natalka mail ru
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования представлений о родном городе подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания чувства Родины в работе с детьми дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что разработанная методика может применяться в практической деятельности воспитателей детских садов в процессе формирования представлений о родном городе у старших дошкольников.
Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировывать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Задачей воспитателей является : развитие у ребенка чувства любви к своей Родине, подкрепленное образами ближнего исторического окружения, образами культурного наследия, а также непосредственной деятельностью детей по познанию смыслов и ценностей этих образов.
Данная задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в художественно-изобразительной деятельности. Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Необходимо обращать внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулок с детьми следует рассказать о том, что находится на улице, поговорить о значении каждого объекта.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста воспитатель должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
Также необходимо создавать условия для патриотического воспитания такие как :
- создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству;
- интеграция содержания образования. Проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к Родине - это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания. А дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования патриотических чувств к родному краю, городу в котором он живет, так как дети отличаются высокой восприимчивостью и легкой обучаемостью. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте должно строиться на чувстве привязанности и защищенности, и начинаться с самых близких для ребенка объектов: дома, детского сада, основываться на воспитании ответственности, аккуратности, трудолюбии, бережном отношении к природе и к окружающему.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
С ранних лет формируется первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представление о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
В основу содержания патриотического воспитания входит :
- представление о стране, в которой мы живем, о символах государства - флаге, гербе России, о символике своего города;
- начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, своего города;
- любовь к своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины.
Воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами краеведческой деятельности.
Вопросы использования краеведческого материала в образовании детей рассматривались на разных этапах развития российского общества. Необходимость использования краеведческих знаний в образовательном процессе осознавалась отечественными мыслителями прошлого как залог успешного воспитания истинного патриота, подлинного гражданина. В качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, т. е. знание своего непосредственного окружения.
Актуальность краеведческого образования в современных условиях связана с разработкой регионального компонента образования, который формируется с учетом принципов:
- персонификации, учитывающего потребность личности в самоидентификации;
- гуманизации, ориентированного на создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;
- историзма, связанного с раскрытием исторической обусловленности явлений и процессов данной местности;
- комплексности и интегративности, объединяющего различные аспекты содержания, формирующего представление о единой целостности.
Региональная культура, представленная во всех аспектах в содержании краеведческого образования, обладает развивающим потенциалом, в ней заложены механизмы, обеспечивающие личностное развитие. В региональной культуре аккумулируется ценностное содержание социокультурного опыта, она реализует потребности человека в его культурной самоидентификации, самоопределении в конкретной пространственно - временной среде, восстановление связи с предшествующим поколением. Эти процессы протекают успешно при организации непрерывного взаимодействия региональной культуры и личности.
При организации краеведческой работы в дошкольном учреждении необходимо учитывать следующие положения:
- история для ребенка - дошкольника начинается с истории своей семьи, со знания семейных традиций. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщает ребенка. Составление родословных, проведение дней семьи, организация выставок семейных реликвий, издание книги памяти - первые шаги ребенка в загадочный мир прошлого.
- отбор и структурирование краеведческого содержания осуществляется на основе взаимосвязи истории, современности и социально - экономического развития края, что позволяет создать целостную систему знаний о малой родине, сформировать ценностное отношение к ее культуре, уважительное отношение к людям ее населяющим, развивать готовность к участию в жизни местного сообщества.
- эмоционально - ценностное отношение к родному краю развивается в процессе восприятия, в общении с людьми, в творческой деятельности.
В решении задач формирования у детей дошкольного возраста чувства гордости, любви, привязанности и уважения к своей семье, родному краю, его истории и культуре важнейшая роль принадлежит музейной педагогике и экскурсионно-туристической деятельности.
Музейная педагогика это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Педагогические возможности в развитии у детей ценностного отношения к истории и культуре родного города при помощи музейной педагогики высоки, поскольку:
- музей позволяет познакомить с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями горожан, не имеющих аналогов в культуре других регионов;
- музей предоставляет уникальную возможность расширения границ культурного краеведческого пространства, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка;
- в музее прямо или опосредованно совершается внутренний акт самоопределения, соотнесение взглядов, опыта ребенка с нормами других эпох и культур, что становиться толчком к созданию им самого себя, саморазвитию и самовоспитанию.
Экскурсионно-туристическая деятельность - это интегрированный способ обучения и воспитания детей, она оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно. Экскурсия способствует формированию представлений о родине и положительному отношению к окружающему миру.
Экскурсионная деятельность обладает значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Она превосходно может быть включена в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений. Экскурсия является эффективным способом организации более интересного, познавательного разнообразного и результативного учебно-воспитательного процесса с учащимися.
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач, можно проводить с детьми шести - семи лет.
Кроме того, экскурсия как форма организации образовательной деятельности актуальна и в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как предполагает:
- осуществление образовательной деятельности в совместной деятельности детей;
- установление равноправного взаимодействия между участниками образовательных отношений;
- многовариантное и многоцелевое использование развивающей предметной среды (природной, культурной, образовательной, исторической и т. д. ;
- расширение возможностей использования активных форм обучения дошкольников и эффективных образовательных технологий.
Экскурсии проводятся воспитателями или родителями (семейные экскурсии и прогулки). Дети вместе с взрослыми обследуют архитектурный объект, изучая его форму, структуру, декор и функции, отмечают особенности среды, в которой он расположен.
Таким образом, можно сделать вывод, что музейная педагогика и экскурсионно-туристическая деятельность являются эффективным инструментом формирования у детей чувства гордости, любви, привязанности и уважения к семье, родному дому, своей малой родине, отечеству, т. е. той базы, на которой возможно осуществление полноценной краеведческой работы - изучение природы, истории, культуры своего родного края. Использование экскурсионно-туристической деятельности и музейной педагогики в образовательном процессе детского сада способствует воспитанию патриотических чувств.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, поэтому не наследуется, а формируется. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Существуют нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию.
Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.
Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание детей. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.
Развитие патриотизма является приоритетным направлением государственной молодежной политики Хабаровского края.
Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека - важный принцип государственной политики в области образования, закрепленный в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ». Гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи на Дальнем Востоке уделяется особое внимание. Организуется оно и в рамках образовательного процесса, и во внеурочное время, а осуществляется благодаря детско-юношескому движению. В Хабаровском крае, где более 400 общественных объединений детей и молодежи, популярностью пользуются военно-патриотические организации. В краевой столице эту работу стимулирует присвоение городу Хабаровску почетного звания «Город воинской славы». На протяжении всей своей истории Хабаровск - это военный центр Дальнего Востока и Восточной Сибири. С 1884 г. отсюда осуществляется региональное командование войсками. В период Гражданской войны и интервенции, приграничных конфликтов, Великой Отечественной войны город был в эпицентре военных событий. В 1945 г. Хабаровск выполнял роль ведущего советского военно-политического центра завершающего этапа Второй мировой войны. Здесь располагался штаб советских войск в войне с милитаристской Японией и состоялся международный судебный процесс над военными преступниками.
Присвоение Хабаровску почетного звания «Город воинской славы» - это признание заслуг дальневосточников в защите рубежей страны и недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны. Память о боевых