МААМ-картинки

Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников

Доценко Нина
Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Поэтому мы должны способствовать не только физическому здоровью, но и психоэмоциональному благополучию дошкольника.

Публикация «Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников» размещена в разделах

Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Всё это не способствуют снижению психоэмоционального напряжения детей.

Нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность – очевидная реальность современной жизни. Педагоги встречаются с этим ежеминутно, ежечасно, каждый день. И не секрет что данные проявления снижают не только качество образовательной деятельности, но и влияют отрицательно на здоровье и воспитанников, и педагогов. В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме формирования личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции психологами и педагогами часто используются различные технологии.

Фонетическая ритмика это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Игра «Радист». Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Игра «Теремок» Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Гласные звуки.

Звук «А». «Девочка плачет»

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О». «Зуб болит»

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У». «Паровозик гудит»

И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э». «Мальчик кричит»

И. п. : руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И». «Иголочка»

И. п. : руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы». «Медвежонок рычит»

И. п. : руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы». произносится сердито.

Согласные звуки:

Звук «С». «Чайник свистит»

Губы растянуты в улыбке. Дети тянут «с-с-с-с», руки согнуты в локтях, попеременно поднимаем вверх и опускаем вниз.

Звук «З». «Комарики летят»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют полёт комаров.

Звук «Ц». «Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Х». «Греем ручки»

Подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х» .

Звук «Ш». «Змейка ползёт»

Губы вытягиваем вперёд. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Звук «Ж». «Жучок летит»

И. п. : руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Мячик спускает воздух»

И. п. : руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд – назад.

Звук «Ч». «Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Звук «Л». «Пароход гудит»

Закусив кончик языка дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо – влево.

Звук «Р». «Собачка рычит»

И. п. : произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Звук «Д». «Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Звук «Т». «Молоточек»

Губы растянуты в улыбке. Дети произносят «т-т-т», при этом ударяя кулак о кулак, как будто забивают гвозди.

Звук «М». «Коровка»

Дети произносят «м-м м-муу», при этом изображая коровку (рога)

Звук «Н». «Лошадки»

Погоняем лошадку «н- н- ноо» и поскакали «щёлкаем язычком»

Звук «Б». «Барабан»

Дети произносят «б-б-б» при этом указательные пальцы работают как «барабанные палочки»

Звук «П». «Лопнул шарик»

Дети произносят «п-п-п», при этом работают кисти рук (из кулачков выпрямляем пальчики)

Звук «В». «Вьюга»

Дети произносят «в-в-в», при этом выполняя волнообразные движения руками.

Звук «Ф». «Задуваем свечку»

Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

Звук «К». «Пистолет»

Дети произносят «к-к-к», при этом руками показываем пистолет.

Звук «Г». «Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что:

• У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

• Улучшается фонематический слух;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

• Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

• Повышается речевая активность детей.

Психогимнастика. В детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр. К примеру, малышам предлагается примерить на себя роль какого-то животного. Ребенок должен без слов продемонстрировать остальным дошкольникам особенности поведения этого животного. Дошкольники с удовольствием воображают себя зайчиками, которые беззаботно прыгают под музыку. Но когда она останавливается, все дети должны принять определенную позу, о которой договаривались перед началом игры. Это тренирует память, координацию движений.

На развитие самоконтроля рассчитана и игра в сову. По команде «день!» все дети, кроме одного, который играет роль совы, активно бегают по комнате. Когда звучит слово «ночь!», все должны замереть, иначе сова догонит того, кто продолжил движение.

Если разделить малышей попарно, то можно поиграть в игру «Тень». Один ребенок идет впереди, а второй – сзади, словно он тень первого, и повторять все его движения.

Играя с детьми в различные игры, моделируя ситуации, «прорабатывая» эмоции и чувства, воспитатели учат их не бояться окружающего мира, быть готовыми ко всему, что ждет их за пределами собственных квартир и стен сада. Дошкольники учатся управлять собой, контролировать свое поведение и знают, чего ожидать от других. Это касается и отношений в семье, ведь не секрет, что именно взаимоотношения мам и пап в будущем станут примером для ребенка. Положительным или отрицательным – другой вопрос.

Арт-терапия:

Изотерапия– это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства.

В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников :

Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию; Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу; Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке; Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Музыкальная терапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов

Игровая терапия Игротерапией называют психотерапевтический метод воздействия на детей, которое достигается путем игр. Это необходимо для полноценного погружения во внутренний мир ребенка. В ходе наблюдений за играми удается отыскать проблемы, а также причины их формирования. ;

-Песочная терапия— это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ - это эффективный метод профилактики и лечения болезней.

«СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря Природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

СУ-ДЖОК-терапия для детей.

Приемы Су - Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно - логопедической работе в качестве массажа, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Массаж Су-Джок шарами.

Эту работу можно проводить в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней) .

- Технологии воздействия Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная технология сохранения и стимулирования здоровья Физкультурно-оздоровительная технология, технология сохранения и стимулирования здоровья. «Лучшая здоровьесберегающая методика» В рамках.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Воспитание здорового ребёнка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье.

Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.

Современные педагогические технологии Кадохова Марина Анатольевна МБДОУ д/с № 96 г. Владикавказ Кадохова Марина Анатольевна, воспитатель Современные педагогические технологии.

Мандалотерапия как средство сохранения психического здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС Не секрет, что большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у.

Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада»Презентация на тему «Модель сохранения и укрепления здоровья дошкольников в течение дня в условиях детского сада» Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного образования,.

Презентация «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» Здоровье детей – здоровье нации! Этот лозунг является основой моей работы. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского.

Семинар-практикум для родителей «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Тема «Дыхательная гимнастика как средство для сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Цель: формирование у родителей устойчивой.

Здоровьесберегающие педагогические технологии сохранения и стимулирования здоровья Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников
Опубликовано: 27 марта 2019 в 07:41
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические технологии сохранения психо-эмоционального здоровья дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Доценко Нина (УИ 1826988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД