Педагогический проект «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда»

Елена Мулявко
Педагогический проект «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда»

Методические указания по работе с проектом «Государственный мемориальный музей

обороны и блокады Ленинграда»

Тип проекта: для дошкольников.

Возраст: 6 – 7 лет

Автор: Мулявко Елена Владимировна, воспитатель

Образовательное учреждение: ГБДОУ д/с №6 Выборгского района Санкт-Петербурга

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Проект создан с помощью приложения «Microsoft PowerPoint 2010», может использоваться педагогом в совместной деятельности с детьми 6 – 7 лет.

Цель проекта: формирование у детей интереса к истории города Санкт-Петербурга через знакомство с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда; воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг жителей Ленинграда, нашего народа в Великой Отечественной войне

Задачи:

- продолжать формировать интерес к окружающему миру;

- обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;

- учить сравнивать, анализировать, делать обобщения;

- развивать зрительную память детей;

- вовлекать детей в речевое взаимодействие, побуждать высказываться на темы из личного опыта;

- воспитывать эстетическое отношение к экспонатам музея;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- побудить всех детей к активному участию, вызвать положительный эмоциональный настрой к предстоящей деятельности, поощрять инициативность

Проект состоит из 16 слайдов

Методические рекомендации

Титульный лист:

Используется прием «проявления по щелчку» названия «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда»

Слушание аудиозаписи: ленинградский метроном

Содержание (2-й слайд): представляет собой тематический перечень, выполнен в виде гиперссылок (кликнув на тему содержания, мы окажемся на странице проекта с этим названием)

Чтобы вернуться на страницу «Содержание» необходимо «кликнуть» по изображению ленточки на текущей странице

Есть в нашем городе музей… (3-й слайд):

Беседа «Что такое музей»

Я посетить хочу давно,

Место чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

- Как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей)

Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам

- Для чего люди создают музеи (Ответы детей)

- Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей

- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

- Музеи бывают разных видов. В зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся. Как вы думаете, какие бывают виды музеев? (Ответы детей)

- Итак, бывают музеи исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

- А теперь давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нем хранятся. Показ слайда

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой ценность

В нашем городе много музеев…

…Есть в нашем городе музей «Обороны Ленинграда»

Музей обороны и блокады Ленинграда (Соляной пер., д. 9)

Главный ленинградский музей, посвященный блокаде, открылся в 1944 году…

Сегодня в его экспозиции более 50 тысяч экспонатов: оружие и награды, дневники и фронтовые письма, фотографии и газеты, живопись и графика (рисунки и картины) художников тех лет.

В одном из залов музея воссоздана обстановка ленинградской квартиры блокадных времен.

Музей обороны и блокады Ленинграда стал для жителей города народным: многие экспонаты приносили люди, которые пережили блокаду, а также их родственники. В каждом предмете музейной коллекции до сих пор хранится боль жителей блокадного Ленинграда, их мужество и подвиг

Переходите на следующую страницу «по щелчку», либо возвращайтесь на страницу «Содержание», кликнув по ленточке в правом нижнем углу.

Блокадный Ленинград (4-й слайд):

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда

Во время Великой Отечественной войны наш город назывался Ленинградом. Мужественно ленинградцы защищали свой город, несмотря на то, что он был окружён кольцом блокады. Кто из вас знает, что означает слово «блокада»?

Дети. Блокада-это, когда город окружен врагами кольцом.

Жители города перенесли голод, холод, бомбежки, но не сдались фашистам, И назло врагу город жил, работали заводы, выпуская снаряды и танки. Вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им.

Город-герой – это имя, которое присвоил Ленинграду народ России. Как вы думаете, почему наш город считается городом - героем?

Дети: Потому что жители Ленинграда и бойцы нашей армии мужественно защищали город от фашистов

Жила-была семья…

(история ленинградской семьи) (5-й слайд):

Жила-была девочка - десятилетняя Мила Кучинская (Антипова, которая жила со своей семьей в блокадном Ленинграде. Став взрослой, она написала воспоминания о своем детстве. Из них можно узнать, как жили ваши сверстники, что входило в их обязанности и чем они могли помочь старшим во время войны.

История ленинградской семьи Юлии Павловны Фроловой (Когда началась блокада, Юленьке исполнился годик).

Маленькой Юленьке очень хотелось есть. И она громко стучала погремушкой по спинке кровати, требуя, чтобы ее накормили. Но внезапно игрушка разбилась, и из нее посыпался… горох! Это было настоящее чудо! Мама помчалась в магазин и скупила все погремушки, которые там были. И кто знает, может, гороховый суп, сваренный в этот день, спас ребенку жизнь?.

Жизнь в блокадном Ленинграде (6-й слайд):

8 сентября 1941г. гитлеровские войска вторглись на территорию Ленинградской области, и окружили город. Началась блокада, которая продлилась 900 страшных дней и ночей. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выживали ленинградцы.

В блокадном Ленинграде продолжали работать школы. В классах было холодно. Дети сидели за партами в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. А после школы дети помогали взрослым: в госпитале ухаживали за ранеными, работали на заводе, дежурили на крыше (тушили зажигательные бомбы, сброшенные на дома).

Маленьких у войны не бывает (детство, опаленное войной) (7-й слайд)

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны!

Слава детям-героям Великой Отечественной войны!

«Папа мой воюет, мама умерла. Я подрасту, папе помогу, суп варить, белье стирать, полы мыть и убирать». Такой стишок написала семилетняя Карина осенью 1941 года в Ленинграде. 400 тысяч детей до 12 лет остались в городе, когда вокруг него сомкнулось кольцо блокады

За каждым рисунком, за каждой фотографией, за каждой строчкой жизнь людей, чье детство отняла война. «Папа, переживай хорошо войну, будь смелый и толстый, чтобы здоровье в теле было, тогда сразу победишь, – пишет отцу на фронт Ниночка 24 ноября 1942 года. – Ты приезжай, когда только тебя командир отпустит. Еще прошу тебя, чтобы ты всех до единого немцев победил, чтобы из зениток, из пушек, из пулеметов, из ружья бить и бить и скорей врага разбить, чтобы победить. Тогда все папы приедут домой. И чтобы всех они увидели, и чтобы они хорошо жили, и чтобы хорошо опять было и тревог не было бы, тревога больше не гудела бы, и чтобы у всех тело было здоровое – ноги, спина, руки, щеки, тогда все будут на заводе работать. Ты когда приедешь, и я буду у тебя, я тебя угощу сахаром, конфетками, пряниками, все куплю в магазине, когда война кончится. Нашей мамы нет. Шурика тоже. А соседи уехали. Я одна. Приезжай, папуля! Я хочу, чтобы ты всех детей увидел. Я хочу, чтобы тебе хорошо жилось и всем бойцам и чтобы в глаза не ранили, ноги и руки целы были, чтобы все веселились и здоровы были. Мой папа дорогой, крепко целую, жалею и обнимаю».

Хлеб блокадного города (8-й слайд):

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Но самый сильный голод был,

Когда Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война - это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

В годы блокады в Ленинграде был голод. Ежедневно от истощения погибали сотни людей. В ноябре 1941 года ленинградским рабочим выдавали 250 г хлеба, а детям – всего 125 (в два раза меньше). Люди жарили на машинном масле лепешки из лебеды (травы). Эта несъедобная для современников пища спасла жизнь многим ленинградцам

Вода блокадного города (Мила по воду ходила) (9-й слайд):

Водопровод замёрз – воду возили на саночках с Невы.

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного — и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда.

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Спасение юных ленинградцев (10-й слайд):

Показ слайда «Дорога Жизни»

По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». По ней под огнём противника перевозили хлеб, муку и лекарства в город, а обратно - эвакуировали детей, раненых.

…В первую очередь вывозили детей. Ленинградцы ходили на Ладогу, проверяли на прочность лед. И когда река "стала" (лед стал прочным, заработала "дорога жизни". Ослабленные матери держали детей на окоченелых руках, и когда машины подкидывало, случалось, что дети выпадали…

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбёжки, метели, заносы.

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

“Дорогой жизни” Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощённых

Везли полуторки из города по ней.

Игрушки блокадного детства (11-й слайд):

Из-за витринного стекла на нас смотрят не просто дорогие для кого-то вещицы, но, прежде всего, настоящие свидетели суровых блокадных дней. Это и последние памятки о близких людях, не вернувшихся с войны («Одноухий мишка», «Кукла в красной юбке»).

Игрушки - талисманы, выручавшие своих маленьких владельцев из беды (Мишка, исцеливший свою хозяйку). Игрушки - напоминание о трудных временах - неразлучная парочка — пупс с собачкой — всю блокаду просидели вместе на рояле, пока их хозяйка ходила в школу.

Многие экспонаты были переданы в дар музею совсем недавно — после презентации блокадной коллекции в 2015 г. (сейчас фонд игрушек жителей блокадного Ленинграда насчитывает около трех сотен экспонатов и продолжает пополняться).

Когда в Ленинграде началась блокада, из города на Большую Землю стали вывозить детей. Их эвакуировали на поездах, грузовиках и кораблях. Баржу, переправляющую очередную группу детей, заметили фашистские летчики. Судно подверглось обстрелу, и было затоплено. Много лет спустя, лишь в 2003 году, со дна Ладожского озера подняли игрушки, которые дети везли с собой на Большую Землю – это небольшие куколки, мишки и погремушки.

Вещи из блокадного чемодана (12-й слайд):

Ребятам предлагается рассмотреть вещи из «блокадного чемодана»: предметы одежды и быта, фотографии продовольственных карточек.

Вещи медсестры-блокадницы Галины Крюковой. В музее хранятся ее медицинские инструменты и салфетка с вышивкой. Рядом – пули, которые Крюкова извлекла из тел раненых ленинградцев-защитников города

Защитники Ленинграда (13-й слайд):

Стояли насмерть бойцы, оборонявшие город.

Время слово сказать о солдатской медали,

Ту медаль в сорок третьем на фронте вручали.

Поздравлял награждённых комбат,

И темнел за спиной Ленинград.

Припев:

Медаль за оборону Ленинграда –

Не просто наша память о войне.

Металл её откован в дни блокады

И закалён в невиданном огне.

Может вам рассказать ветеран, вспоминая,

Как до линии фронта ходили трамваи,

Как стояли, ни шагу назад,

Ленинградцы за свой Ленинград.

Припев.

Он не дрогнул в бою,

Бастион над Невою -

Он в едином строю

Был со всею страною.

Лютый холод и сотни тревог -

Всё он вынес и всё превозмог.

Припев.

Тихо волны стучат о гранитные плиты,

Сколько б дней не промчалось, ничто не забыто.

Не забудет наш город-герой

Тот январский салют над Невой!

Припев.

Как кот спас семью в ленинградскую блокаду (14-й слайд):

Среди истории военного времени существует легенда о рыжем коте-«слухаче», который жил при зенитной батарее и точно предсказывал все воздушные атаки. Причем на приближение советских самолетов кот не реагировал. Командиры батареи очень уважали кота за этот уникальный дар, выделили ему паек и даже одного солдата в качестве охраны.

Кот Максим

Доподлинно известно, что одному коту в блокаду точно удалось выжить. Это кот Максим, он жил в семье Веры Вологдиной. Во время блокады она жила с мамой и с дядей. Из домашних питомцев у них были Максим и попугай Жаконя. В довоенное время Жако пел и разговаривал, но в блокаду, как и все, голодал, поэтому сразу притих, а перья у птицы вылезли. Чтобы как-то прокормить попугая, семье пришлось выменять ружье отца на несколько семечек подсолнуха.

Кот Максим тоже был еле жив. Он даже не мяукал, прося еду. Шерсть у кота вылезала клоками. Однажды во время отсутствия хозяев кот смог залезть в клетку к попугаю. В мирное время быть беде: кот бы непременно съел свою добычу.

Что же увидела Вера, вернувшись, домой? Максим и Жаконя спали, крепко прижавшись, друг к другу в клетке, чтобы спастись от холода. Возможно, он стал единственным ленинградским котом, пережившим блокаду. После 1943 года в квартиру Вологдиных водили экскурсии – посмотреть на кота. Максим оказался долгожителем (20 лет прожил).

Во время блокады Ленинграда в осажденном городе не осталось ни одной кошки, что привело к нашествию крыс, которые съедали последние запасы еды. Бороться с вредителями поручили котам, которых специально для этой цели привезли из Ярославля. «Мяукающая дивизия» справилась со своей задачей.

Рисуют дети Блокады (15-й слайд):

Спустя семьдесят лет после Победы мы можем увидеть рисунки и стихи детей блокады, понять их страхи и надежды.

Вот малыш рисует иллюстрацию к сказке «Репка». Репку охраняют самолеты с красной звездой на крыльях и пушки, обстреливающие немецкие самолеты. Ценнее самих немудреных изображений подписи-разъяснения к картинкам, сделанные со слов ребенка воспитателями: «Наш корабль освещает прожектором небо, чтобы немецкие самолеты не могли прилететь в Ленинград». Есть и такие: «Наш корабль палит в немцев. Самолеты охраняют корабль и бросают бомбы. Солнце светит только нам, а под водой немцы. Там темно», – описывает изображение четырехлетний Леня В. 29 сентября 1942 года.

Рисунки созданные в основном во время занятий в детских садах. Бумаги в городе не хватало, поэтому многие картинки нарисованы на оборотной стороне бланков, на обоях. С красками тоже были проблемы, поэтому дети рисовали простыми карандашами. Все работы бережно хранились в музее последние пятьдесят лет.

Один из рисунков изображает танковое отступление: старательно нарисованные простым карандашом танки ползут по земле. Подпись: «Фашистские танки бегут. Женя Л.». Младшая сестра того самого Жени Л. (Евгения Ломба.) рассказывала:

– Он был самым старшим из нас четверых, – говорит Галина Федоровна. – Когда началась война, мне было всего полтора года, а Жене было уже 6 лет. Еще у нас были четырехлетний брат и трехлетняя сестра. Брат погиб от голода. И бабушка тоже. Я это помню. Спасла меня доктор по фамилии Игнатик. Она посмотрела на меня и сказала: «Какая она хорошенькая!»«Надо ее поднять!». И меня отправили в детский дом. Там и спасли.

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Есть салют у нас весной – на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе…

(Т. Варламова)

Спасибо за внимание! (16-й слайд):

САЛЮТ НАД ЛЕНИНГРАДОМ

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем.

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Прикреплённые файлы:

muzei-blokady-muljavko-blog_bmc5q.pptx | 17510,27 Кб | Скачан: 26
 
Публикации по теме:

27 января. Оформление помещений ДС к Дню полного снятия блокады Ленинграда.27 января. Оформление помещений ДС к Дню полного снятия блокады Ленинграда. 27 января особый день в жизни жителей нашего города. В Санкт-Петербурге прошли мероприятия в дошкольных учреждениях, посвященные полному.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «900 дней блокады Ленинграда» Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Задачи: Воспитывать.

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыДень полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Завтра27 январяотмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Невозможно вспоминать без содрогания об ужасах Великой.

Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда»Фотоотчёт «День снятия блокады Ленинграда» Авторы: воспитатели старшей группы: Котова Яна Владимировна, Иванова Анна Владимировна. 27 января – самый важный и значимый день в истории.

Фотоотчёт. Экскурсия в музей блокадного Ленинграда.Фотоотчёт. Экскурсия в музей блокадного Ленинграда. 27 января в нашем городе отмечается "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады". И наши дети посетили музей "Блокадного.

Музыкально-литературная композиция в честь 73- годовщины снятия блокады Ленинграда для подготовительной к школе группы Дети входят в зал парами и встают в две колонны под "Гимн Великому городу" Глиэра. 1. Вам, героическим защитникам Ленинграда! 2. Вам, участникам.

Сценарий урока мужества. Посвященного 73-й годовщине ко Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста Сценарий урока мужества посвященный 73 годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда. Старший возраст. ТЕМА: Ленинград в блокаду. Цели:.

Стенгазета ко Дню снятия блокады ЛенинградаСтенгазета ко Дню снятия блокады Ленинграда Для людей проживающих в Санкт-Петербурге, этот победный день особый. Каждый горожанин чувствует эту неизсякаемую скорбь потерь и лишений.

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда» Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда. Задачи: Познавательные: 1. Расширять знания детей.

Экскурсия в Мемориальный музей космонавтикиЭкскурсия в Мемориальный музей космонавтики Смысл нашей жизни на земле и смысл полета – рук человеческих великая стыковка. (Е. Евтушенко) В рамках проекта "Космос и люди" мы с детьми.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогический проект «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 15:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...