МААМ-картинки

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ

Наталья Лукьянова
Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ

Содержание

Пояснительная записка

Содержательный раздел

Учебно-тематический план программы

Содержание программы

Организационный раздел

Система условий реализации программы

Пояснительная записка

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ» размещена в разделах

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В основе специальных стандартов лежат принципы договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

Научная обоснованность

Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Лебединская К. С., Певзнер М. С., Шевченко С. Г. и др. выделяют следующие основные формы задержки психического развития.

ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм). Причинами этой формы являются наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического «созревания», негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего развития.

При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей более младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. Очень быстро устают от учебной деятельности.

ЗПР соматогенного характера. Причиной являются частые соматические заболевания истощающего характера.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения.

ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм). Характерна для детей, воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». В период младенчества наблюдается сенсорная депривация, в результате нехватки эмоциональных сенсорных стимулов. В раннем и дошкольном возрасте когнитивная депривация, в результате нехватки стимулов для развития предпосылок интеллектуальной деятельности. Эти отличаются бедностью словаря. Нарушением грамматического строя речи, трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности. В результате гиперопеки, гипоопеке в возрасте от 1 до 7 лет можем встретить социальную депривацию. Большая часть детей, при гипоопеке воспитывается в семьях, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психически нездоровых родителей и т. д. они конфликтны, раздражительны, импульсивны, отсутствует чувство долга и ответственности. При гиперопеке у детей наблюдается эгоизм, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, неумения бороться с трудностями, отсутствие трудолюбия при переоценке своих способностей, капризность и своенравность.

ЗПР церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Наиболее сложная и специфическая форма, возникшая в результате органической недостаточности мозга на ранних этапах развития. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга.

При этой форме имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательного развития. Органический инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, слабости воображения, преобладания игровых интересов. Нарушения познавательной деятельности у детей носят мозаичный характер. Парциальное нарушений корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.

Таким образом, по уровню своих знаний дети с задержкой психического развития самостоятельно, без предварительной подготовки не смогут хорошо овладеть в дальнейшем школьной программой.

У этих детей наблюдается пониженная обучаемость. При обучении у них формируются малоподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке. При переходе от одной системы знаний и умений к другой эти дети склонны применять старые способы, не видоизменяя их. Неумение подчинять свою деятельность поставленной цели сочетается с трудностями в планировании своих действий, с несформированностью самоконтроля. У всех детей наблюдается снижение активности во всех видах деятельности. Эти дети не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до момента решения задачи. В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, подмене целее более простой и знакомой, затрудняются в поиске общего способа решения целого ряда задач. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне того круга, куда ее направляет взрослый.

У детей с задержкой психического развития не происходит смены ведущей деятельности, т. е. замены игровой на учебную деятельность. По данным психолога Л. В. Кузнецовой, мотивационная сфера этих ребят не представляет собой однородного образования в виде преобладания только игровых мотивов. Лишь у третьей части ребят отмечается явно выраженная игровая мотивация.

Обобщая описанные данные, можно сделать следующие выводы:

- у детей с задержкой психического развития среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, очень низкая познавательная активность, особенно ненаправляемая, спонтанная и т. д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.

Однако стоит отметить, что дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью педагога выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.

Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

Психологическое сопровождение дошкольников с ЗПР рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ЗПР в социум. Оно должно быть устремлено на формирование высших психологических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти, формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских отношений.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ЗПР является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Вид программы

Развивающая психолого-педагогическая программа

Цель рабочей программы

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств, эмоциональной сферы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи

- развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.

Адресат

Дети дошкольного возраста (5-6 лет).

У детей с ОВЗ все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

Методы

Игротерапия

Динамические паузы

Элементы арт-терапии

Релаксационные техники

Психогимнастика

Продолжительность курса

Один год

Планируемые результаты освоения программы

Сформирована интеллектуальная готовность к школе: развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, внимание, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.

Сформировано произвольное поведение:

- Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.

- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

- Умение организовать рабочее место.

- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Сформированы морально-нравственные представления об организации общения друг с другом:

- своевременное употребление слов благодарности;

- умение понимать настроение окружающих;

- умение слушать собеседника.

Практическая направленность

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учебно-тематический план программы

п/п Наименование

блоков и тем Всего часов В том числе Форма занятия/

контроля

теорет. практ.

1 «Осень» 1 Игра-занятие

2 «Овощи» 1 Игра-занятие

3 «Фрукты» 1 Игра-занятие

4 «Овощи-фрукты» 1 Игра-занятие

5 «Грибы» 1 Игра-занятие

6 «Наши имена» 1 Игра-занятие

7 «Я и мое тело» 1 Игра-занятие

8 «Моя семья» 1 Игра-занятие

9 «Посуда» 1 Игра-занятие

10 «О дружбе» 1 Игра-занятие

11 «Обувь» 1 Игра-занятие

12 «Зима» 1 Игра-занятие

13 «Одежда» 1 Игра-занятие

14 «Новый год» 1 Игра-занятие

15 «Игрушки» 1 Игра-занятие

16 «О вежливости» 1 Игра-занятие

17 «Животные» 1 Игра-занятие

18 «Я среди других» 1 Игра-занятие

19 «Необычное путешествие» 1 Игра-занятие

20 «Мы дружные ребята» 1 Игра-занятие

21 «Мама» 1 Игра-занятие

22 «Весна» 1 Игра-занятие

23 «Поможем зайке» 1 Игра-занятие

24 «Птицы» 1 Игра-занятие

25 «Лес» 1 Игра-занятие

26 «Я и другие» 1 Игра-занятие

27 «Насекомые» 1 Игра-занятие

28 «Цветы» 1 Игра-занятие

29 «По морям, по волнам» 1 Игра-занятие

30 «Сказочное путешествие» 1 Игра-занятие

31 «Мое настроение» 1 Игра-занятие

32 «Если случилась беда» 1 Игра-занятие

33 «Витамины и полезные продукты» 1 Игра-занятие

34 «Здоровье и болезнь» 1 Игра-занятие

35 «Как устроено тело человека» 1 Игра-занятие

36 «Берегите зубы» 1 Игра-занятие

Итого 36

Содержание программы

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность формировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);

• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Психологические занятия с детьми проводятся как индивидуально так и с подгруппой детей один раз в неделю. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, разработанная Е. А. Стребелевой. Используются также работы: Катаевой А. А., Сиротюк А. Л., Богуславской З. М., Смирновой Е. О., Боряковой Н. Ю., Соболевой А. В., Ткачевой В. В., Н. В. Ротарь. Используются технологии психогимнастики и развивающей кинезиологии А. Л. Сиротюк, М. В. Ильиной.

Проводится работа в направлении коррекции эмоционально-личностной, нравственной сферы воспитанников – элементы сказкотерапии. Используемые в сказкотерапии авторы: О. Н. Пахомова, Л. Н. Елисеева, Г. А. Азовцева, народные сказки, православные сказки, притчи.

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др., облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Состояние детей с ЗПР, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

Структура занятия

Подготовительная часть включает упражнения, ритуалы приветствия, игры на сплочение.

Основная часть включает упражнения на осознание, передачу различных эмоциональных состояний с использованием разных выразительных средств.

Заключительная часть включает продукт деятельности по теме занятия, упражнение на расслабление, ритуал прощания.

Организационный раздел

Система условий реализации программы

Требования к специалистам, реализующим программу:

Специалист должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной

профессиональной деятельности.

Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы:

1. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми» (занятия с элементами психогимнастики) Изд. «Гном и Д»,2000г. Программа направлена на детей старшего и среднего дошкольного возраста. Представляет удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами. Поможет развитию эмоциональной и двигательной сфер, формированию этических представлений у детей. Упражнения данной программы помогут в разыгрывании сюжетов, в раскрепощении и объединении детей в группы, совершенствовании творческих способностей дошкольников.

2. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Тесты для дошколят» «Москва, РОСМЭН 2006г» «Развиваем внимание, восприятие, логику». Занятия данной программы для детей 5-6 лет направлены на развитие у ребенка зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, логического мышления, а также графически навыки, мелкую моторику и координацию движений руки.

3. К. Фопель «С головы до пят» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В данном пособии собраны игры и упражнения, помогающие ребенку осознать свое тело, сформировать его целостный позитивный образ. Игры способствуют развитию ловкости, координированности, гармоничности движений, учат детей концентрироваться и расслабляться, справляться со стрессом.

4. К. Фопель «Привет, ножки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В данном пособии объединены игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ступни и колени, координировать движения.

5. К. Фопель «Привет, ручки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В данном пособии собраны игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки рук. Они помогут детям научиться бросать, ловить, совершать тонки манипуляции с предметами, ощущать свои пальцы, кисти, плечи, координировать движения.

6. К. Фопель «Привет, глазки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В данном пособии собраны игры и упржнения, способствующие тренировке глаз, развитию зрительного восприятия в целом. Они помогут детям научиться тонко дифференцировать зрительную информацию, манипулировать движущимися предметами, правильно оценивать расстояние, ориентироваться в пространстве.

7. К. Фопель «Привет ушки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.

В данном пособие собраны игры и упражнения, способствующие развитию слухового восприятия, музыкального слуха и чувства ритма. Они помогут детям научиться внимательно слушать, тонко различать звуки, выполнять движения по образцу, спонтанно двигаться под музыку.

8. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Программа «Давайте жить дружно!» Москва, изд. Генезис, 2007г. Цель данной программы – помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Построена основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Программа «Злюсь, боюсь, радуюсь!» Москва, изд. Генезис, 2007г. Цель программы – эмоциональное развитие детей. Построена основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

10. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. «Школа внимания» методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Данная методика предназначена для подготовки к школе так называемых детей с проблемами, которые проявляются в отсутствии организации внимания, неумении планировать и контролировать свои действия, не умении успешно следовать указаниям учителя, выслушивать задание до конца, в отвлекаемости и сбивчивости в ходе его выполнения, а, следовательно, в снижении мотивации. Данная программа является помощником в развитии способности к планированию своих действий и контролю над ними у детей.

11.«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» авт. А. Л. Сиротюк

12.«Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет» авт. Осипова А. А., Малашинская Л. И.

13.«Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения “ Давайте жить дружно! “

авт. С. В. Крюкова

14.«Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников» авт. С. В. Крюкова

15.«Программа формирования произвольной регуляции» авт. Н. Я. Семаго

16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М. : Генезис

17. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Книголюб, 2008.

18. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003

19. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство: В 2-х кн. – М. : Генезис, 2007.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

- помещение – оборудованный кабинет психолога;

- оборудование: детский столик, 2—3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван, кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2). Стимульный материал к занятиям в соответствии с возрастной дифференциацией. Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата. Печатный материал. Писчая бумага формата А4. Средства для обеспечения компьютера, принтер. Наборы мелких деревянных, пластмассовых конструкторов на каждого ребенка, палочки Кюйзнера, блоки Дьенеша; для музыкальной деятельности: музыкальные инструменты: ложки деревянные, трещотки, бубен, маракасы… Для речевого развития имеются: детский книжки, хрестоматии, картины, настольные игры по развитию речи, мелкой моторики. Для познавательного развития: карты, модели строения тела человека, раздаточный счетный материал для ФЭМП.

Публикации по теме:

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития» Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с СДВГ в ДОО Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию систему работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с СДВГ в детском саду. 1 этап.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Психолого-педагогическая характеристика Психолого - педагогическая характеристика на воспитанницу (фамилия, имя) старшей группы № 1 МБДОУ детский сад № города (название города).

Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ. ФИО ___, ___ года рождения. 1. Дата поступления.

Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей Коррекция личностной тревожности требует комплексного решения проблемы. Результативность в динамике будет напрямую связана со всеми субъектами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 января 2017 в 15:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД