Приложение МААМ

Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»

Альбина
Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая гостиная :

«Профилактика экранной зависимости у дошкольников».

Цель:

- проинформировать родителей о существовании проблем, связанных с повышенным интересом детей к экрану телевизора, компьютера, планшета и других гаджетов; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному проведению свободного времени.

Задачи:

- активизировать родителей на совместную работу, поиск ответов на многие вопросы, связанные с проблемой экранной зависимости;

Публикация «Педагогическая гостиная „Профилактика экранной зависимости у дошкольников“» размещена в разделах

- сформировать у родителей представления о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально – волевую сферу дошкольника;

- помочь родителям осознать важность поддержания эмоционального контакта, проведение общего досуга с ребёнком во избежание развития у него экранной зависимости.

Оборудование и материалы: мультимедийное устройство, мяч, заранее подготовленные карточки с вопросами, ручки, буклеты.

Ход занятия

Воспитатель: - «Добрый вечер, уважаемые родители! Мы приглашаем вас на педагогическую гостиную «Профилактика экранной зависимости у дошкольников». Предлагаю начать нашу встречу с просмотра видеоролика под названием «Телевизор».

Педагог – психолог :-

Слайд 1. Очень часто экран заменяет живое общение с родными. Взрослые конечно могут контролировать свои действия, а дети в такой ситуации часто лишаются внимания взрослых. - А это и бабушкины сказки, и мамины колыбельные песенки и игры с родителями, спорт. Время препровождение у экрана - это безобидное, на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, и в то же время получает впечатления, узнает что - то новое, приобщается к современной жизни.

Слайд 2,3. Сегодня мы поговорим с вами о том, как защитить наших детей от такой проблемы, как экранная, компьютерная зависимость. К разряду экранной зависимости мы относим телевизор, компьютер, планшет, различные игровые приставки, смартфоны, айподы и др. гаджеты. Даже есть названия смотреть слайд 3

Последствия компьютерной зависимости для психического здоровья:

Слайд 3. Ребенок в компьютерной игре может одновременно, и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей. И в результате этого прослеживаются эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста :

• У дошкольников выявляются затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: неуравновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды, которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиление потоотделения и т. д.); негативизм, упрямство, конфликтность, жестокость, устойчивое негативное отношение к общению, застревание на отрицательных эмоциях, эмоциональная холодность, отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

• В последнее годы родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития — дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

По данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Если у ребенка сформировалась экранная зависимость, он становится неспособным концентрироваться на каком-либо занятии, у него пропадает интерес к овладению новыми навыками и изучению новой информации, он становится, неусидчивым, рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такие дети с трудом читают и воспринимают информацию на слух.

Слайд 5,6,7

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера?

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у вашего ребенка. Обратитесь к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает - зависимость 2-3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Особое внимание хотелось бы уделить компьютерным играм, в которые играют дошкольники. Именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в психике ребенка.

Слайд 8,9 фото

С точки зрения психологии, наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры. Почему так важно выделить именно ролевые компьютерные игры из всего многообразия игр? Потому что здесь происходит очень глубокий и тотальный процесс «вхождения» ребёнка в игру. Можно наблюдать буквально психологическое «слияние» ребёнка с компьютером. Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где он получает острые, яркие впечатления. Пройти игру для него становится, чуть ли не смыслом жизни.

Нужно очень хорошо оценивать, что все виртуальные игры делают специально обученные специалисты, это очень интересно, очень зрелищно, захватывающе. В этих играх много такого, что цепляет детей и даже взрослых, там у них есть что-то похожее на всемогущество, есть активность, права, возможности, - все, чего нет в реальности.

Дети иногда в воображении продолжают действовать исходя как - будто из личности компьютерного героя, находясь в реальных жизненных ситуациях. В детском сознании стирается грань между добром и злом. Более того, ребенок становится агрессивным и жестоким. Льется ли кровь в игре, убил или ранил соперника персонаж, которым управляет малыш – все это не пугает, не заставляет переживать и сочувствовать. Поэтому ребенок в обычной жизни может стать агрессивным и черствым. То же самое касается и большинства современных мультфильмов. И если ребенок бесконтрольно и помногу сидит у экрана телевизора, последствия также могут быть плачевными.

Слайд 10.

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

• нарушение функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»);

• опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки);

• пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры);

• общее истощение организма – хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Слайд 11.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер из жизни и воспитания детей. Но в раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — когда он научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научился отличать игру от реальности. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он разовьет его творческие способности, откроет перед ним огромный, интересный мир. Но при одном условии – если родители освоят компьютер вместе с ребенком.

Слайд 12.

Практическая часть.

«Уважаемые родители!

1. Упражнение «- Здравствуйте, меня зовут…»

Цель упражнения: настроить родителей на рабочий лад, создать комфортную доброжелательную обстановку. Снижение напряженности.

2. Упражнение-приветствие: «Импульс по цепи»

Цель: создание доброжелательной обстановки, сплочение

«Уважаемые родители, а сейчас, мы поприветствуем друг друга, передавая по кругу дружеское рукопожатие с закрытыми глазами».

Далее мы будем работать в командах. Для этого мы с Вами сначала рассчитаемся на: «Мышку», «флэшку».

Сейчас, мы соответственно поделимся на 2 команды: команды, под названием «Мышка», «флэшка» (можно добавить «компьютер», в зависимости от количества участников).

Задание командам раздаются на листочках.

Первое задание:

Вопросы командам:

- придумать, или вспомнить часто возникающую проблемную ситуацию, связанную с компьютерными играми на компьютере, планшете и т. д. (несколько ситуаций).

- сконструировать проблемную ситуацию, связанную с телевизором по отношению к ребенку. Найти выход.

После обсуждения вопросов в командах, зачитываются ответы.

Второе задание:

Вопросы командам:

1 команда - Перечислите последствия компьютерной зависимости для психического здоровья ребёнка. (у дошкольников выявляются затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: неуравновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды, которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиление потоотделения и т. д.); негативизм, упрямство, конфликтность, жестокость, устойчивое негативное отношение к общению, застревание на отрицательных эмоциях, эмоциональная холодность, отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

2 команда - Перечислите последствия компьютерной зависимости для физического здоровья ребёнка. (нарушение функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»);

• опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки);

• пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры);

• общее истощение организма – хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Время выполнения заданий 4-5 минут.

После обсуждения вопросов в командах, зачитываются ответы.

3 задание «Плюсы и минусы»

Цель: снятие напряжения, а также рассмотреть все плюсы и минусы, связанные с использованием компьютера, планшета, игровых приставок.

Инструкция: «Уважаемые родители, сейчас я предлагаю предстваить что одна команда это «Дети» а вторая «Родители». Мы с вами будем перекидывать друг другу мяч и у кого в руках мяч мы поочередно говорим: экран - это плюс потому, что, экран - это минус, потому, что… Под словом «экран» мы условно принимаем: компьютер, планшет, игровые приставки и другие гаджеты.

Далее родителям предлагается снова поделиться на команды.

Инструкция: «А сейчас мы с вами рассчитаемся на: «Родителя», «Ребенка» и «Педагога». Делимся на соответствующие команды (команду родителей, педагогов и детей). Каждая команда опять выбирает капитана и капитаны подходят ко мне».

Задания раздаются на листочках.

• задание для команды «Родителей» : Как можно организовать досуг ребенка (игры, занятия, увлечения, совместные дела, как альтернативу компьютеру, планшету, телевизору?

• задание для команды «Ребенок» : Во что бы ты хотел поиграть, позаниматься с мамой или папой (кроме компьютера, планшета, игровых приставок). Ответы должны состоять из не менее пяти пунктов.

Время выполнения заданий 4-5 минут.

Далее капитаны снова выходят и зачитывают свои ответы.

Рефлексия. Вопросы для рефлексии: что нового узнали на этой встрече, что было более интересным и полезным, в чем испытывали трудность?

Заключение. «Уважаемые родители!» Подводя итоги, хочется сказать следующее: несомненно, есть масса положительных сторон в использовании компьютера, планшета, других гаджетов. Мы свами рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни наших детей и мы понимаем, что без компьютера и других средств компьютерной и медиа коммуникации современная жизнь невозможна. И это хорошо, что наши дети легко и быстро осваивают компьютерную технику. Наша задача сделать компьютер помощником и союзником в воспитании, развитии наших детей. Необходимо делать это грамотно, дозированно, продуманно и, конечно же, уделять больше времени на общение с детьми, проведение совместного досуга. Нужно обязательно помочь ребенку найти увлечение по интересам, возможностям и склонностям: в спорте, музыке, творчестве для его гармоничного развития. И я желаю вам успехов в воспитании детей, чтобы они вас чаще радовали.

Публикации по теме:

Профилактика интернет-зависимостиПрофилактика интернет-зависимости С 25 по 26 января 2017 г. были разработаны бланки для наблюдающих, которые включали в себя категории: название команд (по горизонтали) и.

Литературная педагогическая гостиная для родителей «Поэты родного края» Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах приобщения детей к литературе, поэзии. Знакомство с творчеством Соликамских поэтов.

Педагогическая гостиная «Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста в зимний период»Педагогическая гостиная «Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста в зимний период» В феврале продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста в зимний.

Педагогическая гостиная для родителей и педагогов ДОУ «Весёлое путешествие, или поможем язычку трудиться!»Педагогическая гостиная для родителей и педагогов ДОУ «Весёлое путешествие, или поможем язычку трудиться!» Педагогическая гостиная проводится в старшей группе. Цель мероприятия: Развивать сотрудничество педагогов и родителей воспитанников путем.

Педагогическая гостиная «Где любят нас — лишь там очаг родимый» Педагогическая гостиная «Где любят нас – лишь там очаг родимый". Вторая младшая группа Цель: формирование социально – нравственных семейных.

Педагогическая гостиная как форма работы с педагогами по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУПедагогическая гостиная как форма работы с педагогами по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Педагогическая гостиная: «Сказка как метод воздействия» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о сказках как методе воздействия на чувства, методе коррекции психического здоровья ребенка,.

Педагогическая гостиная «Знай права и обязанности» Цель: провести гостиную для педагогов ДОУ, знакомя с правами и обязанностями для подготовки детей к достойной жизни в обществе. Задачи:.

Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста В настоящее время родители дошкольников умиляются, как быстро бегают пальчики их малыша по клавиатуре и как ловко они управляются с мышкой.

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Педагогическая гостиная. «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Участники: родители детей старшей группы №5. Длительность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 11:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая гостиная «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина (УИ 64489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД