Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Ольга Видяскина
Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Поэтому в работе детского сада уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт работы показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Рассказывая о природе и ее богатствах, ставится задача не только воспитания бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, республику, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века.

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности, все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен, он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры, в целом, должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и, педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

В настоящее время задача экологического развития и воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние окружающей природы каждый из нас, в большей или меньшей степени, испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это вязано с социальными проблемами общества.

Над проблемой экологического воспитания дошкольников я работаю на протяжении многих лет. Формирование знаний о живой и неживой природе, явлениях природы и воспитание нравственных чувств-этой теме я всегда уделяла много внимания. Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Она положительно влияет на ребёнка и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это нужно прививать с самого раннего детства. Именно с дошкольного возраста малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, поэтому усвоение экологических знаний более продуктивно. Происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идёт развитие восприятия, мышления и воображения. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ты родился и живёшь, любовь к Отечеству.

Работая над этой проблемой я поставила перед собой следующие цели и задачи:

• формирование у детей представлений об окружающей среде, первоначальной системы ценностных ориентаций (воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка;

• развитие познавательного интереса к миру природы, эстетические чувства (умения видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить её);

• активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Для улучшения всего образовательного процесса в данном направлении необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Ещё одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семьи, это информационный листок. В этот листок я вмещаю полезную информацию о деятельности в группе. Цель такой работы-дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей.

Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические развлечения и праздники («Птицы-наши друзья», «Защитим планету» и т. д.)

Ежегодно дети с родителями готовят разнообразный природный материал (листья, веточки, жёлуди, шишки, камешки и т. д., который в дальнейшем используют при изготовлении поделок. Совместная работа детей и родителей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества. В нашем детском саду традиционно организуются выставки-конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей,таких как: «Осенняя фантазия», «Дары природы», «Птичий домик».

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Он строится на основе уже имеющих представлений детей, которые получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте мы стараемся раскрыть причину наблюдаемого явления, подводим умозаключения. В группе создан уголок природы, где мы проводим опыты и эксперименты, учимся ухаживать за комнатными растениями.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Зимой проводим эксперименты с замораживанием цветных льдинок.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания ребёнка является формирование у него осознанно - правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам. Осознанно – правильное отношение детей к природе строиться на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязи внутри природных сообществ. Дать знания в процессе общения ребёнка с природой, обеспечить понимание им конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, а также формировать умение оценить явление и адекватно реагировать на него – это работа воспитателя.

3. Теоретическая база опыта.

Технология реализации опыта соотносится с принципами, требованиями и содержанием примерной образовательной программы «Детство» в под редакцией Т. И. Бабаевой. В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики,предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, С. Н. Николаевой.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность, для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А. А. Быстрова, А. М. Степановой, Е. И. Волковой, Н. Н. Кондратьевой, С. М. Машковой, О. А. Соломенниковой, О. А. Воронкевич, О. М. Масленниковой и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей

училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с

окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы 20 века на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 70-х годов 20 века начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Последнее десятилетие 20 века и начала 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Достижение цели и задач системы экологического воспитанияпредусматривает соблюдение принципов: систематичности, сезонности, возрастной адресованности, интеграции, преемственности, взаимосвязи с семьёй. Специально организованные занятия рекомендуется проводить с 1-й младшей группы. Работа по данному направлению осуществляется также в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Систематическое и последовательное ознакомление с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. В каждой возрастной группе осуществляются определённые задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребёнком природоведческих знаний. Детей младшей группы можно знакомить с растениями, животными, явлениями неживой природы, учить выделять некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним. У детей среднего возраста можно формировать представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводить их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений. Дети учатся наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, сравнивать объекты и классифицировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у детейобразуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания дошкольники способны подойти к установлению причинно-следственных отношений. К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщённые знания, что способствует возникновению представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Дети в этом возрасте способны выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования. К концу дошкольного возраста у детейдолжна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки растений и животных, делать обобщение (обобщать различные группы животных по признакам питания, добывания пищи, движения, места обитания и т. д.). Детей необходимо подводить к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (изменения в жизни растений и животных зависит от солнца, света и тепла).

Свою работу педагогу целесообразно начать с изучения методической литературы. После отбора образовательного содержания можно составить перспективный план проведения занятий с детьми. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая и экспериментальная деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, прохождение специально разработанного индивидуального экологического маршрута, организация «экологической тропы», проведение экологических праздников. После разработки перспективного плана педагогу необходимо продумать методы и приёмы, используемые на занятиях. Наиболее традиционные из них – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, поручения и задания; нетрадиционные – проблемно-поисковые вопросы, опыты и эксперименты, проблемные ситуации. С учётом образно-наглядного характера мышления дошкольника педагог выбирает способы подачи тем занятий – образные, наглядные. Так, младшим дошкольникам тема даётся целостно, обобщённо - образно, без акцента на детали, без подробного анализа, большое внимание уделяется красоте, сути предмета или явления, общему впечатлению. Старшим дошкольникам даётся возможность больше мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи, рассматривать явление и предмет в его многообразии с разных сторон. Для них уточняются и усложняются задачи. Например, при изучении темы «Домашние птицы» для младшего возраста педагог ставит задачи: расширять знания о домашних птицах, показать их характерные особенности, учить проявлять заботу о птицах. Для старшего возраста задачами будут: знакомить с домашними птицами, их внешним видом, повадками, особенностями питания, способами передвижения; дать представления об уходе за домашними птицами; развивать умение составлять описательные рассказы, выстраивать экологические цепочки.

Занятия по экологическому воспитанию традиционно проводятся как в групповом помещении, так и на участке детского сада. В утренние и вечерние часы осуществляется индивидуальная работа по освоению детьми экологических знаний. Такая работа проводится в уголке природы или рядом с полочкой дополнительной информации, где в зависимости от изучаемой темы выставляется набор книг, иллюстраций, природных объектов. Во второй половине дня организуются игры с детьми экологической направленности: дидактические - («Съедобное – несъедобное», «Чудесный мешочек», «Детки на ветке», «Когда это бывает?», подвижные («Коршун и наседка», «Совушка», «Волк во рву», сюжетные - («Овощной магазин», «На огороде»). Для достижения положительных результатов педагогу важно создать доброжелательную обстановку в группе. Этому помогает контакт с родителями, которых педагог знакомит со своей работой по экологическому воспитанию детей, пропагандирует важность этой работы для развития личности. Осознав пользу и эффективность деятельности педагога, родители охотно помогают ему, выполняют просьбы и рекомендации.

Технология опыта заключается в: - определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой;

- разработке системы планирования НОД;

- нахождении и использовании новых методик и содержания работы с детьми, родителями; - поиске эффективных, оптимальных для себя приёмов работы с детьми, родителями;

- прогнозировании, определении и анализе результатов.

5. Анализ результативности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Мною были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольника:

- проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

- наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;

- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д

Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Дети начинают мыслить экологически, видеть окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это очень радует. Кроме того, в работе по экологическому воспитанию происходит формирование общечеловеческих ценностей личности, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни обрести стойкую гражданскую позицию в отношениях с окружающей природой и обществом людей.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Для плодотворной реализации образовательной деятельности в развитии у дошкольников знаний в экологическом направлении необходимо не только иметь программы, разработать конспекты занятий, дидактических игр и др., но так же необходимо создавать в детских дошкольных организациях условия для практического применения полученных детьми знаний, умений и навыков. Недостаточно создано уголков экспериментирования, нет возможности организации знакомства детей с лесом, рекой, озером как с экосистемой, отсутствие кабинета природы, зимнего сада, теплиц.

Публикации по теме:

Детям о космосе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по организации экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста Так как космос это.

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха,.

Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Автор: Белова Аксана Ивановна. «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев- обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных.

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста» СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст.

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда» Передовой педагогический.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для экологического воспитания необходимы следующие условия: 1. Создание в группе уголка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях 1 слайд. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях. 2 слайд. Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 19:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

Именины красавицы Осени — тема очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы всей семьей отметить народный праздник Осенины и зарядиться атмосферой осеннего...

24 сентября. Всемирный день моря

Экологический праздник ООН Международный день моря отмечается с 1978 года, в один из дней последней недели сентября. Он привлекает внимание мировой общественности к недопущению загрязнения морских вод,...

Мастер-класс «Картина из природного материала «Птичка-Кулик на болоте». Аппликация из...
Описание: Данный мастер класс, будет интересен и полезен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного, младшего школьного,...
Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация»
В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков действий в...
Кукла «Учитель» из фоамирана
В предверии таких праздников, как "День учителя" и "День воспитателя" хочу с вами поделиться идеей необычного подарка. Сувенирная куколка "Учитель". В...