Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями

Анна Бондаренко
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями

Последние несколько лет увеличивается рост сложных комплексных нарушений среди детей. Как правило, комплексное нарушение представляет собой сочетание двух и более первичных нарушений, каждое из которых определяет характер и структуру аномального развития.

По мнению Басиловой Т. А, после изменения нормативно-правовой базы и преобразования отношения общества от нетерпимого к более гуманному по отношению к детям с нарушениями, возникает потребность в разработке подходов помощи детям со сложными нарушениями развития, это объясняется возрастанием числа таких детей, выявлением новых комбинаций сложных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях [1].

Вопросам изучения и обучения детей со сложными комплексными нарушениями занимались следующие учёные: Т. А. Басилова, М. Г. Блюмина, Г. П. Бертынь, Л. А. Головчиц, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, А. И. Мещеряков, М. С. Певзнер, Т. В. Розанова, И. А. Соколянский, В. Н. Чулков и др., так и зарубежные исследователи: Р: Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи, Я. ВанДайк, и др. [3]

В исследованиях Т. В. Розанова, Т. А. Басилова выделяют много сложных и множественных нарушений, в которых могут наблюдаться комбинации первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений, а также сочетания всех этих дефектов с умственной отсталостью разной степени. [8]. Совокупность всех составных элементов комплексного нарушения — это наисложнейшая структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в следствии чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития. Изменение сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности как правило приводит к нарушению формирования высших психических функций и оказывает отрицательное влияние на функционирования познавательной сферы ребенка, сказываются на социальной адаптации и значительно затрудняют образовательный процесс.

В первую очередь необходимо обратить внимание на время возникновения первичного нарушения. Это связано с тем, что раннее отклонение подразумевает развитие вторичных нарушений, нарушая тем самым весь ход психического развития ребенка. Например, нарушение зрения в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздним нарушением зрения, имевших возможность речевого развития, так как сохранное зрение является неотъемлемым условием формирования речи. [4]

Не менее важным фактором является степень выраженности нарушения, чем устойчивее и обширнее первичный дефект, тем тяжелее проявления и коррекция вторичных и третичных отклонений.

Процесс обучения детей с множественными нарушениями развития находится на стыке разных областей наук, таких как психология, педагогика, медицина социальная педагогика. Психолого-педагогическая помощь детям, определяет цели, задачи, формы, методы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями и является составной частью единого педагогического процесса. В то же время при использовании многолетний научной практики общей педагогики уже во время самого процесса оказания психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями необходимо вносить существенные изменения в конкретные методики и усовершенствовать технологии и содержание обучения с учетом причин и характера нарушений, возможна разработка новых приемов и методов коррекционного воздействия.

Басилова Т. А. считает, что в специальном образовании психолого-педагогическое обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития является интегрированной системой, обладает целостностью и единством составляющих ее элементов, и определенной вариативностью [1].

В настоящее время система психолого-педагогической помощи детям, имеющим комплексные нарушения развития, находится на начальной стадии своего развития, несмотря на то, что она уже может реализовываться в специальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы и руководство органами управления образованием на различных уровнях.

По мнению Жигоревой М. В, для реализации психолого-педагогической помощи, особое внимание должно уделяться созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с комплексными нарушениями развития. [3]

В своих работах Чулков В. Н. отмечает, что своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются несколько первичных расстройств, таких как зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, нарушения опорно-двигательной системы, речевые нарушения, требуют глубокого научного обоснования всего процесса дифференцированного обучения и воспитания [6].

Таким образом, всестороннее изучение особенностей развития детей с комплексными нарушениями будет способствовать установлению более действенных путей психолого- педагогической работы. А глубокие знания об особенностях детей с разными группами нарушений, помогут в организации дифференцированного обучения и индивидуального воспитания детей, имеющих комплексные нарушения.

Литература:

1. Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Перспектива, 2002.

2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Астрель, 2008

3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М., Академия, 2006.

4. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России // Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д. С. Шилова. -М., ИТРК, 2001.

5. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М., Асадема, 2010.

6. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., АГРАФ,2001.

Публикации по теме:

Моя мировоззренческая культурологическая и психолого-педагогическая философия «Человек, воспитывающий детей, должен любить их, тогда и он, и они будут счастливы». С. В. Образцов Очень давно и очень верно определено,.

Ранняя психолого-педагогическая помощь и ее развитие Развитие инклюзивного образования может состояться только при условии оптимизации системы ранней помощи в России. Известно, что своевременность.

Психолого-педагогическая характеристика Психолого - педагогическая характеристика на воспитанницу (фамилия, имя) старшей группы № 1 МБДОУ детский сад № города (название города).

Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ. ФИО ___, ___ года рождения. 1. Дата поступления.

Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей Коррекция личностной тревожности требует комплексного решения проблемы. Результативность в динамике будет напрямую связана со всеми субъектами.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 15:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
Фотоотчет «День обнимашек» в младшей разновозрастной группе»
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий праздника к 8 Марта для разновозрастной группы детей 3–4 лет...
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...