Маргарита Муратова
Педагогическая технология «Клубный час» как механизм развития саморегуляции поведения детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления обусловлена тем, что нашему детскому саду № 3 «Колобок» с 2017 года присвоен статус экспериментальной площадки федерального автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Вариативно – развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования».
В нашем образовательном учреждении реализуется вариативная примерная основная образовательная программа «Тропинки», выпущенная под редакцией Владимира Товиевича Кудрявцева.
Публикация «Педагогическая технология „Клубный час“ как механизм развития саморегуляции поведения детей в ДОО» размещена в разделах
В методическое обеспечение программы включено методическое пособие «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», автором которого является старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева. Она разработала технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.
Задачами социального развития дошкольников являются:
Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;
Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста:
1. клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;
2. ежедневный рефлексивный круг предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;
3. ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин);
4. заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог тому, чему дети научились за месяц;
5. проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми;
6. дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);
7. волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;
8. социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;
9. развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»);
Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.
Вашему вниманию мы представляем педагогическую технологию «Клубный час», успешно реализуемую в нашем ДОО - ЛЮБОЗНАЙКА
Очень интересным и эффективным механизмом развития саморегуляции поведения детей является технология «Клубный час».
Задачи «Клубного часа» :
воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
обучение ориентировки в пространстве;
воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Технология «Клубного часа» в нашем детском саду идет по типам: «Деятельностный», «Творческий», «Свободный». В основе лежит самоопределение каждого ребенка, в выборе видов деятельности.
Периодичность «Клубного часа» по ПООП каждую неделю, но т. к. она требует длительной и тщательной подготовки, в нашем саду «Любознайка» проходит 2 раза в месяц
Перед тем как начать проводить это мероприятие, педагоги детского сада встречаются за круглым столом и обсуждают ведущие мероприятия в рамках тематического «Клубного часа».
Дети сами составили правила поведения в группе и на «Клубном часе», правила были оформлены в рисунки. Так, ребята уже сами могут делать замечания другим детям, если кто-то нарушает установленные в группе правила, опираясь на знаки – рисунки.
Все станции, как правило, связаны одной тематикой, но разными видами деятельности. В рамках календарно-тематического планирования, на рефлексивном круге с утра, воспитатель объясняет детям, какие станции будут работать в Клубном часе, и чем там можно будет заниматься. Чтобы дети смогли понять и самостоятельно выбрать вид деятельности, который им по душе, педагоги изготовили картинки-схемы видов деятельности определенного цвета. Соответственно, ребенок, выбравший определенный вид деятельности, берет фишку такого же цвета и идет по соответствующим выбранному цвету стрелкам, и приходит на понравившуюся станцию. По проходам сада на уровне глаз детей, прикрепляются разноцветные стрелки – указатели. Так же было сказано, что перемещаться можно по всему корпусу детского сада. Со второго на первый этаж. Таким образом решается задача самостоятельного выбора деятельности детей и дети учатся ориентироваться в здании детского сада.
Для того чтобы точно знать время, звонит колокольчик, по этому сигналу можно самостоятельно идти, туда, где вам хочется чем – то заняться, по истечения часа, опять зазвонит колокольчик, это сигнал, что надо вернуться в группу.
В Клубном часе участвуют дети средних, старших и подготовительных групп. Так, каждой станции присутствуют дети разного возраста, что способствует проявлению дружеских взаимоотношений между малышами и детьми старшего возраста. Старшие дети помогают малышам, а младшие прислушиваются к советам старших.
При анализе первого «Клубного часа» педагоги отметили, что поведение некоторых детей оставляет желать лучшего: были случаи, что ребенок мешал другим детям, постоянно отвлекая громким криком, дети забирали весь, подготовленный материл себе, и не желали делиться, отвлекались на предметное окружение группы…
У каждого ребенка имеется сумочка с фишками, за нарушения одного из правил, ребенок лишается фишки и если все фишки заберут, то ребенок пропускает «Клубный час».
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что с помощью подобных технологий у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность и удерживать в голове план. Создаются условия для самовыражения ребенка, повышения его самооценки. Дети учатся работать в коллективе и получают удовольствие от своей работы.
Таким образом, в ходе «Клубного часа» дети учатся жить и взаимодействовать в едином социуме.
А это крайне необходимо при подготовке детей к школе, а также при формировании учебной мотивации.
Кроме того, данная технология создает условия для победы ребенка над различными проблемами эмоционально-волевого характера.
Использованная литература:
1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М. : Речь, 2004. – 272 с.
2. Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // https://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217
4. Проект вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под редакцией В. Т. Кудрявцева. – М. : Вентана – Граф, 2015. – 166 с.