Юлия Фадюшина
Педагогическая технология «Блоки Дьенеша» в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология в работе с детьми ОВЗ
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.
Публикация «Педагогическая технология „Блоки Дьенеша“ в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.
В процессе таких действий с логическими блоками (выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие, речь.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже -по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал:
- пособия по выкладыванию блоков в соответствии с образцом, с описанием его свойств, как на карточках;
- обручи, «чудесный мешочек», изображения персонажей;
- схемы – инструкции;
- карточки для выкладывания изображений предметов;
- карточки свойств и кубики с изображением свойств блоков (а также с отрицаниями);
- «домики», карточки дорожки, таблицы – поле, логические таблицы и др.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Игры и упражнения с логическими блоками предлагались детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Дополнив их другими развивающими играми и игровыми заданиями, новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., значительно помогло детям преодолеть интеллектуальные трудности.
Для систематизации работы с «блоками Дьенеша» был составлен каталог игр с описанием оборудования, действий, с легкими и более сложными вариантами выполнения. Каталог позволяет с легкостью подобрать игру с учетом особенностей развития детей и поставленной задачи.