Светлана Сковородникова
Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Рада приветствовать вас, дорогие коллеги, гости. Хочу представить вашему вниманию презентацию своего профессионального опыта.
2 слайд
Сухомлинский говорил: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
3 слайд
Публикация «Профессиональный опыт воспитателя „Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В течение многих лет я работаю по проблеме экологического воспитания. В дошкольном возрасте оно только начинается, экологические знания, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней.
4 слайд
За годы работы мной была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование у детей элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
5 слайд
В соответствии с новой методологией ФГОС, вся работа основывается на формировании экологического мышления и проектировании, помогает системно-деятельностный подход, который обеспечивает переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучению экологически ориентированной деятельности.
6 слайд
Детский сад расположен в живописном уголке нашего поселка: рядом лес, озёра, река Алатырь и пойма реки. Есть все условия для знакомства детей с растительным и животным миром, для формирования основ экологического мировоззрения и культуры, бережного отношения к природе.
7 слайд
В связи с тем, что экологическое образование стало одним из приоритетных направлений развития образования Российской Федерации, традиционные методики, технологии стали утрачивать свою эффективность. Стало очевидным, что качественное выполнение федеральных государственных стандартов невозможно без освоения современных образовательных технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одними из наиболее эффективных на мой взгляд стали: проблемное обучение, метод детского экспериментирования и поисково – исследовательская деятельность.
Данные методы актуальны, т. к. поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
8 слайд
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом, является принцип интеграции образовательных областей.
К целостному интегративному процессу моего взаимодействия с детьми относятся совместные творческие проекты, праздники, экологические акции, викторины, сочинение загадок и стихотворений, инсценировки и драматизация, сюжетно-ролевые игры.
На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, ответственности, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
9 слайд
Экскурсия – одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экологические занятия, проводимые в природе, - это залог создания у детей позитивного настроения, формирования интереса к живой природе, неповторимой творческой атмосферы.
10 слайд
В экологическом воспитании детей я применяю различные методы и приёмы. Важными являются: детские исследования и экспериментирование, наблюдения и опыты, моделирование проблемной ситуации, которые способствуют приобщению воспитывающих взрослых и детей к экологической культуре, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность.
11 слайд
Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного.
12 слайд
Творческие работы детей говорят о положительном отношении к природе. Дети рисуют, мастерят, в своих работах отражают видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.
13 слайд
В своей работе я активно сотрудничаю с отделом экологического просвещения Национального парка «Смольный».
14 слайд
Ежегодно составляется план совместных мероприятий: занятия в природе, тематические экскурсии, познавательная работа в музее НП, конкурсы рисунков о природе парка, природоохранные мероприятия и праздники.
Дети учатся видеть и понимать природу, начинают осознавать, какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему их необходимо охранять и беречь. Это постепенно приводит к осознанию того, что такое национальный парк, каковы его цели и задачи.
15 слайд
Моя работа видна и оценена грамотами, дипломами, благодарностями муниципального, республиканского, российского уровня. Главным моим достижением в области экологического образования является победа во всероссийском конкурсе грантов имени Л. С. Выготского.
16 слайд
Мои воспитанники принимают активное участие во всероссийских экологических конкурсах рисунков, природоохранных акциях, где показывают хорошие результаты, занимают призовые места, награждены множеством грамот и дипломов.
17 слайд
Я пришла к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Надеюсь, что дальнейшая работа позволит совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов проблемного обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.