Паспорт краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова» для подготовительной группы

Елена Бабуричева
Паспорт краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова» для подготовительной группы

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

«Хлеб- всему голова»

Цель проекта: обогащать знания детей о хлебе, сформировать представления детей о выращивании хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба и пекаря. Создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно - исследовательской деятельности, развивать стремление узнать больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей.

Актуальность

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Началось все с того, что во время обеда мы стали замечать, как небрежно дети относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол. Конечно, дети наши городские и никогда не видели, как делают хлеб, не ощущают, не ценят того труда, что вложен в кусок хлеба, который они не доели, выбросили в помойку. Да и зачастую в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что доступно и недорого. Также мы заметили, что дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинками.

И мы совместно решили организовать проект под названием «Хлеб — всему голова», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: рассказать им об истории создания хлеба, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб и какой хлеб любят в других странах.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Задачи проекта:

формировать представления детей о том, как выращивали хлеб раньше и сейчас;

формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий, вспомнить названия разных видов хлеба;

познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу: продолжать знакомить детей с картинами известных художников; поддерживать интерес к литературным произведениям.

уточнить представление о свойствах муки, теста;

формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.

Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.

Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.

Расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный (25.01 – 31.01)

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Методы и приёмы: беседы, наглядные методы, наблюдения, совместные (с детьми) обучающие игры, экспериментальная деятельность.

Результат проекта:

-Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной теме.

-Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

-Итоговое мероприятие КВН «Хлеб –всей жизни голова»

-Выпуск газеты «Посмотри скорей, друзья, время мы не тратим зря!»

- Мини-книга рецептов домашней выпечки от родителей.

-Выставка творческих работ детей.

План реализации проекта:

Начальный этап включает в себя:

• составление паспорта проекта.

• подбор детской художественной литературы для чтения и заучивания наизусть

• подбор музыкального материала

• подбор сюжетных картинок и иллюстраций

• работу с методическим материалом по данной теме

• подбор дидактических игр

• диагностику детей по теме проекта

• постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов, работа с родителями;

Основной этап

Реализация проекта.

Заключительный этап

-диагностика

-итоговое мероприятие КВН «Хлеб –всей жизни голова»

-выпуск газеты «Посмотри скорей, друзья, время мы не тратим зря!»

- мини-книга рецептов домашней выпечки от родителей.

-выставка творческих работ детей.

Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели — обогащать знания детей о хлебе, сформировать представления детей о выращивании хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба и пекаря. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о хлебе через беседы, наблюдения, чтения худ. литературы, рассматривания иллюстраций, исследовательскую деятельность, лепку, рисование.

Работа с родителями:

В образовательной деятельности принимают участие не только дети, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации и информация о хлебе, игры, стихи, загадки; также консультация «Хлеб – всему голова»

Участие родителей в проекте:

-Чтение художественной литературы про хлеб.

-Совместное с ребёнком приготовление хлебобулочного изделия в домашних условиях.

- посещение с детьми хлебного магазина, (рассматривание ассортимента, названий).

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к хлебобулочным изделиям.

2. Ребята будут бережно относиться к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.

3. У ребят сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных хлебобулочных изделий.

5. К проекту будут привлечены родители. Просвещение родителей даст большой плюс в воспитании детей.

План-схема по реализации проекта

Понедельник

1) Познавательное развитие. Тема: «Хлеб – всему голова - расширить и углубить знания детей по темам «Рождение хлеба», «Хлебобулочные изделия», «Профессии».

2) Худ. -эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Колосок» - расширение знаний о пшеничном колоске, его внешнем виде; закрепить приём примакивания ворсом кисточки; повысить мотивацию изобразительной деятельности через осознание её нравственной значимости, совершенствовать мелкую моторику рук.

3) Рассматривание колосьев в вазе, сюжетных картинок на тему «Выращивание хлеба»

4) Опытническая деятельность. Посадка овса.

5) Подвижная игра «Дружные зёрна»

6) Знакомство с пословицами про хлеб.

7) Инсценировка сказки «Колосок» (пальчиковый театр)

8) Загадывание загадок про хлеб.

9) Лепка из солёного теста «Хлебобулочные изделия».

Вторник

1) Речевое развитие. Чтение худ. литературы «В. Крупин «Отцовское поле», М. Глинки «Хлеб»» -расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвящённых хлебу, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение к людям выращивающих хлеб.

2) Дидактическая игра «Хлебобулочные изделия»

3) Опытно-исследовательская деятельность «Превращение зерна в муку»- познакомить с процессом перемалывания зерна с помощью кофемолки и вручную.

4) Слушание русской народной песни «Блины» в обработке А. Абрамского.

5) Старинная русская игра «Пирог»

6) Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе.

7) Пальчиковая гимнастика «Тесто»

8) Рассказ воспитателя «Национальные сорта хлебобулочных изделий»

9) Показ презентации «Экскурсия в хлебный магазин»

10) Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»

11) Драматизация сказки «Колобок»

Среда

1) Заучивание стихотворения Н. Коганова «Хлеб – наше богатство»

2) Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь»

3) Дидактическая игра «Хлебное поле», «Подбери пару».

4) Чтение стихотворения В. Орлова «В каждом зёрнышке пшеницы…»

5) Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зёрна на элеватор»

6) Игра-массаж «На блины!»

7) Рассказ воспитателя «Как наши предки выращивали хлеб»

8) Дидактическая игра «Назови профессию»

9) Рассматривание иллюстраций «Как наши предки выращивали хлеб», «Хлебобулочные изделия»

Четверг

1) Познавательное развитие. Экология. Тема «Путешествие колоска» -закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и чёрный хлеб; развивать умение различать растения по характерным признакам; познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его выращивали раньше.

2) Беседа «Народные пословицы и поговорки о хлебе.

3) Рассказ воспитателя «Баранки»

4) Творческая мастерская: аппликация «Хлебные колосья в вазе»

5) Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт хлеб в магазин»

6) Чтение рассказа С. Топелиус «Три ржаных колоска»

7) Игра- эстафета «Хлебный магазин»

8) Изготовление с детьми стенгазеты «Посмотри скорей, друзья, время мы не тратим зря!»

Пятница

1) Речевое развитие. Развитие речи. Тема «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как крестьяне выращивали хлеб» - формировать умение грамотно строить предложения, соединяя их в небольшом рассказе; воспитывать уважение к людям, работающим на земле.

2) Художественно-эстетическое развитие. Лепка на тему «Хлебный колосок» - познакомить с техникой «барельеф» формировать умение работать в этой технике, воспитывать аккуратность.

3) Полив посаженных зерен овса, наблюдение за их прорастанием.

4) Итоговое мероприятие проекта КВН «Хлеб – голова всей жизни» - обобщить и систематизировать представления детей о процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий; активизировать творческое воображение, смекалку, речь.

5) Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

6) Раскрашивание хлебобулочных изделий из солёного теста.

7) Организация выставки по проекту.

8) Подвижная игра «Дружные зерна»

Результаты реализации проекта:

Выводы: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценный продукт питания - хлеб и почему необходимо бережно обращаться с ним, уважать труд тех, кто растит его.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом у детей сформировались представления о хлебе: откуда появился хлеб (процесс выращивания, кто его выращивает, из чего делают хлеб и хлебопродукты, люди каких профессий помогают хлеборобам. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к хлебу. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к хлебу.

Публикации по теме:

Информационная карта проекта «Хлеб — первая святыня народа» в рамках тематической недели «Хлеб — всему голова!» Информационная карта проекта "Хлеб - первая святыня народа!", посвященного тематической неделе "Хлеб - всему голова!" в подготовительной.

Итоговое занятие в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» .

Конспект итогового мероприятия проекта «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2–3 уровня Цель:-формирование бережного отношения к хлебу. Задачи:-закрепить знания детей об истории появления хлеба, процессе его выращивания в древней.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Хлеб — всему голова» Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и приготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;.

Конспект занятия в рамках проекта «Хлеб — всему голова» в подготовительной к школе группе детей с ОНРКонспект занятия в рамках проекта «Хлеб — всему голова» в подготовительной к школе группе детей с ОНР Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа)Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) ПРОЕКТ «Хлеб всему голова» Автор проекта воспитатель Гуськова Светлана Вячеславовна Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный.

Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Проект в подготовительной группе «Хлеб – всему голова» Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в подготовительной к школе группе «Хлеб-всему голова!» Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Сценарий утренника в подготовительной к школе группе «Хлеб — всему голова!»Сценарий утренника в подготовительной к школе группе «Хлеб — всему голова!» «Хлеб — всему голова» сценарий утренника в подготовительной к школе группе Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания.

Викторина «Хлеб — всему голова» с детьми старшей группы в рамках проекта «От зернышка до булочки» Цель. Обобщить и систематизировать знания детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Головоломки
Автор публикации:
Паспорт краткосрочного проекта «Хлеб — всему голова» для подготовительной группы
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 20:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Мастер-класс «Пасхальная мини-открытка в технике «скрапбукинг»
С появлением техники "скрапбукинг" обновление пришло и в мир пасхальных открыток. Такую открытку можно отправить по почте и вручить лично. Самое...
Стенгазета к Дню Победы (старшая группа)
Стенгазета к Дню Победы. Старшая группа. 5–6 лет. Школа 1360 Мастер – класс по оформлению стенгазеты «Начало войны 1941 года – Победа 1945 года»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «По страницам...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «По страницам произведений В. Бианки» Цель. Формировать любовь и бережное...