Екатерина Бачегова
Паспорт проекта по познавательной деятельности в средней группе «Маленькая страна под названием — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : долгосрочный
Вид проекта : информационно - познавательный
Тип проекта : фронтальный
Участники проекта : воспитатель, воспитанники группы, родители
Актуальность проекта.
В современных условиях, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали.
Публикация «Паспорт проекта по познавательной деятельности в средней группе „Маленькая страна под названием — семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. С семьи начинается жизнь человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Цель: Формирование у детей представлений о семье через организацию разных видов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей интерес к своей семье, положительное эмоциональное отношение к её членам.
2. Формировать первоначальные знания о родственных связях в семье, о взаимоотношениях между близкими.
3. Обогащать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Познакомить детей с обязанностями членов семьи, профессиями родителей.
Развивающие:
1. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
2. Развивать коммуникативные навыки детей, совершенствовать стиль партнёрских отношений.
3. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
2. Показать ценность семьи для каждого человека.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
4. Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Проблема:
Дети не имеют достаточный объем знаний о членах своей семьи, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, о значении семьи в жизни каждого человека.
Ожидаемые результаты проекта :
От детей:
- Владение детьми знаниями о своей семье.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
От родителей:
- Активное участие родителей в реализации проекта
- Повышение педагогической культуры и знаний родителей.
- Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
- Принятие родителями истины: «Права и обязанности воспитания детей принадлежит самим родителям».
От педагогов:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов.
- Преобразование развивающей среды;
- Оптимизация сотрудничества с родителями
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Создать развивающую среду : подобрать наглядные материалы, материалы для продуктивной деятельности, игрушки, д/игры атрибуты для проведения НОД, игровой и театральной деятельности.
3. Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
4. Составить перспективный план мероприятий.
5. Опрос детей «Что я знаю о семье».
6. Анкетирование родителей «Семейные традиции».
7. Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
8. Введение детей в тему проекта
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
1. Что я знаю о семье?
2. Что я хочу узнать?
3. Как я могу найти ответы на свои вопросы?
2-й этап - основной (практический) :
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Познавательное развитие - НОД :
1. НОД по познавательному развитию в средней группе «Моя семья».
2. НОД по речевому развитию «Моя семья».
Беседы:
- «Что такое семья», «Я и моя семья», «Мой адрес», «За что я люблю маму», «Кто самый главный в семье?», «Зачем празднуют день рождения?»,
«Мои братья и сестры», «Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?».
«Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?», «Где и кем работают мои родители», «Кем работали бабушка и дедушка?», «Права и обязанности в семье»
- «Для чего человеку дано имя», «Что означает мое имя?», «Откуда берется отчество?»», «На кого хочу быть похожим», «Как я помогаю дома»,
- «Любимый отдых моей семьи», «Семейные праздники», «О мужестве и храбрости», «Наши любимые питомцы», «Что такое традиции».
Ситуативный разговор:
- «Выходной день в моей семье»
- «Наше путешествие»,
«Как я помогаю дома»
Проблемные ситуации:
- «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?»
- «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?»
- «Сломался стул/ игрушка»
Рассматривание:
- Рассматривание иллюстраций, картин (портретов, по теме.
- Рассматривание репродукций картин художников по теме «Мать и дитя». - Рассматривание репродукции картины М. В. Савченковой «Семья тракториста».
- Рассматривание семейных фотографий,
- Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик- семицветик», «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!».
Изобразительная деятельность :
Рисование:
«Моя семья», «Мой дом». «Моя любимая мама», «Цветы для мамы», «Красивые салфетки», «Украшаем бабушкин фартук», «Украшаем свитер дедушки».
Аппликация
«Открытка для мамы», «Подарок для папы», «Букет цветов в вазе», «Украсим шарфик»
«Украшение платочка».
Конструирование
«Дом для моей семьи», «Мебель для дома».
Ручной труд
«Цветы для мамы», «Автомобиль» (бросовый материал).
Лепка
«Посуда», пластилинография «Цветочная композиция», «Ваза с букетом».
Музыка
- Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
- Исполнение песен о семье.
- Разучивание колыбельных песен
Игровая деятельность :
Дидактические игры:
«Радио», «Кто старше/ младше?», «Закончи предложение», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Чьи детки», «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Родственные отношения», «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)
«Настольно - печатные игры:
«Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы дома?», «Разложи по возрасту», «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение», «Осваиваем профессии», «Наши родные (как их называть)», «Кто быстрее соберет», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола)
Подвижные игры:
«Я знаю 5 имен девочек/мальчиков» (с мячом, «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы»,
Игра – тренинг:
«Я потерялся», «Я один дома», «У меня зазвонил телефон».
Сюжетно – ролевые игры:
«Семья», «У нас гости», «У нас в семье младенец»,«Поход в магазин», «В семье заболел ребёнок», «Парикмахерская», «Детский сад», «Большая уборка дома», «Праздник в семье».
Игры – ситуации:
«Мама пришла с работы», «У меня зазвонил телефон», «Чья очередь гулять с Тузиком?», Бабушка приехала», «Папа – хороший хозяин», «Что у нас на обед?», «Мама укладывает детей спать», «Дом, семья», «Поездка в лес за грибами».
Игры – драматизации по сказкам :
«Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Репка».
Игры с пальчиками:
«Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», «Дружная семья», «Семья», «За работу», «Наши мамы».
Творческая деятельность :
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Оформление стенгазеты «День матери»
Оформление стенгазеты «Поздравляем наших пап»
Оформление стенгазеты «С 8 марта»
Создание альбома «Моя семья»
Художественная литература:
• Чики брык» В. Ю. Драгунский «
• «Недотёпа» С. В. Михалков
• «Мужчина в доме», «Мой брат Миша» Я. Л. Аким
• «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
• «Гуси-лебеди»
• «Синяя чашка» М. Матвеева
• «Теплый хлеб» К. Паустовский
• «Сказка об умном мышонке» С. Маршак
• «Цветик-семицветик» В. Катаев
• «Мамина работа» Е. Пермяк
• «Чем пахнут ремесла» Д. Родари
• «Мамина дочка» В. Белов
• «Косточка» К. Ушинский
• «Старый дед и внучек» Л. Толстой
• «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
• «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
• «Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
• «Дед». Л. Н. Толстой
• «Как Маша стала большой» Е. Пермяк
• «Три сына» Р. н. с.
• «Три дочери» Т. н. с.
• «Младший брат» А. Барто
• «Девочка наоборот» М. Дружинина
• «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?» Татьяна Агибалова:
• «Про любовь», «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу». Олег Бундур
• «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка». Е. А. Благинина
• «Посидим в тишине» З. Александрова
• «Мамина работа» Е. Пермяк
Работа сродителями:
Анкетирование «Семейные традиции».
Консультации:
«Семья и семейные ценности», «Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольного возраста», «Какая мама нужна ребёнку», «Роль мужчины в воспитании ребёнка», «Роль отца в семье и в воспитании в семье», «Семья и книга», «Досуг с ребёнком на природе», «Отдых с ребёнком летом», «Чем занять ребёнка в праздничные и выходные дни».
Рекомендации родителям: «Поговори со мною мама»
Участие родителей в создании:
кулинарной книги «Мамины вкусняшки».
коллекций фантиков, салфеток, значков, открыток
альбома «Имя моего ребёнка»
альбома «Моя семья»
атрибутов для сюжетно - ролевых игр
3 этап – заключительный:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Заключение.
Я считаю, что задачи, поставленные в начале проекта, были выполнены. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско — родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Итоговый продукт:
- Создание альбома «Моя семья»
- Лэпбук «Моя семья».
- Создание альбома «Тайна имен»
- Развлечение «Мамин праздник»
- Кулинарная книга традиционных блюд «Мамины вкусняшки»,
Приложения:
1. НОД по познавательному развитию в средней группе
«Моя семья».
2. НОД по речевому развитию «Моя семья».
3. Беседа «Моя дружная семья», «Что такое традиции и традиции моей семьи».
4. Картотека сюжетно – ролевых игр.
5. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
6. Картотека дидактических игр.
7. Картотека сюжетно-ролевых игр по теме проекта.
8. Картотека художественной литературы по теме проекта.
9. Стихотворения и загадки о семье.
10. Консультации для родителей: Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Методическая литература:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
2. Деркунская В. А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» -
4. Гризик Т. И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
5. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
6. Ушакова О. С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009;
7. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;
8. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии - М. : Карапуз-дидактика, 2008;
9. Синкевич В. В. - «Физкультура для малышей» - М, Детство – пресс. 2002.
10. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М, ТЦ Сфера, 2005.
11. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.
12. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» - М. : Т. У. Сфера, 2004.
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
13. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. - 4-изд., испр. И доп. - М. : АРКТИ, 2005.
14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г.
15. Взаимодействие семьи и ДОУ : программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
16. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е. К. Ривина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
17. Сайт «Воспитатель» - https://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html
• Цель проекта : формировать осознанное понимание значимости семьи в
• жизни ребёнка.
18. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.