Папки-передвижки

Педагогический опыт «Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания»

Нурзида Хакимова
Педагогический опыт «Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Публикация «Педагогический опыт „Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания“» размещена в разделах

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только в сочетании друг с другом ДОУ и семья создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется:

• первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

• максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

• длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений : любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, представляющем собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и моя позиция в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества с семьей во всестороннем развитии ребенка.

Актуальность. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем. Часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, растет показатель социального сиротства.

Следовательно, необходимы специальная организация обучения родителей, создание условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.

Новизна моей работы заключается в использовании современных форм взаимодействия, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателя становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях; родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Цель моей работы: повышение эффективности семейного воспитания через взаимодействие педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.

Основными задачами взаимодействия педагога с родителями являются следующие:

• способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада;

повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей;

• формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

• разработать и внедрить разнообразные формы и методы взаимодействия педагога и семьи.

Я столкнулась с проблемами:

• утрачена духовная общность родителей с детьми;

• стремление родителей «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

• неграмотность родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами взаимодействия педагога с родителями :

• родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• единое понимание педагогом и родителями целей и задач развития, воспитания и обучения детей;

• помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагога, так и со стороны родителей;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и педагога, его промежуточных и конечных результатов.

Теоретико-методологическую основу работы составили: социологические, психолого-педагогические идеи и концепции о решающей роли семейного воспитания в развитии и формировании личности ребенка Я. А. Коменского («Материнская школа», К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, М. М. Рубинштейа (национальные ценности семейного воспитания, Н. К. Крупской (нравственное воспитание в семье, И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кона (влияние народной семейной культуры, А. С. Макаренко (семья - коллектив); исследования путей повышения педагогической культуры родителей (И. В. Гребенников, О. Л. Зверева, В. К. Котрыло, Е. И. Наседкина Р. К. Сережникова и др., линий взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е. С. Бабунова, В. И. Безлюдная, А. И. Захаров).

Практическая значимость опыта состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания.

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому было необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.

При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости.

Важны:

• Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада.

Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

• Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Взаимодействие детского сада и семьи можно представить в трех видах:

• Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Дети имеют право на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.

«Семья — детскому саду» - включение взрослых в психолого-педагогическую работу детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. Оба вида взаимодействия называются компенсаторными.

«Координационное взаимодействие» - родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Ожидаемые результаты:

• создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста;

• участие родителей в психолого-педагогической работе;

повышение педагогической культуры родителей;

• объединение интересов семьи и педагога в вопросах обучения, воспитания и развития воспитанников группы.

Формы взаимодействия педагога с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия педагога с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

В своей работе я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия :

Коллективные формы: родительские собрания – одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями – одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.

Наглядно-информационные методы. С их помощью я знакомлю родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

• презентация образовательной деятельности группы;

• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

• информационные буклеты;

• совместное проведение досугов;

групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;

• тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей»;

• совместное развлечение в рамках поло-ролевой социализации «Я-мальчик, я-девочка»;

• вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек.

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

• информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;

• приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

• предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;

призываю родителей к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей.

Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.

Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.

Родители оказывают помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).

Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляю родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «Интерактивная игрушка», «Морские диковинки», «Волшебница - Зима», «Умелые ручки», фотовыставки «Активный отдых нашей семьи», «Моя семья», выставка коллажа «Один день из жизни моей семьи» и др.). Эти выставки предоставляют возможность родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Огромное значение придаю виду сотрудничества - праздникам. Готовлю их не только я с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

В ходе проведенной работы получены результаты:

повысился уровень родительской компетентности;

• гармонизировались родительско - детские отношения;

повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ;

• улучшился эмоциональный климат в семье;

• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша;

повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

• Положительный эмоциональный настрой педагога и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что педагог всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагог в свою очередь заручён пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

• Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

• Возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.

• Укрепление внутрисемейных связей.

Я убеждена в том, что чем лучше будет налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, и первый социальный опыт будет успешным. Надеюсь, что мои воспитанники легко адаптируются к школе.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

В перспективе я планирую:

повышать уровень профессионального мастерства через внедрение нетрадиционных форм организации общения с родителями;

• обеспечить взаимодействие с родителями по повышению их компетентности в воспитании детей.

Литература:

1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. ,Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в начальной школе в целях повышения качества образования» Выступление на августовской конференции по теме: «Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в целях повышения качества образования».

Опыт работы «Партнерское взаимодействие воспитателя дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»Опыт работы «Партнерское взаимодействие воспитателя дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными,.

Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.

Педагогический совет «Педагогические условия повышения результативности экологического воспитания детей» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Красноярского края, Каратузского района, с. Каратузское.

Проект «Информационная среда ДОУ как средство повышения эффективности дошкольного образования» Проект: Информационная среда ДОУ, как средство повышения эффективности дошкольного образования Наш век – век информации и технологии. Динамичное.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» Видео В экологическом воспитании детей мной применяются различные методы и приёмы. Важными являются: детские исследования и экспериментирование,.

Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» 1 слайд Рада приветствовать вас, дорогие коллеги, гости. Хочу представить вашему вниманию презентацию своего профессионального опыта. 2.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья. В современной школе.

Мероприятие для повышения эффективности этнокультурного воспитания детей «Русский народный костюм Белгородской области» Цель: повысить эффективность этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с русским народным костюмом.

Взаимодействие воспитателя с родителями для повышения качества математического развития детей В последние годы всё больше внимания уделяется вопросам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 16:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Нурзида Хакимова (УИ 659338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД