Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Ольга Видяскина
Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Поэтому в работе детского сада уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт работы показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Рассказывая о природе и ее богатствах, ставится задача не только воспитания бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, республику, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века.

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности, все больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен, он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры, в целом, должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и, педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

В настоящее время задача экологического развития и воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние окружающей природы каждый из нас, в большей или меньшей степени, испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это вязано с социальными проблемами общества.

Над проблемой экологического воспитания дошкольников я работаю на протяжении многих лет. Формирование знаний о живой и неживой природе, явлениях природы и воспитание нравственных чувств-этой теме я всегда уделяла много внимания. Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Она положительно влияет на ребёнка и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это нужно прививать с самого раннего детства. Именно с дошкольного возраста малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, поэтому усвоение экологических знаний более продуктивно. Происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идёт развитие восприятия, мышления и воображения. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ты родился и живёшь, любовь к Отечеству.

Работая над этой проблемой я поставила перед собой следующие цели и задачи:

• формирование у детей представлений об окружающей среде, первоначальной системы ценностных ориентаций (воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка;

• развитие познавательного интереса к миру природы, эстетические чувства (умения видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить её);

• активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Для улучшения всего образовательного процесса в данном направлении необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Ещё одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семьи, это информационный листок. В этот листок я вмещаю полезную информацию о деятельности в группе. Цель такой работы-дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей.

Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические развлечения и праздники («Птицы-наши друзья», «Защитим планету» и т. д.)

Ежегодно дети с родителями готовят разнообразный природный материал (листья, веточки, жёлуди, шишки, камешки и т. д., который в дальнейшем используют при изготовлении поделок. Совместная работа детей и родителей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества. В нашем детском саду традиционно организуются выставки-конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей, таких как: «Осенняя фантазия», «Дары природы», «Птичий домик».

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Он строится на основе уже имеющих представлений детей, которые получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте мы стараемся раскрыть причину наблюдаемого явления, подводим умозаключения. В группе создан уголок природы, где мы проводим опыты и эксперименты, учимся ухаживать за комнатными растениями.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Зимой проводим эксперименты с замораживанием цветных льдинок.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания ребёнка является формирование у него осознанно - правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам. Осознанно – правильное отношение детей к природе строиться на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязи внутри природных сообществ. Дать знания в процессе общения ребёнка с природой, обеспечить понимание им конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, а также формировать умение оценить явление и адекватно реагировать на него – это работа воспитателя.

3. Теоретическая база опыта.

Технология реализации опыта соотносится с принципами, требованиями и содержанием примерной образовательной программы «Детство» в под редакцией Т. И. Бабаевой. В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, С. Н. Николаевой.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность, для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А. А. Быстрова, А. М. Степановой, Е. И. Волковой, Н. Н. Кондратьевой, С. М. Машковой, О. А. Соломенниковой, О. А. Воронкевич, О. М. Масленниковой и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей

училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с

окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы 20 века на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 70-х годов 20 века начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Последнее десятилетие 20 века и начала 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Достижение цели и задач системы экологического воспитания предусматривает соблюдение принципов: систематичности, сезонности, возрастной адресованности, интеграции, преемственности, взаимосвязи с семьёй. Специально организованные занятия рекомендуется проводить с 1-й младшей группы. Работа по данному направлению осуществляется также в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Систематическое и последовательное ознакомление с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. В каждой возрастной группе осуществляются определённые задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребёнком природоведческих знаний. Детей младшей группы можно знакомить с растениями, животными, явлениями неживой природы, учить выделять некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним. У детей среднего возраста можно формировать представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводить их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений. Дети учатся наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, сравнивать объекты и классифицировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у детей образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания дошкольники способны подойти к установлению причинно-следственных отношений. К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщённые знания, что способствует возникновению представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Дети в этом возрасте способны выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования. К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки растений и животных, делать обобщение (обобщать различные группы животных по признакам питания, добывания пищи, движения, места обитания и т. д.). Детей необходимо подводить к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (изменения в жизни растений и животных зависит от солнца, света и тепла).

Свою работу педагогу целесообразно начать с изучения методической литературы. После отбора образовательного содержания можно составить перспективный план проведения занятий с детьми. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая и экспериментальная деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, прохождение специально разработанного индивидуального экологического маршрута, организация «экологической тропы», проведение экологических праздников. После разработки перспективного плана педагогу необходимо продумать методы и приёмы, используемые на занятиях. Наиболее традиционные из них – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, поручения и задания; нетрадиционные – проблемно-поисковые вопросы, опыты и эксперименты, проблемные ситуации. С учётом образно-наглядного характера мышления дошкольника педагог выбирает способы подачи тем занятий – образные, наглядные. Так, младшим дошкольникам тема даётся целостно, обобщённо - образно, без акцента на детали, без подробного анализа, большое внимание уделяется красоте, сути предмета или явления, общему впечатлению. Старшим дошкольникам даётся возможность больше мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи, рассматривать явление и предмет в его многообразии с разных сторон. Для них уточняются и усложняются задачи. Например, при изучении темы «Домашние птицы» для младшего возраста педагог ставит задачи: расширять знания о домашних птицах, показать их характерные особенности, учить проявлять заботу о птицах. Для старшего возраста задачами будут: знакомить с домашними птицами, их внешним видом, повадками, особенностями питания, способами передвижения; дать представления об уходе за домашними птицами; развивать умение составлять описательные рассказы, выстраивать экологические цепочки.

Занятия по экологическому воспитанию традиционно проводятся как в групповом помещении, так и на участке детского сада. В утренние и вечерние часы осуществляется индивидуальная работа по освоению детьми экологических знаний. Такая работа проводится в уголке природы или рядом с полочкой дополнительной информации, где в зависимости от изучаемой темы выставляется набор книг, иллюстраций, природных объектов. Во второй половине дня организуются игры с детьми экологической направленности: дидактические - («Съедобное – несъедобное», «Чудесный мешочек», «Детки на ветке», «Когда это бывает?», подвижные («Коршун и наседка», «Совушка», «Волк во рву», сюжетные - («Овощной магазин», «На огороде»). Для достижения положительных результатов педагогу важно создать доброжелательную обстановку в группе. Этому помогает контакт с родителями, которых педагог знакомит со своей работой по экологическому воспитанию детей, пропагандирует важность этой работы для развития личности. Осознав пользу и эффективность деятельности педагога, родители охотно помогают ему, выполняют просьбы и рекомендации.

Технология опыта заключается в: - определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой;

- разработке системы планирования НОД;

- нахождении и использовании новых методик и содержания работы с детьми, родителями; - поиске эффективных, оптимальных для себя приёмов работы с детьми, родителями;

- прогнозировании, определении и анализе результатов.

5. Анализ результативности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Мною были выделены важнейшие показатели сформированности экологической культуры дошкольника:

- проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

- готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

- наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;

- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и т. д

Главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми - воспитание экологической культуры.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Дети начинают мыслить экологически, видеть окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это очень радует. Кроме того, в работе по экологическому воспитанию происходит формирование общечеловеческих ценностей личности, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни обрести стойкую гражданскую позицию в отношениях с окружающей природой и обществом людей.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Для плодотворной реализации образовательной деятельности в развитии у дошкольников знаний в экологическом направлении необходимо не только иметь программы, разработать конспекты занятий, дидактических игр и др., но так же необходимо создавать в детских дошкольных организациях условия для практического применения полученных детьми знаний, умений и навыков. Недостаточно создано уголков экспериментирования, нет возможности организации знакомства детей с лесом, рекой, озером как с экосистемой, отсутствие кабинета природы, зимнего сада, теплиц.

Публикации по теме:

Детям о космосе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по организации экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста Так как космос это.

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха,.

Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Автор: Белова Аксана Ивановна. «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев- обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных.

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста» СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст.

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда» Передовой педагогический.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для экологического воспитания необходимы следующие условия: 1. Создание в группе уголка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях 1 слайд. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на целевых прогулках и экскурсиях. 2 слайд. Как у маленького деревца, еле поднявшегося.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 19:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....