Получи документы

Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Евгения Гордеева
Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Виктория»

муниципального образования город-курорт Анапа

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через применение различных нетрадиционных техник и материалов

Автор: Гордеева Евгения Александровна,

воспитатель

Город-курорт Анапа

2016 год

Актуальность и практическая значимость

Публикация «Педагогический опыт „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Опыт отвечает передовым идеям современной педагогики и, социальному заказу государства и общества, профессиональным интересам педагогической общественности. Обобщая данный опыт, я ориентировалась на следующие документы: федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статью 48. «Обязанности и ответственность педагогических работников», выдержку из пункта 4: педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17 октября 2013г., раздел 1 пункта 1.6., подпункта 4: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; ОП ДО пункта 1. «Целевой раздел», подпункта 1.1. «Пояснительная записка» «Цели задачи реализации программы» : создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, уважительное отношение к результатам детского творчества, единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Своеобразие и новизна

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна моего опыта заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ», «НЕПРАВИЛЬНО», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Научность, концептуальность, обоснованность выдвигаемых идей

Обобщенный мною опыт работы соответствует принципам и подходам современной педагогики, и методики преподавания.

Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе, который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности, становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

В воспитательно-образовательной работе я использую следующие модели взаимодействия с детьми:

• объект-субъектная –создаю развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети действуют свободно и самостоятельно

• субъект-субъектная – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Реализуя выше перечисленные подходы и модели, я опираюсь на следующие дидактические принципы обучения:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стресс образующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Цель

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов

Задачи

Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.

• Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.

• Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

Развивать чувства цвета, формы, композиции.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.

Соответствие возрасту детей

Использую техник и с учетом возрастных возможностей и интересов детей

Средняя группа

«Рисование пальчиками»

«Отпечаток ладони»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Рисование ватными палочками»

«Аппликация пластилином, крупой, пайетками»

«Торцевание»

Старшая группа

«Оттиск смятой бумагой»

«Восковые мелки + акварель» «Свеча+акварель»

«Печатание листьями»

«Обведение ладони»

Подготовительная группа

• Декупаж

«Набрызг через шаблон»

«Акварель по – сырому»

Использование ИКТ

Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. Применение компьютера, аудио и мультимедийной аппаратуры создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии детей. При знакомстве с названием того или иного технического приема, с новым материалом, использую компьютерную презентацию. Что повышает заинтересованность и мотивацию у детей к поставленной перед ними задачи.

Создаю презентаций в программе Рower Рoint, для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и интереса родителей в процессе проведения родительских собраний. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, методическим объединениям, родительским собраниям.

Использование цифровой фотоаппаратуры (видеокамеры, фотоаппарата) и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их на родительских собраниях, праздничных мероприятиях и т. д.

- Использование ИКТ позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий, мастер-классов, картотек на международных образовательных порталах, ведение сайта на порталах «Дет сад Кити. ru» и «maam.ru». Активное пользование Интернетом дает мне возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах детского художественного творчества различного уровня.

- Использование Интернета для подбора иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек. Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя : презентации, консультации, различные картотеки, трафареты, раскраски, шаблоны для творчества, схемы рисования и лепки.

Результативность опыта, его диссеменация

Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности, убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности. По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения: крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности. Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника. Родители принимают активное участие к пополнению развивающей среды различным бросовым материалом.

Результаты педагогической диагностики показали: уровень творческих способностей детей в 2014году : 55% -средний, 45%-ниже среднего, в 2015году: 25%- высокий, 70%- средний, 5%- ниже среднего.

Считаю результатом положительных отзывов об опыте работы победы в конкурсах :победитель муниципального этапа краевого конкурса профессионального мастерства педагогов «работаем по новым образовательным стандартам» в номинации «Художественно-эстетическое развитие» за методическую разработку «Театр своими руками», 2014г. ; лауреат муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация передового педагогического опыта», 2015г. ; призер муниципального дистанционного конкурса «Открытие» для молодых педагогов образовательных учреждений в номинации «лучшая методическая разработка НОД», 2015г. ; победитель и муниципального конкурса «Понарошкин мир» в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Лучшая авторская книга» 2016г. ; победитель и муниципального конкурса «Понарошкин мир» в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра», 2016г, призёр муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация передового педагогического опыта», 2016г., призёр муниципального фестиваля педагогического мастерства «Поиск» в номинации «Презентация авторских разработок, педагогических идей и находок», 2016г.

Результат выступлений на муниципальных методических объединениях (далее МО) подтвержден положительными отзывами коллег других ДОО. 2014г. выступление на МО для воспитателей по теме: «Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста через игру с крупами». 2016г выступление на заседании регионального клуба «Содружество» с сообщением по теме: «Системно деятельностный подход в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

Практические разработки опыта работы размещены на собственных сайтах отмечены положительными отзывами коллег.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей у детей 5–7 лет на занятиях флористикой СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «Развитие художественно - творческих способностей у детей 5 – 7 лет через.

Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Новикова Екатерина.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Осинцева Евгения Анатольевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности» Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных техник и материалов по ИЗО» Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов в процессе.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования» Автор.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчествеРазвитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество Творчество - это деятельность, в которой.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельностиРазвитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для всестороннего.

Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Тема: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Слайд 1 «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 30 июня 2016 в 13:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД