Папки-передвижки

Педагогическая гостиная «Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы в процессе здоровьесбережения»

АННА СОШНИКОВА
Педагогическая гостиная «Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы в процессе здоровьесбережения»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах сохранения и

укрепления здоровья детей, улучшения их двигательного статуса с учетом

индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм

образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития

жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

Создавать условия для формирования естественности, посильности движений,

добровольности и желания их выполнять

Публикация «Педагогическая гостиная „Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы в процессе здоровьесбережения“» размещена в разделах

Обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру,

радости

Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной

культуры

Ход мероприятия:

1часть Приветствие

Упражнение «Я рада тебя видеть…»

Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: Участники образуют круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел».

Оснавная часть

Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не столько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни. Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей группы, является воспитание здорового дошкольника. Некоторые дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт. В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к разным группам здоровья :

К 1 группе здоровья относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие психофизических особенностей развития и функциональных отклонений. Таких детей в нашем ДОУ: 19 человек.

Ко 2 группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные отклонения. Сюда попадают дети с общей задержкой физического развития, а также часто болеющие. Большое значение на практике имеет формирование 2 группы здоровья, т. к количество таких детей преобладает в ДОУ, их у нас на сегодняшний день – 242 человека.

В 3 и 4 группу здоровья определяют детей в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учётом функциональных возможностей организма. 3 группа детей с хроническими заболеваниями -14 человек. И 4 группа -2 человека.

Неоспоримо, что основная задача - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность в применении различных здоровьесберегающих технологий. Понимая такую значимость мы строим свою работу опираясь на программу «Здравствуй!» Михаила Львовича Лазарева. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Поэтому реализация курса «Здравствуй» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.

Слайд 4

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий?

Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Давайте вспомним какие мы используем виды здоровьесберегающих технологий :

Ответы педагогов :

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.

- стараемся добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель.

Слайд 5

А сейчас я предлагаю Вам дидактическое упражнение: «Продолжи фразу».

Путь к здоровью – это…правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций, создание традиций семейного физического воспитания, безопасно организованная среда, соблюдение режима дня, прогулка, профилактика простуды.

Каждый ребенок имеет свои особенности и поэтому требует к себе индивидуального подхода, но дети с отклонениями в здоровье : часто болеющие, в период выздоровлении после перенесенных заболеваний, операций требуют особого внимания при проведении оздоровительных и воспитательно-образовательных воздействий.

- Как мы организуем индивидуально –дифференцированный подход в наших группах?

Для определения сущности понятия "индивидуально-дифференцированный подход" необходимо рассмотреть отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов.

Слайд 6.

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения.

В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо особенностям. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

Под индивидуально-дифференцированным подходом понимается назначение особого режима дня, физического воспитания, изменение сроков проведения (временные отводы, а также назначение дополнительных воспитательных воздействий во время занятий, иногда назначение лекарственных препаратов и др. Основой формой индивидуальной работы с детьми является назначение щадяще-оздоровительного режима – ребенок находится в дошкольном учреждении и дома на особом режиме и получает специальные лечебно-оздоровительные процедуры. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья.

- Какие инд. - диф. подходы вы применяете на занятиях физкультуры?

- распределение нагрузки на физкультурных занятиях.

- выделить детей часто болеющих

- работа над основными видами движениями на прогулке и в др.

Для снижения нагрузки необходимо применять следующие действия:

- уменьшение общего времени занятий;

- уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;

- упрощение сюжета игры;

- изменение исходного положения во время игр, т. е. сидя, лежа;

- уменьшение числа участников игры;

- более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;

- снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;

- уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;

- более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;

- использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

- Как удержать в памяти, кто из детей после болезни? В ЦРР №7 к этому вопросу отнеслись творчески, при помощи цветных браслетиков.

Большой процент детей ДОУ имеют – нарушение зрения, осанки, плоскостопия. В книге А. С Галанова «Игры, которые лечат» подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний:

болезни носа и горла,

на преодоление последствий общих бронхолегочных заболеваний;

на преодоление последствий болезни сердечно – сосудистой системы;

на преодоление зубочелюстных аномалий,

на формирование правильной осанки;

на преодоление плоскостопия,

на преодоление ожирения,

для часто болеющих детей,

а также представлена нетрадиционные способы оздоровления или арт-терапия.

Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами «Дорожка здоровья». Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Немаловажную роль в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками играет и дыхательная гимнастика, т. к улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

«Роза и одуванчик».

Выполняется в положении стоя. Вначале делаем глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дуем на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

Необходимо соблюдать требования к проведению дыхательной гимнастик - проветренное помещение.

На сегодняшний день стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества является арт-терапия. Арт-терапия - в переводе с английского языка – «лечение искусством». Занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Упражнение «На осознанность».

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю «Синий», и все в этой комнате находят синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше. Итак, красный! Жёлтый! Чёрный! Зелёный!

Музыкотерапия.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Однако следует помнить, что музыкотерапия противопоказана: детям больным отитом, детям с внутричерепным давлением, детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

Таких технологий много: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др. с ними можно познакомиться в книге «Педагогические советы : профессиональное партнерство» под ред. А. И Колобанова или нам просторах интернета.

Применение в работе в группе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 4-5 минут в старшем возрасте и 2-3 минуты в младшем.

Гимнастику для глаз (3-4 упражнения)

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем

И опять их открываем. Смело можем показать,

Как умеем мы моргать. Головою не верти,

Влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.

Самомассаж.

Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье

Является профилактикой простудных заболеваний

Повышает жизненный тонуса у детей

Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Комплекс упражнений:

Упражнение №1 «Лепим вареники». –Показали по 5 пальцев. Положили их на мочку ушных раковин и начинаем движение «пощипывание» вверх-вниз. -проводится 1 мин.

Упражнение №2 «Румяные щечки»- Загнули большие пальцы, осталось по 4 пальчика. Кладем на щеки и рисуем круги по часовой стрелке и против часовой стрелке.

Упражнение №3 «Умой личико» – Загнули большие пальцы и мизинцы, осталось по 3 пальчика. Кладем правую руку на лоб, нижнюю на подбородок. Рисуем круги пальцами сначала по часовой стрелке, затем против часовой.

Упражнение № 4 «Стрелки»-Загнули большие пальцы, мизинцы и и безымянные, осталось по 2 пальчика. Двумя пальцами рисуем стрелки по бровям и нижнему веку.

Упражнение № 5 «Нос Буратино»-Загнули все пальцы, кроме указательных. Делаем поглаживающее движение от переносицы к крыльям носа.

Длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг о друга). После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или встряхивание рук.

В заключение нашей встречи, хочу рассказать Вам притчу.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне Счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже. Берегите себя и будьте здоровы.

Вывод

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС»Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС» В ГБОУ города Москвы "Школа №41 имени Григория Алексеевича Тарана" состоялось интересное мероприятие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ "Взаимодействие.

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Многофункциональная ширма в ДОУ на тему здоровьесбереженияМногофункциональная ширма в ДОУ на тему здоровьесбережения Многофункциональная напольная ширма является очень интересным предметом интерьера детского сада. Она обладает широкими возможностями, трансформируема.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Путешествие снежинки»Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Путешествие снежинки» Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группыДифференциация звуков [С]и [Ш]Цели: Коррекционно-образовательная:.

«Веселые снеговики — Снежкин и Шубкин». Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы«Веселые снеговики — Снежкин и Шубкин». Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы Индивидуально-подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группыАвтоматизация звука [С], автоматизация звука [Ш] в словах.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «Индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы в процессе здоровьесбережения»
Опубликовано: 29 июня 2021 в 14:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД