Папки-передвижки

Педагогическая технология. Личностно-ориентированная технология на основе дизайн-деятельности

Ольга Владиславовна Медведева
Педагогическая технология. Личностно-ориентированная технология на основе дизайн-деятельности

Актуальность выбора технологии.

О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам дошкольникам во время их воспитания и обучения. Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

Публикация «Педагогическая технология, Личностно-ориентированная технология на основе дизайн-деятельности» размещена в разделах

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно - образовательной работы нашего детского сада: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

• реализацию имеющихся природных потенциалов Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Творчество для ребёнка - это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Для занятий по развитию творческих способностей для детей дошкольного возраста мы используем нетрадиционные методы и средства.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Поэтому в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

На сегодняшний день перспективное направление художественно-эстетического развития детей, отвечающее требованиям нового времени, который дает широкий простор детскому творчеству - детский дизайн, - направление художественного воспитания детей дошкольного возраста. Эта деятельность обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Дизайн – это прежде всего творчество, и главной предпосылкой к дизайн-деятельности является развитие творчества и воображения. Специфика детского дизайна : оригинальность и неповторимость творческого продукта; знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования; совместно раздельный характер исполнения замысла; предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности; использование аналогичных материалов и техник; общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства; самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества.

Цель данной технологии : раскрыть особенности технологии развивающего обучения в дизайн-деятельности детей дошкольного возраста

Основные задачи занятий дизайн-деятельностью в детском саду

1. Дать представление о дизайне как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Помочь раскрыть специфику дизайна и его результата - единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему предметному миру и дизайну как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной). детский дизайн воспитание дошкольный

4. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом дизайнера, художника-конструктора, архитектора, народного мастера.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда - трудолюбие, ответственность, коммуникативность, самостоятельность и др.

6. Обогащать опыт дизайн-деятельности на всех ее уровнях : восприятие - исполнительство - творчество (в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями).

7. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Детская дизайнерская деятельность помогает решить многие развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Сюда относится и развитие у детей моторики, и накопление сенсорного опыта, и формирование сложных мыслительных действий, и развитие творческого воображения, а также механизмов управления своим поведением. На занятиях дизайн-деятельностью у дошкольников :

- развивается наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;

- развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;

- повышается эстетическая культура детей;

- развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;

- получение навыков работы с различными материалами.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребенок придает своим «богатствам» (камешки, пуговицы, шишки, ракушки, салфетки). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинки это, волшебные цветы, лоскутки – платье принцессы, фантики – тропическая бабочка.

Поэтому введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду.

Список используемой литературы

1. Горбунова, Г. А. К вопросу о непрерывности дизайн-образования : проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Горбунова, О. П. Савельева // Вестник оренбургского государственного университета. – 2015. - № 5. - С. 206-211.

2. Горбунова, Г. А. Основы дизайн-деятельности в дошкольном возрасте [Текст] / Г. А. Горбунова // Искусство и образование. - 2011. - № 4. - С. 88-93.

3. Горяинова, О. В. Школа юного дизайнера [Текст] / О. В. Горяинова, О. П. Медведева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 220 с.

4. Клюева, И. Н. Умелые ручки: Интегрированная программа по развитию ручных умений у старших дошкольников [Текст] / И. Н. Клюева, М. Х. Измайлова, Х. М. Ибрагимова. – Тольятти: ТГУ, 2010. - 32 с.

5. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО [Текст] / И. А. Лыкова. - М. : ИД «Цветной мир», 2014. – 144 с.

6. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн [Текст] / Г. Н. Пантелеев. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.

7. Селиванова, Т. В. Сам себе дизайнер : Я творю - значит, я проектирую [Текст] / Т. В. Селиванова // Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. - 2009. - № 6. - С. 6-13.

8. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Методическое пособие [Текст] / коллектив авторов. - Тюмень: ТОГИРРО, 2013 - 64 с.

Планирование на год

Месяц Вид деятельности Тема занятия Задачи

Сентябрь

(группы детей от 3 до 7 лет)

Знакомство с дизайн-студией Воспитывать желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;

развивать творческие и дизайнерские способности, художественный вкус, создавая яркую работу учить видеть результат совместного труда; формировать умения совместной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность);формировать стремление к проявлению творческой самостоятельности; развивать изобразительное творчество детей, привлекая родителей к участию в детском дизайне.

Сентябрь

3-4 года моделирование одежды + декорирование «Укрась стильный костюм» Познакомить детей с профессией модельера, дизайнера модной одежды.

Учить моделированию одежды, сочетая фасон изделия, с рисунком ткани.

Учить изображать необходимые аксессуары (сумка, шляпка, туфли, сапожки, шарф, бусы и т. д).

Формировать у детей способность к проектно-образному мышлению.

Развивать у детей художественный вкус.

Приобщать к творческому общению при организации выставки работ.

Формировать чувство авторской компетенции.

Дать детям право выбора, что интересно для мальчиков и девочек.

Расширять словарный запас использовать, в своей речи термины моделирование, фасон, декорировать.

Сентябрь

4-5 лет Моделирование одежды (батик, декупаж) Нарядная ткань для платья Продолжать знакомить детей с профессией художника по украшению ткани. Рассмотреть различные расписные ткани (батик).

Продолжать знакомить с техникой декупаж (имитирующую роспись по ткани).

Развить у детей чувство вкуса, цвета.

Приучать аккуратности при работе с салфетками и клеем.

Расширять словарный запас использовать, в своей речи термины батик (роспись по ткани, декупаж.

Сентябрь

5-6 лет Слайдовая презентация модной одежды знаменитых модельеров.

«Мой гардероб» Вызвать у детей желание продемонстрировать самые нарядные и необычные вещи своего гардероба.

Продолжать знакомить детей с профессией художника-модельера одежды.

Развивать у детей художественный вкус, учить моделированию одежды, сочетая фасоны.

Дать детям право выбора, что интересно для мальчиков и девочек.

Приобщать к творческому общению.

Развивать связную речь.

Пополнять словарный запас, используя в речи термины - модельер, модель, фасон, подиум, презентация.

Сентябрь

6-7лет Изготовление эксклюзивной открытки в технике декупаж +декорирование «Самый модный «Галстук я тебе дарю» Расширять знания детей о появлении в мужском гардеробе такого аксессуара как галстук.

Вызвать желание создать экстравагантный галстук папе, в подарок, используя современную технику «декупаж» имитирующую роспись по ткани,

Совершенствовать навыки и умения работы в данной технике.

Развивать дизайнерские способности, воображение, фантазию, образное мышление.

Формировать умение грамотно оперировать профессиональными терминами дизайнера.

Октябрь

3-4 года экскурсия с фотоопаратом «Наша группа» Познакомить с профессией дизайнера интерьера. Выявить сформированные у детей представления о «самом красивом» в интерьере групповых комнат, композиционные способности в процессе моделирования интерьера. Расширять словарный запас, умение использовать, в своей речи термины дизайнер интерьер, декор.

Октябрь

4-5 лет Изготовление и декорирование коллажей, панно, постеров, репродукций «Коллажная лаборатория» Продолжать учить детей экспериментировать с разнообразным художественным материалом.

Учить отбирать нужный материал для воплощения задуманного.

Совершенствовать навыки работы в разных уже знакомых техниках.

Освоить новую технику исполнения современного коллажа.

Развивать творческое воображение, образное мышление, дизайнерские способности.

Развивать чувства композиции, стиля.

Октябрь

5-6 лет Работа в технике декупаж + декорирование «Стильные шторы для кукольного домика» Расширять знание детей о функции назначения штор, с многообразием фактур и дизайном. Совершенствовать навыки и умения детей в работе с техникой декупаж. Воспитывать аккуратность при работе с салфетками для декупажа. Учить выполнять эскиз (рисунок, набросок) будущих штор. Развивать дизайнерские способности, умение творчески подойти к выполнению работы. Формировать художественный вкус при выборе рисунка, колорита и дизайна штор. Формирование чувств авторской компетенции.

Октябрь

6-7 лет Техника коллаж «Творческое задание «Придумай комнату своей мечты» Активизировать творческую деятельность детей.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для воплощения своих замыслов.

Продолжать развивать композиционные способности в процессе проектирования собственного интерьера.

Продолжать формировать чувство авторской компетентности.

Приучать детей последовательно планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать самостоятельность, инициативность

Ноябрь

3-4 года Скарпбукинг «Авторская открытка – в стиле романтик» Познакомить детей с историей возникновения открытки.

Учить создавать авторскую открытку – ручной работы.

Вызвать интерес к экспериментированию различным художественным материалом и инструментами;

Развивать фантазию, воображение, чувство композиции и стиля.

Совершенствовать ручную умелость.

Продолжать учить продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

Воспитывать чувств авторской компетенции.

Ноябрь

4-5 лет Винтаж + декупаж 6. «Коробочка для секретов» Продолжать формировать устойчивый интерес к дизай-деятельности.

Вызвать интерес к экспериментированию.

Закрепить умение работать в технике винтаж.

Развивать творческое воображение, образное мышление, дизайнерские способности.

Развивать чувства композиции, стиля.

Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Ноябрь

5-6 лет Декорирование баночек из-под кремов в технике винтаж «Шкатулка для мелочей» Продолжать формировать устойчивый интерес к дизай-деятельности.

Вызвать интерес к экспериментированию при создании шкатулки в стиле винтаж.

Закрепить умение и навыки работы в технике винтаж.

Развивать творческое воображение, образное мышление, дизайнерские способности.

Развивать чувства цвета, композиции, стиля.

Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Ноябрь

6-7 лет Фетр Брошь «цветок» Познакомить детей с возможностью изготовления броши из фетра - закреплять навыки шитья, вырезания - воспитывать аккуратность, усидчивость

Декабрь

3-4 года Декоративное рисование «Русский валенок» Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок; учить детей рисованию нетрадиционным способом на войлоке. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к народному быту. Воспитывать интерес к народному творчеству

Декабрь

4-5 лет Пластилинография «Тапочки для бабушки» расширять знания о домашней обуви; пополнять словарный запас детей; учить детей лепить домашнюю обувь – тапочки без задника из двух частей (подошва и верхняя часть); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию; закреплять умение использовать усвоенные раннее приемы соединения частей, сглаживание места скрепления.

Декабрь

5-6 лет Коллаж «Коллаж из силуэтов подошв, следов и обуви» Дать детям понятие о коллаже.

Устанавливать последовательность работы;

Развивать мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с бумагой;

Развивать внимание, мышление, воображение, творческую активность.

Декабрь Декорирование из бросового материала «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» Изготовление нестандартного спортивного оборудования «лыжный тандем» для использования в спортивных играх, соревнованиях и НОД по физической культуре в дошкольном учреждении.

Январь

3-4года Конструирование «Короны и кокошники» Формировать у детей умение самостоятельно использовать способ закручивания прямоугольника в цилиндр. Поощрять творческие стремления детей в создании и оформлении поделки,их инициативы в поиске сочетании цвета. Развивать художественно- эстетический вкус

Январь

4-5 лет Изготовление из креповой бумаги «Чудо-шляпки» Развитие мелкой моторики и ручной умелости;

Развитие творческого воображения;

Воспитание понимания детьми качеств и чувств присущих разным полам (гендерное воспитание).

Январь

5-6лет Аппликация, конструирование, моделирование одежды «Головной убор с ненецким орнаментом» Знакомить детей с бытом ненецкого народа, с национальной одеждой ненцев, с орнаментальным разнообразием; развивать интерес к национальной культуре ненцев; воспитывать аккуратность.

Январь

6-7лет Конструирование «Солдатская пилотка» Продолжать учить детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;

Освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя;

Развивать внимание, память и пространственное воображение; Закреплять знание о Российской армии;. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Российскую Армию;

Вызвать желание стать таким же смелым и надежным, как солдаты

Способствовать проявлению чувства патриотизма.

Февраль

3-4 года Беседа Беседа : «Здравствуй, театр» Познакомить детей с таким выразительно-изобразительным средством как графическая сценография. Развивать интерес детей к различным видам искусства

Февраль

4-5 лет Пластилинография Лепка «Шляпа фокусника» Познакомить детей с профессией циркового артиста-фокусника. Совершенствовать навыки работы с пластилином. Развивать воображение.

Февраль

5-6 лет Ручной труд. «Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Воспитывать любовь к народному искусству

Февраль

6-7 лет Декорирование Маска «Я тебя узнал» Познакомить детей с работой театрального художника-грим ра. Учить подбирать материал для достижения большей выразительности образа. Развивать чувство вкуса.

Выставка детских работ: «Здравствуй, театр!» Обобщить имеющиеся у детей знания о театре. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство и талант русского народа.

Март

3-4года Декупаж+декорирование «Приглашение на праздник» Систематизировать представление детей о профессии дизайнера; обобщить знания дошкольников об элементах традиционного русского костюма (головных уборах) и новой технике декорирования (декупаже, воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины;

Инициировать самостоятельный поиск способов украшения объемных изделий, формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел, развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания) и композиции (строить узор, чередуя декоративные элементы, развивать мелкую моторику рук, пространственные представления, целостность восприятия предмета. Развивать связную, грамматически правильную речь; Развивать творческие, коммуникативные способности и эстетический вкус;

Март

4-5лет Декоративное рисование «Афиша» Познакомить с профессией художника оформителя. Рассказать о разнообразии видов его деятельности. Остановиться на творчестве художников – оформителя. Вызвать радостные ассоциации, настроение

Март

5-6 лет Декоративное рисование «Книжный театр» Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик, желание создать живописную композицию на основе мысленного воссоздания объекта. Овладеть действием моделирования, передать структуру предмета. Развивать познавательную активность.

Март

6-7 лет Техника айрис фолдинг «Приглашение на карнавал» Учить создавать открытки – приглашения используя различные изобразительные материалы; развивать фантазию; воспитывать доброе отношение к близким

Апрель

3-4 года Аппликация, рисование, художественная аранжировка «Нарядный фантик для конфеты» учить создавать узор для фантика с учётом формы и размера конфеты, знакомить с работой художника – дизайнера росписи; развивать фантазию, воображение, композиционные способности; воспитывать аккуратность.

Апрель

4-5лет Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи. Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки. Развивать чувства ритма и цвета.

Выставка детских работ на тему «Дымковская игрушка» Продолжать знакомить детей с работой дизайнера-оформителя. Учить расставлять экспонаты на выставке. Развивать эстетические способность

Апрель

5-6лет (из бумаги, фольги, бросового материала). «Изготовление ювелирных украшений» Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики, воображения, аккуратности, умения доводить дело до конца

Апрель

6-7 лет Плетение из природного материала «Нарядные бусы и браслеты от дедушки Лукони» Вызвать у детей интерес к созданию украшений (бус, ожерелий, браслетов) из природного материала (ягод рябины, желудей, мелких шишек, семян) в масштабе «на себя» по двум меркам (шея, рука). Уточнить представление об орнаменте. Создавать условия для свободного переноса алгоритма, включающегося два-три чередующегося элемента, в разные смысловые контексты. Учить пользоваться иголкой нанизывать ягоды и семена на нитку, создавая орнамент. Развивать чувство формы, ритма, композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Май

3-4 года Квилинг «Цветущая весна» Ознакомить детей с понятием «сезонный декор» - способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени -Закреплять навыки вырезания, умения работать с контурными красками

Май

4-5 лет Аппликация из ткани, художественная аранжировка) «Гроздья рябины» учить вырезать из ткани силуэты ягод и листьев; развивать у детей чувство композиции; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в коллективном творчестве

Май

5-6 лет Коллаж, художественная аранжировка «Дизайн клумбы» учить созданию декоративной композиции – коллажа с использованием приёмов творческого конструирования, аппликации и росписи; развивать чувство композиции; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в коллективном творчестве.

Май

Фитодизайн «Корзина с цветами» Научить создавать цветы из атласных лент;

научить оформлять ими корзину.

развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

развивать навыки работы с материалом и инструментам

.воспитывать доброжелательность, трудолюбие

воспитывать у учащихся навыки культуры труда. : точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Выставка детских работ: «Юные дизайнеры» Закрепить знания о работе дизайнера оформителя. Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы. Развивать эстетику

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Технология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельностиТехнология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельности Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая технология. Личностно-ориентированная технология на основе дизайн-деятельности
Опубликовано: 19 января 2022 в 19:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД