Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях

Яна Власова
Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях

Суть понятия толерантность

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Вопрос о содержательном наполнении понятия толерантность становится все более актуальным как для самой личности, так и для государства и общества. В средствах массовой информации, образовательных системах доминирующим являются оценочные, однообразные суждения, склонность к применению крайних мер. В соответствие с международной программой ЮНЕСКО «Культура мира», в РФ разработана программа «Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилактики экстремизма в гражданском обществе» [7].

Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В словаре С. И. Ожегова аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из вышеизложенного можно констатировать, что слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны [16, с. 452].

Другой проблемой определения понятия является анализ границ этого понятия, т. е. определение объема его содержания, той части действительности, отражением которой оно является. В. А. Тишков утверждает, что толерантность – это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм интолерантности. Ряд исследователей, в частности Г. У. Солдатова, проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие – это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индеферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения – чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим [14, с. 308].

В психологии толерантность изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А. Г. Асмолова, и Г. У. Солдатовой. С точки зрения А. В. Петрицкого, А. В. Зимбули, Ю. А. Ищенко, В. М, Золотухина, С. Ю. Головина, Г. У. Солдатовой.

Противоположна позиция у А. А. Реана при рассмотрении взаимосвязи понятий «терпимость» и «толерантность». Он полагает, что понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А. А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий [15, с. 69].

По мнению А. В. Петровского и В. В. Юрчука, толерантность можно рассматривать как психологическую устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [3, с. 54].

Толерантность, по мнению Е. В. Магомедовой, необходимо рассматривать на 2 уровнях человеческого сознания: на рационально-логическом и эмоционально-чувственном. Чтобы быть терпимым к другому, понимать его, требуется не сколько знание того, что нужно поступать так, а не иначе, сколько необходимо прочувствовать это. С этой точки зрения толерантность – всегда личностно-прочувствованный поступок. Данное предположение подтверждается выводами о том, что толерантность на эмоционально-чувственном уровне связана с нравственностью. Кроме этого на эмоционально-чувственном уровне толерантность внеисторична, так как закреплена во многих культурно-исторических традициях народов. Истинная толерантность обеспечивается внутренней духовной свободой человека, которая может не всегда совпадать со свободой внешней [2, с. 91].

Отечественные исследователи подчеркивают ценностную природу толерантности и ее связь с нравственным развитием человека. С таких позиций толерантность рассматривает С. М. Шалютин, характеризуя ее как общечеловеческую ценность, «существующую от века и с необходимостью сохраняющуюся до конца времен». Среди них он выделяет элементарные ценности и надстраивающиеся над ними, к числу которых относятся в первую очередь терпимость, т. е. толерантность [1, с. 61].

Кроме этого существует бихевиоральный подход к определению толерантности, при котором толерантность рассматривается, прежде всего, как особое поведение человека. А также рассматривают проблему толерантности с точки зрения когнитивного подхода, когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность – непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность, по мнению С. Л. Братченко, не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям – это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности, поиска этого смысла и ответственного решения [10, с. 6].

Традиционно для описания сложных психологических процессов и явлений используется триада компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент толерантности понимается через признание сложности, многомерности и многообразия мира и несводимости этого многообразия к единообразию. Именно эти аспекты подчеркиваются в Декларации принципов толерантности, когда утверждается, что толерантность – это прежде всего «…правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Эмоциональный компонент толерантности отражает необходимость рассмотрения эмпатии как составляющей толерантных отношений. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента Г. Кристалл выделяет особый вид эмоциональной устойчивости – «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге без того, чтобы подавлять или искажать их. Другой аспект этого вида толерантности связан, по мнению С. Л. Братченко, с терпимым отношением к различным эмоциональным проявлениям других людей. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. Поведенческий компонент толерантности обычно привлекает к себе больше всего внимания исследователей, как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых С. Л. Братченко выделяет:

– Способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения;

– Готовность к толерантному отношению к высказываниям других, умение договариваться;

Толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях [8, с. 55-58].

Исходя из положений экзистенционально-гуманистического подхода необходимо добавить личностный компонент. Основное содержание личностного измерения толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод и равноправия людей, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком.

Виды толерантности

В психолого- педагогической литературе представлено большое количество различных классификаций. Например, А. А. Реан и Я. Л. Коломинский выделяют два вида терпимости, связанных с разными ее механизмами:

1) сенсуальную терпимость личности, обусловленную устойчивостью личности к воздействиям среды, связанную с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности;

2) диспозиционную терпимость личности, характеризующуюся предрасположенностью, готовностью личности к терпимой реакции на среду [9].

Л. В Баева предлагает различать по направленности следующие виды толерантности:

1. Межэтническая толерантность – уважительно – доброжелательное отношение к представителям другой этнической (расовой, национальной) традиции. Этот вид толерантности наиболее часто встречается в школьных программах формирования толерантности, а также этот вид наиболее подробно рассмотрен в отечественной и зарубежной литературе.

2. Межконфессиональная (религиозная) толерантность – признание верующим человеком другой религии как альтернативной, равноправной формы достижения спасения, уважение к религиозным ценностям и нормам чуждой конфессии. В настоящее время данный вид толерантности может формироваться в рамках уроков религии, которые постепенно внедряются в образование.

3. Гендерная толерантность – признание равенства полов, непредвзятое отношение к представителям другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. В наше время в нашей стране мужчина и женщина имеют равные права, и дети должны знать об этом со школьных лет.

4. Сексуально-ориентированная толерантность – признание и непредвзятость по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Такая толерантность не рассматривается в школьных программах формирования толерантности.

5. Социально-групповая толерантность – нейтральное или дружественное отношение к представителям иных социальных групп (классов, сословий, страт, организаций, движений и др., взгляды которых не несут угрозы жизни, здоровью, свободе людей. Этот вид толерантности включен в школьные программы формирования толерантности, чтобы дети учились положительно относиться к людям из других социальных групп.

6. Толерантность экологическая – уважение к жизни во всех ее формах. Данный вид толерантности может воспитываться в рамках школы в виде формирования бережного отношения к природе.

7. Педагогическая толерантность выражается в непредвзятом отношении педагога к ученикам, признание за ними прав и свобод, несмотря на его заслуги. Этот вид толерантности стоит формировать у педагогов для того, чтоб они умели правильно обращаться с детьми, не взирая на своё положение. Это особый вид толерантности, который признается не всеми педагогами, не смотря на то, что современная гуманистическая парадигма предполагает принятие воспитанников с их особенностями и индивидуальными отличиями.

8. Физиологическая толерантность – терпимое отношение к больным, инвалидам, людям, имеющим физические или умственные недостатки. Данный вид проявляется во внедрении в систему российского образования инклюзивного образования, которое предполагает совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.

9. Политическая толерантность – признание равных прав и возможностей деятелями различных партий и политических движений, уважение к политическому оппоненту, несмотря на различие во взглядах (политкорректность). Данный вид толерантности не рассматривается в школьных программах формирования толерантности, потому что пропаганда политических движений в образовательных учреждениях запрещена.

10. Дипломатическая толерантность – равно уважительное отношение к различным странам, международным организациям и объединениям, не угрожающим жизни, здоровью и свободе граждан. Такая толерантность в школьных программах формирования толерантности рассматривается в тесном сплетении с межэтнической толерантностью.

11. Научная толерантность – уважение к представителям различных научных школ, идеям, учениям и теориям научных оппонентов, а также к критике в свой адрес со стороны других ученых. Школьники редко занимаются научной деятельностью, поэтому этот вид толерантности не актуален для программ формирования толерантности в школе.

12. Административная толерантность – уважительное отношение к

подчиненным, младшим по званию и должности. Этот вид толерантности не затрагивается в программах формирования толерантности у школьников. [1]

Исходя из этой классификации, можно сделать вывод о том, что толерантность может быть различной в зависимости об объекта, на который она направлена.

Место педагогической толерантности в системе профессионально важных качеств

Необходимость в рассмотрении профессионально важных качеств учителя при исследовании толерантности связана с тем, что толерантность является одним из важнейших качеств учителя, обеспечивающих продуктивные взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса. Толерантность как интегральное личностное качество зависит от многих индивидуально-психологических и личностных особенностей и влияет на характер проявления многих важных качеств учителя. Обсуждение места толерантности в системе профессионально важных качеств учителя позволит лучше понять психологическую сущность толерантности [2].

Продуктивность сложного многообразного взаимодействия в педагогическом процессе между учителем, учениками, администрацией, родителями во многом зависит от толерантности. Толерантность педагога проявляется в мотивационно-ценностном, когнитивном и эмоциональном компонентах его общения.

Учитель является главным управляющим, направляющим субъектом профессиональной педагогической деятельности в школе. Для характеристики учителя как профессионала, обладающего толерантностью, наиболее адекватным является высказывание Е. А. Климова о профессионализме: «Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о великом уровне умелости профессионала. Профессионализм мы будем понимать как определенную системную организацию сознания психики человека…»

В системную организацию психики и сознания Е. А. Климов включает:

1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности);

2. Коммуникативные, регулятивные, исполнительные и другие умения, навыки;

3. Информированность, знания, опыт, культуру профессионала;

4. Психодинамику (интенсивность движений, быстроту их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области [5, с. 48].

Эти показатели системной организации психики и сознания определенным образом связаны с характеристикой толерантности как интегральным свойством личности учителя. Реализацию функций профессионала обеспечивают профессионально ориентированные качества, которые, по мнению Ю. П. Поваренкова, можно рассматривать как совокупность профессионально важных и профессионально значимых качеств[2].

Профессионально значимые качества определяются как качества, от которых зависит отношение человека к профессиональным функциям. К ним можно отнести любовь к детям, толерантное отношение и понимание детских шалостей, терпимое отношение к излишней подвижности младших школьников. При отсутствии этих качеств у профессионала не формируется профессиональная мотивация.

Профессионально важные качества определяют процесс и результат выполнения профессиональных функций. Это не просто индивидные или индивидуализированные качества человека. Они представляют собой интегральные системные образования (в числе которых и толерантность, влияющие на эффективность, результативность профессиональной деятельности индивида, социальной и профессиональной адаптации, на профессиональный рост [6, с. 23].

Фундаментом для формирования профессионально ориентированных качеств учителя являются его индивидуальные и личные свойства, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т. д. Среди профессионально ориентированных личностных качеств учителя важнейшим является толерантность [11, с. 56].

Профессионально важные качества, включающие в себя толерантность, формируются в процессе подготовки к профессиональной деятельности путем освоения содержания и условий ее реализации на практике в соответствии с социально-профессиональными нормами, установками, ценностями. Уровень психологической готовности учителя к профессиональной деятельности зависит от принятия им профессиональных задач в качестве личностно значимых, а также от способности его к толерантному взаимодействию с учащимися.

Толерантность учителя выражается в упорном труде по подготовке к продуктивной педагогической деятельности, которая определяется его личностными и профессиональными потребностями, мотивацией, установкой, направленностью на самореализацию в преподавательский деятельности [8].

При определении готовности учителя к эффективной педагогической деятельности и определении психологической сущности его толерантности можно руководствоваться конституирующими началами личности, такими как направленность, отношение, общение, иерархия мотивов и деятельности, значимость, установка, эмоциональная напряженность, активность, интроверсия-экстраверсия, врожденное чувство беспокойства-тревоги, борьба с фрустрацией, самооценка, самоактулизация.

Формирование информационной компетентности учителя обусловлено в определенной степени наличием у него толерантности, с одной стороны, для усвоения особенностей реализации и понимания сущности концепции компетентностного подхода, с другой стороны, толерантность нужна как качество терпимого восприятия свободы действий учащихся при выборе форм учебной деятельности, для терпеливого побуждения каждого ученика к самостоятельному поиску нужной информации, участию в решении учебных задач, самостоятельному принятию решения, рефлексированию результатов собственных действий.

Важнейшим показателем профессиональной компетентности учителя является его готовность к продуктивному, толерантному взаимодействию с учащимися в процессе учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности [12, с. 15].

В психологии выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, способности интеллектуальные, коммуникативные, академические: хорошая память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности [14].

Наличие интеллектуальных и академических способностей недостаточно для успешной педагогической деятельности. Для достижения успехов учителю нужны специальные профессионально-педагогические способности.

Все педагогические способности имеют двойную обращенность к учащимся и к самому учителю. Все они содержат в себе гностический элемент - умение познать психологию воспитанника и творческий - умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания. Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей, которые требуют от учителя наличия у него толерантности и толерантного поведения: правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии); быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, в чувствах и поступках; вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка; вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания; вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей [15, с. 70].

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима обоим. Это способность к педагогическому общению, которая относится к ядерной части структуры толерантности.

Среди ПВК учителя можно выделить многие другие личностные и индивидуально-психологические качества учителя, которые на первый взгляд, не имеют непосредственного отношения к толерантности. К ним относятся: практическое педагогическое мышление, необходимое для принятия педагогического решения в условиях дефицита времени, ограниченных возможностей для проверки предположений об исходе сложившейся ситуации; педагогическая интуиция, обеспечивающая быстрое, одномерное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа; педагогическая импровизация - нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение; педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух - понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу; педагогический оптимизм - подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность видеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться; педагогическая находчивость - умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность; педагогическое предвидение - умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать возможные трудности разрешения возникшей педагогической ситуации; педагогическая рефлексия - обращенность сознания учителя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика [5, с. 47-49].

Публикации по теме:

Моя мировоззренческая культурологическая и психолого-педагогическая философия «Человек, воспитывающий детей, должен любить их, тогда и он, и они будут счастливы». С. В. Образцов Очень давно и очень верно определено,.

Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий В настоящее время проблема развития речи становится особенно- актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является.

Общение педагогов с родителями как психолого-педагогическая проблема В современных условиях реформирования системы дошкольного образования формирование профессиональной компетентности педагогов в общении с.

Педагогическая толерантность Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье.

Психолого-педагогическая характеристика детей с У. О Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития:.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника 1. Общие сведения о ребенке: а) ___; б) телосложение нормальное, пропорциональное; кожные покровы бледные; лицо выразительное;.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители.

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями Последние несколько лет увеличивается рост сложных комплексных нарушений среди детей. Как правило, комплексное нарушение представляет собой.

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ Содержание Пояснительная записка Содержательный раздел Учебно-тематический план программы Содержание программы Организационный раздел Система.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное, нравственно-патриотическое, общекультурное развитие «Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное, нравственно-патриотическое и общекультурное развитие личности.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 13:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...