реализация тематического плана мероприятий для детей в период адаптации.

Четвертый этап

Подведение итогов прохождения адаптационного периода (переход на полный режим пребывания ребенка в ясли-саду, составление отчетных материалов адаптации).

Методы реализации программы.

Практические Словесные Наглядные

1. оСоздание комфортной обстановки в группе с введением элементов семейного быта

2. ЗЗнакомство с ребенком в домашних условиях.

3. ССоставление и реализация индивидуальной программы адаптации ребенка к условиям ясли-сада.

4. ЭЭкскурсии по саду, демонстрирующие малышу достоинства его нового мира.

5. ССовместные игры взрослого и ребенка, направленные на установление психо-эмоционального контакта.

6. ЦЦикл игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук.

7. РРабота с природным материалом: глина, песок, камушки, ракушки, шишки….

8. ССистема профилактики психо-эмоционального состояния детей средствами физического воспитания: зарядка в стихах, полезные забавы, массаж, специальные оздоровительные игры.

9. ППредоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте и в условиях ясли-сада самостоятельности и свободы.

10. ССоздание предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

11. Регулярно проводимые минуты механических забав (заводные, инерционные, электрические игрушки). 1. ««Ласковая минутка».

2. ИИспользование в работе детского текстового фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки).

3. ББеседы с ребенком, направленные на установление индивидуального эмоционального контакта.

4. Использование психотренинга.

5. ММузыкальная терапия (регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах, минутки звучащих и шумовых игрушек, сопровождение режимных моментов аудиозаписями).

6. ААудиоконсультации для родителей.

7. ИИспользование сказок, сказок-импровизаций. 1. ИИздание журнала «Кроха».

2. ННакопление фотоматериала о жизни детей в группе.

3. ППодбор видеоматериала с любимыми мультфильмами, фрагментами жизни ясли-сада.

4. ВВнешний вид педагога.

5. ППодбор сюжетных, предметных картинок.

6. ССмехотерапия – приобретение соответствующих атрибутов.

7. ИИспользование различных видов театра.

Особенности создания и реализации программы.

Реализация программы «Росток» в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон: родителя, ребенка, педагога, медицинского работника.

Взаимодействие родитель - ребенок – педагог. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат своему малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в ясли-саду и дома, оградят его от чрезмерных психических нагрузок, возьмут активный курс на создание единого пространства развития ребенка, то опыт детства во многом определит взрослую жизнь человека.

Взаимодействие педагог - ребенок – педагог. Немаловажным фактором реализации проекта программы является информационно-деятельное содружество коллективов двух групп раннего возраста. Это не соперники, не конкуренты, а единая команда с едиными целями и задачами, направленная на обеспечение максимальной комфортной обстановки ребенку в период адаптации. Новички попадают в единый круг заботы и внимания, не зависимо от списочного состава в будущем сформированных групп. Взаимодействие и взаимозаменяемость сотрудников этих групп в период адаптации, где присутствует единство требований, планирования, информированности о детях и родителях, совместное проведение мероприятий использование пособий и атрибутов – позволяет смягчить психологический удар в случае вынужденной смене педагога (болезнь, отпуск и др.)

Взаимодействие педагог - ребенок - медик. Своевременное проведение оздоровительно-профилактических мероприятий и использование щадящих, преимущественно не медикаментозных технологий с учетом прогноза готовности ребенка к поступлению в ясли-сад, позволяет обеспечить оптимизацию состояния здоровья развития, поведения новичков.

Ожидаемый результат.

1. Сокращение адаптационного периода каждого малыша до минимума (не ниже среднего уровня).

2. Обеспечение щадящего адаптационного периода.

3. Развитие у ребенка способности самостоятельно находить тип отношения со взрослыми для сотрудничества с ним:

• Охотно идти от матери к воспитателю;

• Улыбаться, радоваться, когда видит его;

• Успокаиваться от общения со взрослым;

• Обращаться за помощью к нему.

4. Развить умение чувствовать себя комфортно, раскрепощено в любой незнакомой среде (перемещение по зданию и территории ясли-сада, замена воспитателя, посещение специализированных кабинетов ясли-сада).

5. Научить доверять посторонним взрослым в ясли-саду.

6. Подготовить ребенка к общению и взаимодействию со сверстниками, к жизнедеятельности в детском коллективе:

• Сотрудничать с другими детьми в игровой и познавательной деятельности;

• Налаживать доверительные, спокойные отношения со сверстниками и взрослыми;

• Уметь терпимо относится к проявлениям чувств и эмоций сверстников, осознавая, что каждый из них равен в правах и обязанностях.

7. Сохранить в детях внутреннюю убежденность в любви и защищенности со стороны сотрудников ясли-сада. Развивать чувства симпатии к ним.

8. Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье.

Программно-методическое оснащение.

1. План работы клуба «Здоровье нации».

2. Анкеты и памятка для родителей.

3. Индивидуальная программа подготовки и прохождения ребенком адаптации к условиям жизни в ясли-саду.

4. Журнал «Кроха».

5. Подбор текстового фольклорного материала.

6. Картотеки игр различной направленности, полезные забавы для самых маленьких.

7. Подбор текстов психотренинга.

8. Побор фотоснимков о жизни ясли-сада.

9. Аудиоконсультации.

10. Подбор аудио и видеокассет.

11. Комплект игрушек-забав для проведения минуток механической забавы.

12. Набор игрушек, дидактических пособий соответствующих возрасту.

13. Подбор природного материала.

План

работы клуба для родителей

«Здоровье нации».

Цель: Клуб для родителей «Здоровье нации» создается в целях облегчения и решения проблем адаптационного периода, обеспечения малышу комфортных условий пребывания в ясли-саду, сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

o Детальное знакомство родителей вновь поступивших детей с организацией воспитательно-образовательной, оздоровительной работы.

o Подготовка ребенка к яслям.

o Сохранить и укрепить здоровье детей.

o Создать непрерывную систему воспитательно-образовательной, оздоровительной работы в ясли-саду и семье.

Состав клуба:

o Родители вновь поступающих детей.

o Воспитатели групп раннего возраста.

o По приглашению специалисты ясли-сада.

o Медицинская сестра.

Руководит работой клуба - заведующая учреждения. Занятия-заседания проводятся по плану, утвержденным медико-педагогическим советом ясли-сада.

№ Мероприятия Срок Ответственный

1 Заседание № 1 «Организационное»

1. Знакомство с Уставом ясли-сада. Заполнение анкет, изучение памяток.

2. Экскурсия по ясли-саду. Июнь Заведующая, воспитатели.

2 Заседание №2 «На пороге сада»

1. Подготовить ребенка к поступлению в сад.

2. Проблемы адаптационного периода.

3. Особенности режима дня. Июль Заведующая, воспитатели, медсестра

3 Заседание № 3 «Психологическая школа для родителей» Август Заведующая,

4 Специфика организации лечебно-профилактических мероприятий:

1. Закаливание.

2. Организация сна детей.

3. Питание и здоровье малышей.

4. Воспитание привычек здорового образа жизни. Август Заведующая, воспитатели, медсестра

5 Уточнение сроков поступления ребенка в ясли. Свободное посещение с ребенком групповых развлечений, прогулок, мини-экскурсий, режимных моментов с целью освоения новой среды, общества, привыкания к незнакомым людям. Июль

Август

Сентябрь Заведующая, воспитатели, музыкальный руководитель.

6 Участие в празднике, посвященному «Дню защиты детей» Июнь Заведующая, воспитатели, муз. руководитель

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Выделяют следующие степени адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Конкурсная программа  «Мисс малышка» Зал празднично украшен. Гости сидят в зале. Под музыку входят дети. Ход конкурсной программы: I. Открытие конкурса. (Звучит музыка, входит.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа «Росток»
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 14:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД