Аншакова Мария Викторовна
Паспорт методической разработки «Что на грядке растёт?» для развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт методической разработки
«Что на грядке растёт?»
Воспитатель: Аншакова М. В.
Публикация «Паспорт методической разработки „Что на грядке растёт?“ для развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.
Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки.
Актуальность:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы работы.
Этапы знакомства с сыпучим материалом для развития мелкой моторики рук :
1 упражнение: прячем ручки
Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу – гречку, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».
2 упражнение: ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
3 упражнение: пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – гречка, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от гречки – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Высыпьте крупу на поднос и предложите ребёнку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.
Авторская методическая разработка «Что на грядке растёт?» для развития мелкой моторики рук детей младшего возраста
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Именно, потому что игры с крупой всегда очень увлекательные, предлагаю к вашему вниманию свою методическую разработку «Что на грядке растёт?»
Для этого мне потребовалась крупа (гречка, пустая коробка из - под яиц, мелкие фрукты и овощи, так же дополнительный декор для более разнообразных игр с детьми.
Ход создания
1. Берём пустую коробку из-под яиц, она очень напоминает по форме огород. Одна часть её состоит из отдельных ячеек, что послужит нам лунками для «посадки овощей». Вторая часть широкая и напоминает грядку.
2. Далее берём гречку, именно эта крупа наиболее напоминает землю в огороде и имеет средний размер приятный для маленьких ручек детей.
3. Совмещаем коробку и крупу и получаем уже удобное для игры поле огорода.
4. Офрмляем наш огород для того что бы это было красиво и предоставляло больше простора для фантазий.
- изготавливаем забор (для этого подойдёт гофрированный или обычный картон)
Я взяла гофрированный картон жёлтого цвета, что бы было более ярко и солнечно
- добавляем мелкие атрибуты для оформления: маленький зайчик, зелень, лукошко и сами овощи и фрукты для игры.
Так выглядит готовое поле для игры в огород!
Каким же образом можно играть в эту игру?
Для раннего и младшего дошкольного возраста : Во – первых, это можно использовать как наглядный материал для «Огорода на подоконнике» пока не появился «Живой»
Во-вторых, это отличная дидактическая игра так как в наборах идут и фрукты и овощи сразу, и детки сразу изучают, что растёт на грядке, а что нет. И разделяют в соответствии фигурки на Фрукты и Овощи.
В- третьих, развиваем мелкую моторику рук в процессе посадки овощей на грядке.
Так же развиваем глазомер (аккуратно и равномерно распределяя овощи по лункам и грядке)
Для старших и подготовительных групп возможно модернизировать игру, добавив в неё дополнительно садовые инструменты. Так в игровой форме дети изучают все этапы подготовки земли к посадке семян и рассады. С помощью лопатки рыхлят крупу в разных направлениях – имитируя вскапывание почвы;
с помощью грабель разравнивают почву перед посадкой;
сажают семена (можно использовать сделанные самими детьми шарики из бумаги, что тоже послужит замечательным упражнением для развития мелкой моторики рук) и «поливают» из лейки для соблюдения всех этапов посадки.
Вывод:
Эта игра легка в исполнении и может быть изготовлена даже дома, но результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук посредством игр через разные виды деятельности, через создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей.
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Проводимая работа над развитием мелкой моторики у детей способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».