Нина Юрочкина
Педагогический опыт по проблеме «Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по проблеме
«КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
воспитателя
МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №13»
Юрочкиной Н. А.
Актуальность и перспективность опыта.
Публикация «Педагогический опыт по проблеме „Краеведческие знания в Патриотическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.
Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку приобщиться к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Достижение этой цели невозможно без приобщения детей к культурно-историческим ценностям нашего региона. Приобщая детей к культуре и традициям мордовского и русского народа, мы тем самым воспитываем у них чувства национальной гордости, уважения к своему языку, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувства толерантности, как нравственной основы личности в современном дошкольном учреждении. Более того, формируя представления об этнокультуре, мы сохраним и культурную самобытность мордовского народа.
Основным условием стимулирующего влияния национального воспитания у детей является привитие интереса к духовно-нравственным ценностям, увлеченности культурой своего региона, формирование художественно-эстетических вкусов на основе лучших образцов национальной культуры (экскурсии в музей, выставки, театр.).
Проведение занятий в помещении музея, в окружении подлинных экспонатов, помогает развитию познавательных, художественно-эстетических и эмоциональных вкусов и идеалов, включающие в себя произведения устного народного творчества региона Мордовии, его художественных и творческих способностей, которые могут проявиться у каждого ребенка в определенном виде деятельности в зависимости от природных данных. Развивая ребенка в этнокультурной среде, приобщая к культуре и традициям русского и мордовского народа, дошкольники приобретают народный колорит: глубоко, тонко чувствуют красоту произведения. Душа народа, его жизнь, история, мировоззрение, перевоплощенные в образе художественных произведений (картин или скульптур, становятся частью души ребенка, способствуют формированию его личности.
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому тема «Краеведческие знания в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» так актуальна. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем: большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Условия формирования опыта.
Создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение ко всем жителям нашего города, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
Приобщать дошкольников с раннего возраста к декоративно- прикладному искусству региона и развивать желание ближе познакомиться с культурой народов, населяющих регион. Формировать чувство любви к малой Родине, региону, среде жизнедеятельности маленького человека. Создавать предметную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у дошкольников интереса к разным народам, населяющих регион, и их культуре и традициям. Содействовать формированию оптимистического настроя, мироощущения в ходе знакомства с произведениями русского и мордовского народного искусства. Развивать творческое воображение, художественный вкус, эмоциональную отзывчивость в ходе освоения русского и мордовского народного искусства. Знакомить детей с поэтами и писателями, с художниками, с композиторами, воспевающими красоту нашей земли, определять почерк каждого художника, сравнивать иллюстрации; историей, бытом, утварью, предметами старины.
Теоретическая база опыта.
Данный опыт по приобщению дошкольников этнокультурному наследию базируется на основе программ:
1.«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева –М. ;1997г
2.«Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль/ О. В. Бурляева,.Л. П. Карпушина и др. -С. 2011г
3. Краеведение в детском саду. В. Н. Матова,2013г.
Используя в работе учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр.
Технология опыта.
Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:
Словесные-объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен).
Наглядные - показ, имитация, воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
Практические- упражнения, конкретные задания, игровые приемы.
Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:
Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
Принцип необходимости и достаточности;
Принцип интеграции образовательных областей;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала, с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);
Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);
Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);
Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей («принцип комплексности»)
Воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании этнокультуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное.
Поэтому, образовательно-воспитательный процесс внедряются наиболее действенные формы и виды работы:
- тематические занятия, которые объединены одной темой например: «Моя Малая Родина», «Саранск – мой город», «Знаменитые люди Мордовии – С. Д. Эрьзя», «Осень в Саранске», «Мой дом-моя крепость», «Вместе дружная семья» и т. д.
- интегрированные (комплексные) занятия, где используются различные виды художественно-эстетической деятельности (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
- занятия-путешествия, один из эффективных приемов увлечь детей, ввести их в мир мордовского музыкального искусства. Причем путешествовать могут как по «вертикали» («вглубь времени», так и по «горизонтали» («Путешествие в мордовское село», «Путешествие по Саранску», «Путешествие на облачке», «Путешествие в театр»);
- занятия-инсценировки, на которых дети смотрят драматизированные сказки и инсценировки, или сами принимают в них участие, например, инсценирование мордовской народной сказки «Как собака друга искала», «Скрипочка»;
- занятия - встречи, на которые приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, выпускники;
- занятия - праздники, в которых дети демонстрируют свои музыкально-творческие способности, и кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. занятия – посиделки, которые важно проводить в музее русско- мордовского быта, в непосредственной близости от предметов старины. На этих занятиях («Рождественские колядки», «Кузя в гости к нам пришел») могут принимать участие и воспитатели, и дети разного возраста, и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет создать полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно на таких занятиях ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.
Кроме основных видов занятий одним из эффективных приемов приобщения детей к культуре и традициям Мордовии являются развлечения, которые преследуют несколько целей: доставить детям удовольствие, повеселить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.
Особенно ценными для познавательного и художественно-эстетического развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют эмоциональные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Такой вид развлечений как конкурс, например, «Конкурс семейной песни», «Конкурс на лучшее исполнение народной песни» и т. д. дает возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формирует его творческую активность. Активизации интереса родителей способствуют и совместные развлечения – викторины («Нам вместе весело», в которых родители и дети являются равноправными участниками. Кроме того, в такой совместной деятельности родители лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Цель викторины заключается в выявлении различных знаний у детей, кругозора родителей в игре. Игровая форма проверки кругозора и знаний способствует положительной мотивации данного вида интеллектуальной деятельности, активизирует детей.
Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т. к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Мордовские народные игры («В горшки», «Ремешок», «Раю-раю») ( как и русские: «Гори-гори ясно», и татарские и т. д.) несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. С этой целью в группе был организован уголок патриотического воспитания и уголок краеведения.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. В работе с родителями мною использовались разнообразные формы:
Родительские собрания: «Что такое патриотизм сегодня?», «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры», «Развитие патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом», «Семья и родной дом».
КВН: «Люби и знай свой край».
«Круглый стол» : «Природа и здоровье детей».
Мастер-класс: «Изготовление поделок из природного материала», «Подарок близким» (изготовление цветов из бумаги).
Конкурсы: «Поздравляем наших пап», «Берегите птиц зимой» (рисунок, «Огородное чудо» (поделки из овощей, «Поделки к Новому году», «Нетрадиционное спортивное оборудование».
Создание фотоальбомов: «Мой город и я», «Моя семья».
Консультации: «Прекрасное рядом», «Как знакомить детей с государственными символами».
Такие формы работы объединили родителей и детей, обогатили общение между ними и доставили радость.
Проведенные для родителей консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимся земляками», родительское собрание в форме круглого стола на тему «Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, были проведены занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д. В своей работе с семьями воспитанников придерживалась принципа: «В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей». Советовала родителям на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи, проводить работу со своим ребенком по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. В процессе моей работы по теме с родителями детей нашей группы, многие из них сделали для себя вывод, что успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди…
Новизна моего педагогического опыта работы заключается в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения инновационных педагогических программ и технологий, форм и методов работы.
Анализ результативности опыта.
Я считаю, что в результате проделанной мной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста есть положительные результаты. Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.
В начале каждого учебного года я возвращать к итогам результатов обучения детей прошлого года. Обращаю особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Анализ ежегодного мониторинга по патриотическому воспитанию детей за 2014-2015 учебный год показал, что высокий уровень показали 60% детей, средний уровень – 40%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые знания.
Трудности и проблемы :
В настоящее время появился целый ряд образовательных программ, технологий, методических пособий посвященных патриотическому воспитанию детей. Они имеют разную степень развернутости. Поэтому сложно разобраться в их многообразии и выбрать основное. Применять их так, чтобы не перегружать ребенка лишней информацией, а заинтересовать, увлечь. На мой взгляд, тщательный подбор и изучение методического обеспечения поможет решить эту задачу.