Евгения Гордеева
Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Виктория»
муниципального образования город-курорт Анапа
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через применение различных нетрадиционных техник и материалов
Автор: Гордеева Евгения Александровна,
воспитатель
Город-курорт Анапа
2016 год
Актуальность и практическая значимость
Публикация «Педагогический опыт „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2016
Опыт отвечает передовым идеям современной педагогики и, социальному заказу государства и общества, профессиональным интересам педагогической общественности. Обобщая данный опыт, я ориентировалась на следующие документы: федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статью 48. «Обязанности и ответственность педагогических работников», выдержку из пункта 4: педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013г., раздел 1 пункта 1.6., подпункта 4: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; ОП ДО пункта 1. «Целевой раздел», подпункта 1.1. «Пояснительная записка» «Цели задачи реализации программы» : создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, уважительное отношение к результатам детского творчества, единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Своеобразие и новизна
В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна моего опыта заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ», «НЕПРАВИЛЬНО», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.
Научность, концептуальность, обоснованность выдвигаемых идей
Обобщенный мною опыт работы соответствует принципам и подходам современной педагогики, и методики преподавания.
Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе, который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности, становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
В воспитательно-образовательной работе я использую следующие модели взаимодействия с детьми:
• объект-субъектная –создаю развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети действуют свободно и самостоятельно
• субъект-субъектная – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Реализуя выше перечисленные подходы и модели, я опираюсь на следующие дидактические принципы обучения:
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стресс образующих факторов при организации образовательного процесса;
- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.
Цель
• Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов
Задачи
Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.
• Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.
• Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.
• Развивать чувства цвета, формы, композиции.
• Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.
Соответствие возрасту детей
Использую техник и с учетом возрастных возможностей и интересов детей
Средняя группа
• «Рисование пальчиками»
• «Отпечаток ладони»
• «Тычок жёсткой полусухой кистью»
• «Рисование ватными палочками»
• «Аппликация пластилином, крупой, пайетками»
• «Торцевание»
Старшая группа
• «Оттиск смятой бумагой»
• «Восковые мелки + акварель» «Свеча+акварель»
• «Печатание листьями»
• «Обведение ладони»
Подготовительная группа
• Декупаж
• «Набрызг через шаблон»
• «Акварель по – сырому»
Использование ИКТ
Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. Применение компьютера, аудио и мультимедийной аппаратуры создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей. При знакомстве с названием того или иного технического приема, с новым материалом, использую компьютерную презентацию. Что повышает заинтересованность и мотивацию у детей к поставленной перед ними задачи.
Создаю презентаций в программе Рower Рoint, для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и интереса родителей в процессе проведения родительских собраний. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, методическим объединениям, родительским собраниям.
Использование цифровой фотоаппаратуры (видеокамеры, фотоаппарата) и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их на родительских собраниях, праздничных мероприятиях и т. д.
- Использование ИКТ позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий, мастер-классов, картотек на международных образовательных порталах, ведение сайта на порталах «Дет сад Кити. ru» и «maam.ru». Активное пользование Интернетом дает мне возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах детского художественного творчества различного уровня.
- Использование Интернета для подбора иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек. Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя : презентации, консультации, различные картотеки, трафареты, раскраски, шаблоны для творчества, схемы рисования и лепки.
Результативность опыта, его диссеменация
Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности, убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.
Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения: крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.
В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.
Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности. Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника. Родители принимают активное участие к пополнению развивающей среды различным бросовым материалом.
Результаты педагогической диагностики показали: уровень творческих способностей детей в 2014году : 55% -средний, 45%-ниже среднего, в 2015году: 25%- высокий, 70%- средний, 5%- ниже среднего.
Считаю результатом положительных отзывов об опыте работы победы в конкурсах :победитель муниципального этапа краевого конкурса профессионального мастерства педагогов «работаем по новым образовательным стандартам» в номинации «Художественно-эстетическое развитие» за методическую разработку «Театр своими руками», 2014г. ; лауреат муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация передового педагогического опыта», 2015г. ; призер муниципального дистанционного конкурса «Открытие» для молодых педагогов образовательных учреждений в номинации «лучшая методическая разработка НОД», 2015г. ; победитель и муниципального конкурса «Понарошкин мир» в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Лучшая авторская книга» 2016г. ; победитель и муниципального конкурса «Понарошкин мир» в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра», 2016г, призёр муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация передового педагогического опыта», 2016г., призёр муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация авторских разработок, педагогических идей и находок», 2016г.
Результат выступлений на муниципальных методических объединениях (далее МО) подтвержден положительными отзывами коллег других ДОО. 2014г. выступление на МО для воспитателей по теме: «Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста через игру с крупами». 2016г выступление на заседании регионального клуба «Содружество» с сообщением по теме: «Системно деятельностный подход в художественно-эстетическом развитии дошкольников».
Практические разработки опыта работы размещены на собственных сайтах отмечены положительными отзывами коллег.