Получи документы

Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия

Елена Стрижакова
Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия

Неизменный изменчивый мир. Вода

Цель: развитие личности ребёнка в процессе общения с миром воды в её многообразии и связей с жизнью людей на основе музыкально художественных произведений.

Задачи:

Формировать навыки визуальной грамотности ребёнка;

Публикация «Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия» размещена в разделах

Формировать у детей представления об изобразительных возможностях в музыке и живописи, её способностях отражать явления окружающей природы;

развивать навыки музыкально-художественного восприятия ребёнка произведениями искусств на основе общности этих произведений;

создать условия для накопления опыта в художественно-творческой деятельности каждого ребёнка, которая отражается в рисунке;

Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения замысла, отражённых в созданных продуктах творчества.

Формы работы художественно-эстетического воспитания в культурно-образовательном пространстве решаются:

• в совместной деятельности педагогов и детей;

• в совместной деятельности с семьёй;

• в самостоятельной деятельности детей;

• при организации режимных моментов.

Используются методы обучения:

1. Метод эмоционально-художественного погружения

2. Метод комплексного воздействия разных видов искусств

3. Метод сравнения и сопоставления

4. Метод совместного рассматривания и обсуждения с детьми мира вещей и рисунков

5. Метод рефлексии

Средства обучения:

- магнитная доска, компьютер, цветные магниты;

- аудио-видео материал

- Картины русских художников: Пластов Аркадий Александрович (1893-1971) Полдень. 1961 г. ГРМ

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Море. Коктебель. 1853.

Музыкальные произведения: Римский – Корсаков «Море» вступление из оперы «Садко»; фрагменты 1 «Море и Синдбадов корабль» и 4 «Праздник в Багдаде» частей симфонической сюиты «Шахерезада»; М. Равель «Игра воды»; П. И. Чайковский «Июль» из цикла «Времена года», музыка природы.

Виды деятельности на занятии:

1. Слушание и исполнение музыки

2. Технология фасилитированной дискуссии

3. Художественно - игровая деятельность

4. Импровизация

5. Рисование

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально воспринимать и визуализировать художественно - музыкальные произведения; анализировать взаимодействия героев, музицировать; рисовать.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения сотрудничать в группе.

Ход занятия

1. Приветствие

Звучит музыка М. Равеля «Игра воды», на фоне которой происходит приветствие педагога с детьми.

Шум воды бесконечен,

Вода холодна и чиста,

Свежа как роса на восходе,

Чиста, как слеза янтаря. (Стрижакова)

Педагог берёт в руки синий карандаш, как олицетворение морской стихии, родника, и просит представить себя капелькой воды, живущей на тучке, листочке, цветочке, камешке, кораблике, рыбке и т. д. и поздороваться от его лица.

Например, я - капелька дождливой тучки, рада познакомиться с вами!

2. Вхождение в сказку

Слышен шум прибоя.

Слышите, это море зовёт нас в гости полюбоваться морскими красотами, и для того, чтобы их увидеть, подумайте, о чём шепчет нам море?

Предлагаю вам превратиться в сказочные морские существа, принять удобную позу, расположившись в кругу, закрыть глаза и внимательно послушать разговор моря. Что нам оно говорит?

3. Моё воображение

Прошу детей закрыть глаза и представить себе, что они:

- пускают бумажный кораблик;

- загорают на берегу моря;

- плывут на лодке и ловят рыбу;

- капитанами большого корабля;

- плавают вместе с дельфинами;

- прячутся от грозы на берегу моря.

Что вам больше всего понравилось представлять и что вы чувствуете при этом.

Звучит отрывок из симфонической сюиты Римского-Корсакова, детей просят пройти на стульчики.

Музыкальный руководитель вспоминает Сказку Шахерезады из восточных сказок тысячи и одной ночи 1 часть «Море и Синдбадов корабль», 4 часть, («Багдадский праздник. Море; корабль разбивается о скалу с медным всадником», на фоне звучания музыкальных отрывков перед детьми открывается картина И. Айвазовского Море. Коктебель.

4. Упражнение: Рассмотри и дай название картине

На выбор даются 2 картины:

картина И. Айвазовского Море. Коктебель;

картина А. Пластова Полдень.

5. Упражнение «Музыкальная картина» - технология фасилитированной дискуссии.

Хорошая живопись – это музыка, мелодия, недаром музыку называют сестрой живописи.

Послушай музыку, которой озвучена рассмотренная картина, и скажи, соотносится ли музыкальный образ с живописным (сопоставление музыкальных средств выразительности с цветовым решением) .

Картина А. Пластова «Полдень» озвучена фортепианной пьесой П. Чайковского «Июль» из «Детского альбома».

6. Игра "Реченька"

Жарко. От синего глубокого моря мы пойдём в поле, и поведёт нас туда ручеёк.

Звучит музыка ручейка.

Муз рук. Читает стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька»:

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты звонкая такая?

–Утром надо мной поёт синичка,

Оттого и звонкая водичка!

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты чистая такая?

–Чистым голоском поёт синичка,

Оттого и чистая водичка!

–Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты синяя такая?

–В родничке купается синичка,

Оттого и синяя водичка!

Муз рук. Предлагает детям «прозвонить» стихотворение, выбрав подходящий по звуку инструмент из заранее разложенных (барабан, бубен, колокольчик, металлофон, кастаньеты, бакальчики, «музыка ветра», и спросить у каждого ребёнка, почему он сделал такой выбор. (6 пар инструментов)

Привёл нас ручеёк к роднику с чистой и холодной водой. Покажите, как мы умываемся, когда нам жарко, пьём.

7. Разговор с вещью.

Рассмотрите вещи, которые имеют прямое отношение к воде:

Ракушка, морская звезда, кружка, чашка, ведёрко. Исследуйте вещи, выберите ту, которая понравилась вам больше всего, и расскажите о ней.

8. Упражнение «Музыкальные жесты воды» на музыку М. Равеля «Игра воды»

Щелчки; шуршащие ладони; шлепки по коленям или хлопки; подуть на ладонь

9. Рефлексия

Педагог берёт в руки ракушку и просит наполнить её своими пожеланиями, а также вспомнить и назвать самое интересное задание сегодняшней встречи.

10. Ритуал прощания

Детей просят встать в круг, послушать музыку воды (звуки природы, попрощаться, и напиться воды, угоститься сладкими дарами – «морскими и речными камешками», как напоминание о том, что мы вернулись из морской сказки.

11. Упражнение «Я – художник»

По желанию педагога, отталкиваясь от подготовки опыта восприятия ребёнка можно предложить:

1. Нарисовать свою картину воды, подарив всё волшебство и силу синего цвета белому листу бумаги, после чего музыка позволит оживить наше представление в ваших рисунках.

2. Найти место для себя или выбранного предмета, явления непосредственно на картине.

3. Сходить в музей воды и рассказать о том, что вам больше всего там запомнилось.

Публикации по теме:

Основные задачи дошкольного воспитания Основные задачи дошкольного воспитания1. Охрана жизни и здоровья ребёнка. 2. Создание условий для формирования основ физической культуры,.

Тематическая неделя «Путешествие в мир насекомых» «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ» Цель: Знакомство с одной из многочисленных групп животных – насекомыми, их распространением, отличительными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 18:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД