Людмила Михайлова
Педагогический опыт по теме «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме
у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада"
Самое главное - воспитать те нравственные
силы ребенка, без которых он не
может не делать добра, т. е. учить сопереживать.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Педагогический опыт по теме „Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе детского сада“» размещена в разделах
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Дошкольное детство. В этом уникальном, самом нежном и чувственном периоде жизни, когда мир наполнен яркими красками, ребенок активно осваивает социальное пространство, приобретает знания об окружающем мире, формирует нравственные навыки и привычки, усваивает общечеловеческие ценности. Социальное развитие ребенка осуществляется в процессе освоения им различных видов деятельности, и одной из самых значимых в этом плане является такая деятельность, как общение. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми и по мере своего взросления вступает с ними в разнообразные отношения. В детском саду дети чаще всего имеют возможность общаться со сверстниками - ведь на практике формируются преимущественно одновозрастные группы. Однако это обедняет опыт детского общения.
В этой связи сельским садикам повезло больше, так как разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка. При таком общении маленькие тянутся к старшим, при этом они имеют более близкий и понятный образец для действия. Старшие лучше контролируют свое поведение и реализуют позицию "старшего", "большого", у них появляется чувство ответственности и желание помогать младшим.
Для реализации данного потенциала я разработала проект «Доброта вокруг нас» по взаимодействию детей младшего и старшего дошкольного возраста в жизни детского сада, целью которого было обогатить процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Основной моей задачей стали:
- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений детей младшего и старшего дошкольного возраста в различных видах совместной деятельности;
- воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать нравственные, социально ценные чувства;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость.
- воспитание доброты у детей дошкольного возраста.
Реализации этого проекта проходила по нескольким направлениям.
1. Игровая деятельность, которая является главной развивающей и самой привлекательной для детей дошкольного возраста. Разыгрывались Ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку», игры «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен».Через игры старшие ребята помогают малышам преодолеть трудности адаптационного периода.
2. Театрализованная деятельность, создающая положительный эмоциональный настрой, помогает воспитывать коммуникативные качества личности ребенка, решать конфликтные ситуации через игру. Чтение художественной литературы Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; немецкие сказки «Айога», «Три сына», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е. Серова «Нехорошая история», Е. Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» и другие. С последующими беседами о прочитанном.
3. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками малышам в сложных для них режимных моментах, например, одевании на улицу, дежурство, прогулках, на праздниках и утренниках.
При этом я выстроила работу таким образом, чтобы младший ребенок воспринимал старшего как партнера и друга в совместной с ним деятельности. Как показала практика, такой опыт взаимодействия дошкольников разных возрастов способствует более успешной адаптации малышей к условиям детского сада, помогает им быстрее овладеть культурно-гигиеническими навыками. Эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывается произвольность поведения. Старшие дошкольники становятся более внимательными и ответственными, что способствует формированию школьной готовности.
По пятницам мы проводим с детьми итоги по нашим «Добрым делам». Подсчитываем количество фишек собранных в кармашки за «добрые дела и хорошие поступки» каждого ребенка и объявляем победителя недели. Победитель получает приз! Также провожу мини - беседы и этюды, на которых привожу примеры различных неожиданных и порой затруднительных для детей ситуаций, и внушаю, что нужно быть собранным, смелым, чтобы уметь оказать посильную помощь словом или действием, чтобы не оказаться безразличным и равнодушным в необычной ситуации.
В воспитании доброты я применяю чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину. Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы В. Осеевой – писательницы, которая воспитывала их нравственность своими произведениями: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.
Читаю детям стихи Е. Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Вовка – добрая душа» А. Барто, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассказ Э. Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, я два раза прочитала слова: «Утром, сияя от счастья с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке к снежному замку, а в сердце его пели птицы». На вопрос: «Почему в сердце мальчика пели птицы?» все дети ответили правильно: «Потому что он сделал доброе дело и был рад».
Использую в своей работе тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Я задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель моих бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Помогла мне в работе и сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
В результате проведения этой работы в нашей группе сложилась очень спокойная доброжелательная обстановка, которая проявляется в отношениях персонала группы между собой, в отношениях взрослых с детьми, в отношениях детей между собой. Дети стали более спокойными, более внимательными друг к другу, к малышам и взрослым. Словарный запас детей «богатился: такими словами и фразами как «Разрешите, пожалуйста», «Вы не могли бы мне помочь?», «Всего доброго», и т. д.
У детей появилась потребность быть аккуратными, внимательными друг к другу и проявлять эти качества не только на словах, но и на деле в детском саду, дома, на прогулке, в гостях.
Результатом этой работы стало, то, что дети научились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учатся оценивать свои поступки в различных ситуациях. Все дети владеют навыками драматизации, воспроизводят черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.
Работа по данной теме является не только очень нужной, но и очень интересной, и требует от взрослого человека большого терпения, потому, что воспитывая детей, человек воспитывает и себя самого. В дальнейшем я продолжу эту работу и буду с большим интересом, собирать и накапливать материал, различную информацию, изучать современные формы и методы работы в этом направлении и использовать их в дальнейшей своей работе.
Мы продолжим работать и прилагать все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, обладать душевными ценностями личности Человека с большой буквы!