Наталья Валерьевна Силаева
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 г. Пугачёва Саратовской области»
Паспорт экологической
тропы
Составлен воспитателем 1 квалификационной категории
Силаевой Натальей Валерьевной
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы : экологическая
Местонахождения: г. Пугачёв, Саратовская область, территория МДОУ д/с №3
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Год закладки: 2009г.
Состояние тропы : хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Запрещается: ломание веток, срывание растений, ловля насекомых, загрязнение
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута от крыльца детского сада, затем движение по территории вокруг детского сада: уголок смешанного леса, цветники, птичья аллея, огород, фруктовый сад.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
Назначение экологической тропы : познавательная, развивающая
Этапы создания экологической тропинки :
При организации тропинке мы определили следующую последовательность :
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде кружочков с цифрами и рисунков- символов.
3. Составление картосхемы разного назначения:
- в помощь детям;
Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для малышей сделаны крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов: нарисованная в кружочке птичка, яркий цветок, дерево и все эти рисунки соединяются линией –дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.
4. Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости-у нас Михаил Иванович Топтыгин.
5. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме.
6. Оформление альбомов, Книги жалоб природы, изготовление табличек с рисунками, надписями для видовых точек.
7. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
8. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, игр, проведений опытов и наблюдений.
Действия по созданию экологической тропинки.
Экологическую тропинку создавали без особых дополнительных затрат. В состав видовых точек экологической тропинки мы включили те объекты, которые уже были на нашей территории, а в дальнейшем, когда появлялась возможность, дополняли тропинку новыми точками. Эта работа продолжается и в настоящее время. Так, например, площадка для наблюдения за ветром, выпадением осадков, состоянием погоды, перестала отвечать требованиям, поэтому мы решили организовать работу по созданию мини метеостанции, в настоящее время ведется работа по подготовке материала для ее создания.
На первом этапе создания тропинки мы провели обследование территории и выделили видовые точки.
Первый маршрут экологической тропы - уголок смешанного леса.
И как положено в русском лесу, хозяином которого считается бурый медведь, наших деток встречает Михаил Иванович Топтыгин. Вместе с ним мы проведём прогулку по нашей экологической тропе.
В уголке смешанного леса представлены такие деревья, как: сосны, березы, осины, дубы, клены, рябина, каштан. Посажены и кустарники: сирень, шиповник, малина. Все это позволяет детям наблюдать природу родного края не выходя за пределы детского сада.
Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:
1. рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
2. сравнение их между собой;
3. забота человека о деревьях;
4. использование луп для наблюдений;
5. сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
6. связь с животными.
Второй маршрут экологической тропы – цветники.
На этом маршруте собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут петуния, ромашка, циния, бархатцы и д. р.
Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:
1. труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.
2. наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
3. сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
4. беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
5. проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
6. видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
7. формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
Третий маршрут – «Птичья аллея»
Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки и поилки для птиц, постоянными посетителями которых стали воробьи, синицы, снегири и голуби. В скворечниках, которые мы повесили с детьми скворцы, уже не первый год выводят свое потомство.
Наши цели и задачи:
1. постройка кормушки для птиц;
2. наблюдение за птицами в разное время года;
3. слушание пения птиц;
4. выработка правил поведения;
5. бережное отношение к птицам
Четвёртый маршрут экологической тропы – огород
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Сколько радости доставили детям первые посадки. В группах вырастили рассаду кабачков, капусты, перца, баклажанов, огурцов, кроме того семенами посадили тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель.
Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить в Сибири, ухода за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
А задачи перед собой мы ставили следующие:
1. расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растения огорода;
2. учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
3. развивать познавательные и творческие способности детей;
4. формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Пятый маршрут – «Зелёная аптека»
Так же на участке огорода можно выращивать: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-матчеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Цель- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения. Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Шестой маршрут «Фруктовый сад»
«Фруктовый сад» - экскурсии и наблюдения в разное время года; окапывание деревьев; исследование внешних особенностей; польза для человека и забота человека.
Весной очень красиво цветут, прекрасный медонос – во время цветения вишни, яблони пчёлы берут с цветков пыльцу. Летом созревают фрукты, из которых детям готовят компот, богатый витаминами.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада :
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
С детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.
Ребята средней группы наблюдают за подорожником, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).
В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Важно помнить об интегрированном подходе при организации работы с детьми: свои впечатления об увиденном на тропинке, дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх. Воспитатель и инструктор по физической культуре совместно организуют и проводят эколого-оздоровительные походы по тропинке.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности нашим воспитателям для работы по сенсорному развитию дошкольников, для проведения систематических исследований, экологических праздников, игр, инсценировок с участием «хозяина тропинки», эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Педагоги нашего ДОУ считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.