МААМ-картинки

Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях

Яна Власова
Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях

Суть понятия толерантность

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Вопрос о содержательном наполнении понятия толерантность становится все более актуальным как для самой личности, так и для государства и общества. В средствах массовой информации, образовательных системах доминирующим являются оценочные, однообразные суждения, склонность к применению крайних мер. В соответствие с международной программой ЮНЕСКО «Культура мира», в РФ разработана программа «Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактики экстремизма в гражданском обществе» [7].

Публикация «Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В словаре С. И. Ожегова аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из вышеизложенного можно констатировать, что слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны [16, с. 452].

Другой проблемой определения понятия является анализ границ этого понятия, т. е. определение объема его содержания, той части действительности, отражением которой оно является. В. А. Тишков утверждает, что толерантность – это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм интолерантности. Ряд исследователей, в частности Г. У. Солдатова, проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие – это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индеферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения – чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим [14, с. 308].

В психологии толерантность изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А. Г. Асмолова, и Г. У. Солдатовой. С точки зрения А. В. Петрицкого, А. В. Зимбули, Ю. А. Ищенко, В. М, Золотухина, С. Ю. Головина, Г. У. Солдатовой.

Противоположна позиция у А. А. Реана при рассмотрении взаимосвязи понятий «терпимость» и «толерантность». Он полагает, что понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А. А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий [15, с. 69].

По мнению А. В. Петровского и В. В. Юрчука, толерантность можно рассматривать как психологическую устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [3, с. 54].

Толерантность, по мнению Е. В. Магомедовой, необходимо рассматривать на 2 уровнях человеческого сознания: на рационально-логическом и эмоционально-чувственном. Чтобы быть терпимым к другому, понимать его, требуется не сколько знание того, что нужно поступать так, а не иначе, сколько необходимо прочувствовать это. С этой точки зрения толерантность – всегда личностно-прочувствованный поступок. Данное предположение подтверждается выводами о том, что толерантность на эмоционально-чувственном уровне связана с нравственностью. Кроме этого на эмоционально-чувственном уровне толерантность внеисторична, так как закреплена во многих культурно-исторических традициях народов. Истинная толерантность обеспечивается внутренней духовной свободой человека, которая может не всегда совпадать со свободой внешней [2, с. 91].

Отечественные исследователи подчеркивают ценностную природу толерантности и ее связь с нравственным развитием человека. С таких позиций толерантность рассматривает С. М. Шалютин, характеризуя ее как общечеловеческую ценность, «существующую от века и с необходимостью сохраняющуюся до конца времен». Среди них он выделяет элементарные ценности и надстраивающиеся над ними, к числу которых относятся в первую очередь терпимость, т. е. толерантность [1, с. 61].

Кроме этого существует бихевиоральный подход к определению толерантности, при котором толерантность рассматривается, прежде всего, как особое поведение человека. А также рассматривают проблему толерантности с точки зрения когнитивного подхода, когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность – непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность, по мнению С. Л. Братченко, не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям – это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности, поиска этого смысла и ответственного решения [10, с. 6].

Традиционно для описания сложных психологических процессов и явлений используется триада компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент толерантности понимается через признание сложности, многомерности и многообразия мира и несводимости этого многообразия к единообразию. Именно эти аспекты подчеркиваются в Декларации принципов толерантности, когда утверждается, что толерантность – это прежде всего «…правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Эмоциональный компонент толерантности отражает необходимость рассмотрения эмпатии как составляющей толерантных отношений. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента Г. Кристалл выделяет особый вид эмоциональной устойчивости – «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге без того, чтобы подавлять или искажать их. Другой аспект этого вида толерантности связан, по мнению С. Л. Братченко, с терпимым отношением к различным эмоциональным проявлениям других людей. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. Поведенческий компонент толерантности обычно привлекает к себе больше всего внимания исследователей, как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых С. Л. Братченко выделяет:

– Способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения;

– Готовность к толерантному отношению к высказываниям других, умение договариваться;

Толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях [8, с. 55-58].

Исходя из положений экзистенционально-гуманистического подхода необходимо добавить личностный компонент. Основное содержание личностного измерения толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод и равноправия людей, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком.

Виды толерантности

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество различных классификаций. Например, А. А. Реан и Я. Л. Коломинский выделяют два вида терпимости, связанных с разными ее механизмами:

1) сенсуальную терпимость личности, обусловленную устойчивостью личности к воздействиям среды, связанную с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности;

2) диспозиционную терпимость личности, характеризующуюся предрасположенностью, готовностью личности к терпимой реакции на среду [9].

Л. В Баева предлагает различать по направленности следующие виды толерантности :

1. Межэтническая толерантность – уважительно – доброжелательное отношение к представителям другой этнической (расовой, национальной) традиции. Этот вид толерантности наиболее часто встречается в школьных программах формирования толерантности, а также этот вид наиболее подробно рассмотрен в отечественной и зарубежной литературе.

2. Межконфессиональная (религиозная) толерантность – признание верующим человеком другой религии как альтернативной, равноправной формы достижения спасения, уважение к религиозным ценностям и нормам чуждой конфессии. В настоящее время данный вид толерантности может формироваться в рамках уроков религии, которые постепенно внедряются в образование.

3. Гендерная толерантность – признание равенства полов, непредвзятое отношение к представителям другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. В наше время в нашей стране мужчина и женщина имеют равные права, и дети должны знать об этом со школьных лет.

4. Сексуально-ориентированная толерантность – признание и непредвзятость по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Такая толерантность не рассматривается в школьных программах формирования толерантности.

5. Социально-групповая толерантность – нейтральное или дружественное отношение к представителям иных социальных групп (классов, сословий, страт, организаций, движений и др., взгляды которых не несут угрозы жизни, здоровью, свободе людей. Этот вид толерантности включен в школьные программы формирования толерантности, чтобы дети учились положительно относиться к людям из других социальных групп.

6. Толерантность экологическая – уважение к жизни во всех ее формах. Данный вид толерантности может воспитываться в рамках школы в виде формирования бережного отношения к природе.

7. Педагогическая толерантность выражается в непредвзятом отношении педагога к ученикам, признание за ними прав и свобод, несмотря на его заслуги. Этот вид толерантности стоит формировать у педагогов для того, чтоб они умели правильно обращаться с детьми, не взирая на своё положение. Это особый вид толерантности, который признается не всеми педагогами, не смотря на то, что современная гуманистическая парадигма предполагает принятие воспитанников с их особенностями и индивидуальными отличиями.

8. Физиологическая толерантность – терпимое отношение к больным, инвалидам, людям, имеющим физические или умственные недостатки. Данный вид проявляется во внедрении в систему российского образования инклюзивного образования, которое предполагает совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.

9. Политическая толерантность – признание равных прав и возможностей деятелями различных партий и политических движений, уважение к политическому оппоненту, несмотря на различие во взглядах (политкорректность). Данный вид толерантности не рассматривается в школьных программах формирования толерантности, потому что пропаганда политических движений в образовательных учреждениях запрещена.

10. Дипломатическая толерантность – равно уважительное отношение к различным странам, международным организациям и объединениям, не угрожающим жизни, здоровью и свободе граждан. Такая толерантность в школьных программах формирования толерантности рассматривается в тесном сплетении с межэтнической толерантностью.

11. Научная толерантность – уважение к представителям различных научных школ, идеям, учениям и теориям научных оппонентов, а также к критике в свой адрес со стороны других ученых. Школьники редко занимаются научной деятельностью, поэтому этот вид толерантности не актуален для программ формирования толерантности в школе.

12. Административная толерантность – уважительное отношение к

подчиненным, младшим по званию и должности. Этот вид толерантности не затрагивается в программах формирования толерантности у школьников. [1]

Исходя из этой классификации, можно сделать вывод о том, что толерантность может быть различной в зависимости об объекта, на который она направлена.

Место педагогической толерантности в системе профессионально важных качеств

Необходимость в рассмотрении профессионально важных качеств учителя при исследовании толерантности связана с тем, что толерантность является одним из важнейших качеств учителя, обеспечивающих продуктивные взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса. Толерантность как интегральное личностное качество зависит от многих индивидуально-психологических и личностных особенностей и влияет на характер проявления многих важных качеств учителя. Обсуждение места толерантности в системе профессионально важных качеств учителя позволит лучше понять психологическую сущность толерантности [2].

Продуктивность сложного многообразного взаимодействия в педагогическом процессе между учителем, учениками, администрацией, родителями во многом зависит от толерантности. Толерантность педагога проявляется в мотивационно-ценностном, когнитивном и эмоциональном компонентах его общения.

Учитель является главным управляющим, направляющим субъектом профессиональной педагогической деятельности в школе. Для характеристики учителя как профессионала, обладающего толерантностью, наиболее адекватным является высказывание Е. А. Климова о профессионализме: «Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о великом уровне умелости профессионала. Профессионализм мы будем понимать как определенную системную организацию сознания психики человека…»

В системную организацию психики и сознания Е. А. Климов включает:

1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности);

2. Коммуникативные, регулятивные, исполнительные и другие умения, навыки;

3. Информированность, знания, опыт, культуру профессионала;

4. Психодинамику (интенсивность движений, быстроту их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области [5, с. 48].

Эти показатели системной организации психики и сознания определенным образом связаны с характеристикой толерантности как интегральным свойством личности учителя. Реализацию функций профессионала обеспечивают профессионально ориентированные качества, которые, по мнению Ю. П. Поваренкова, можно рассматривать как совокупность профессионально важных и профессионально значимых качеств[2].

Профессионально значимые качества определяются как качества, от которых зависит отношение человека к профессиональным функциям. К ним можно отнести любовь к детям, толерантное отношение и понимание детских шалостей, терпимое отношение к излишней подвижности младших школьников. При отсутствии этих качеств у профессионала не формируется профессиональная мотивация.

Профессионально важные качества определяют процесс и результат выполнения профессиональных функций. Это не просто индивидные или индивидуализированные качества человека. Они представляют собой интегральные системные образования (в числе которых и толерантность, влияющие на эффективность, результативность профессиональной деятельности индивида, социальной и профессиональной адаптации, на профессиональный рост [6, с. 23].

Фундаментом для формирования профессионально ориентированных качеств учителя являются его индивидуальные и личные свойства, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т. д. Среди профессионально ориентированных личностных качеств учителя важнейшим является толерантность [11, с. 56].

Профессионально важные качества, включающие в себя толерантность, формируются в процессе подготовки к профессиональной деятельности путем освоения содержания и условий ее реализации на практике в соответствии с социально-профессиональными нормами, установками, ценностями. Уровень психологической готовности учителя к профессиональной деятельности зависит от принятия им профессиональных задач в качестве личностно значимых, а также от способности его к толерантному взаимодействию с учащимися.

Толерантность учителя выражается в упорном труде по подготовке к продуктивной педагогической деятельности, которая определяется его личностными и профессиональными потребностями, мотивацией, установкой, направленностью на самореализацию в преподавательский деятельности [8].

При определении готовности учителя к эффективной педагогической деятельности и определении психологической сущности его толерантности можно руководствоваться конституирующими началами личности, такими как направленность, отношение, общение, иерархия мотивов и деятельности, значимость, установка, эмоциональная напряженность, активность, интроверсия-экстраверсия, врожденное чувство беспокойства-тревоги, борьба с фрустрацией, самооценка, самоактулизация.

Формирование информационной компетентности учителя обусловлено в определенной степени наличием у него толерантности, с одной стороны, для усвоения особенностей реализации и понимания сущности концепции компетентностного подхода, с другой стороны, толерантность нужна как качество терпимого восприятия свободы действий учащихся при выборе форм учебной деятельности, для терпеливого побуждения каждого ученика к самостоятельному поиску нужной информации, участию в решении учебных задач, самостоятельному принятию решения, рефлексированию результатов собственных действий.

Важнейшим показателем профессиональной компетентности учителя является его готовность к продуктивному, толерантному взаимодействию с учащимися в процессе учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности [12, с. 15].

В психологии выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, способности интеллектуальные, коммуникативные, академические: хорошая память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности [14].

Наличие интеллектуальных и академических способностей недостаточно для успешной педагогической деятельности. Для достижения успехов учителю нужны специальные профессионально-педагогические способности.

Все педагогические способности имеют двойную обращенность к учащимся и к самому учителю. Все они содержат в себе гностический элемент - умение познать психологию воспитанника и творческий - умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания. Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей, которые требуют от учителя наличия у него толерантности и толерантного поведения : правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии); быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, в чувствах и поступках; вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка; вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания; вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей [15, с. 70].

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима обоим. Это способность к педагогическому общению, которая относится к ядерной части структуры толерантности.

Среди ПВК учителя можно выделить многие другие личностные и индивидуально-психологические качества учителя, которые на первый взгляд, не имеют непосредственного отношения к толерантности. К ним относятся: практическое педагогическое мышление, необходимое для принятия педагогического решения в условиях дефицита времени, ограниченных возможностей для проверки предположений об исходе сложившейся ситуации; педагогическая интуиция, обеспечивающая быстрое, одномерное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа; педагогическая импровизация - нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение; педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух - понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу; педагогический оптимизм - подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность видеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться; педагогическая находчивость - умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность; педагогическое предвидение - умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать возможные трудности разрешения возникшей педагогической ситуации; педагогическая рефлексия - обращенность сознания учителя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика [5, с. 47-49].

Публикации по теме:

Моя мировоззренческая культурологическая и психолого-педагогическая философия «Человек, воспитывающий детей, должен любить их, тогда и он, и они будут счастливы». С. В. Образцов Очень давно и очень верно определено,.

Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий В настоящее время проблема развития речи становится особенно- актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является.

Общение педагогов с родителями как психолого-педагогическая проблема В современных условиях реформирования системы дошкольного образования формирование профессиональной компетентности педагогов в общении с.

Педагогическая толерантность Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье.

Психолого-педагогическая характеристика детей с У. О Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития:.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника 1. Общие сведения о ребенке: а) ___; б) телосложение нормальное, пропорциональное; кожные покровы бледные; лицо выразительное;.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители.

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями Последние несколько лет увеличивается рост сложных комплексных нарушений среди детей. Как правило, комплексное нарушение представляет собой.

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ Содержание Пояснительная записка Содержательный раздел Учебно-тематический план программы Содержание программы Организационный раздел Система.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное, нравственно-патриотическое, общекультурное развитие «Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное, нравственно-патриотическое и общекультурное развитие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 13:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД