Елена Константинова
Педагогический проект «Масленица» (для детей среднего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
«У того, кто не знает своего прошлого, нет будущего» Ирек Биккин
Актуальность: Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» в ДОУ.
Публикация «Педагогический проект „Масленица“ (для детей среднего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Проблема: В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у педагогов и детей.
Цель: формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
2. Приобщать к ценностям русской культуры.
3. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
4. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование, конструирование)
5. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
Срок реализации проекта : 1 неделя
Обеспечение интеграции образования:
Здоровье: приучать следить за осанкой во всех видах деятельности.
Физическая культура: развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.
Социализация: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей.
Труд: приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД.
Безопасность: формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.
Познание: учить рассказывать о русском народном празднике Масленице. Создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности.
Коммуникация: совершенствовать диалогическую речь; учить запоминать прочитанный текст произведения.
Чтение художественной литературы: помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных закличек, зазывалок.
Художественное творчество: украшать фигурки игрушек элементами филимоновской росписи. Лепить фигурки птиц из соленого теста.
Музыка: вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.
Планируемые результаты:
1. Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
2. Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.
3. Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
4. Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни, филимоновские игрушки)
5. Создают свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности.
6. Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, рассматривании предметов народного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
Этапы реализации:
1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условии для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
2. Организационный – НОД, досуги, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной пропаганды для родителей.
3. Результативный – организация выставки детского творчества «Как на Масленичной неделе…», оформление фотоотчета, презентации проекта, выступление на педсовете.
Перспективное планирование образовательной деятельности
Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Рузучивание масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
«Выложи узор» - предложить детям украсить участок с помощью цветных льдинок.
П/И «Малечина-калечина», «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.
Лепка снеговика – продолжать учить детей делать постройки из снега. Изготовление тряпичных кукол – познакомить с символом праздника куклой - Масленицей, учить делать тряпичных кукол, завязывать узелки.
Слушание русских народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству. Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
П/и «Снежный лабиринт» - развивать ориентировку в пространстве, двигательную активность.
П/и «Мороз – красный нос» - учить детей действовать по сигналу, бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга.
Вторник «Заигрыши»
д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
П/и «Почта» - развивать двигательную активность, воображение
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.
П/и «Снежны тир», «Кто быстрее на метле» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
«Украсим снеговика» - предложить детям раскрасить снеговика красками; развивать воображение, эстетический вкус.
Праздник «Широкая масленица» - актуализировать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах; формировать интерес к русскому народному фольклору; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
(Совместно с артистами ЦПКиО им. П. П. Белоусова)
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
П/и «Прятки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.
Катание с ледяной горки – развивать двигательную активность, создать хорошее настроение.
Среда «Лакомка»
Ритмическая гимнастика «Колобок» - развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.
Художественное творчество: лепка из соленого теста «Гонцы весны» - учить детей лепить птиц из соленого теста. Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза», «Веснянка» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Катание с ледяной горки – учить детей скатываться с горки парами.
Конкурс рисунков на снегу – развивать воображение, самостоятельность. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица» - обобщать знания детей о Масленице; доставить детям радость, хорошее настроение.
Художественное творчество: рисование «Зимний разгуляй» - учить детей отображать в рисунке впечатления о зиме, зимних развлечениях. Наблюдение: одежда людей – учить устанавливать причинно-следственные связи (погода на улице и одежда людей).
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
Четверг «Разгуляй»
Художественное творчество: рисование «Роспись птиц» - учить детей украшать фигурки птиц, используя элементы филимоновской росписи.
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору. Наблюдение: первые проталины – учить наблюдать изменения, происходящие в природе весной, устанавливать причинно-следственные связи.
П/и «Ручеек», «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.
Рисование цветной водой – развивать воображение, умение воплощать замысел.
Спортивный досуг «Вот уж зимушка проходит»– вызывать интерес к русским народным подвижным играм; активизировать двигательную активность детей.
Рисование по снегу – развивать воображение, умение воплощать замысел.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
П/и «Почта» - учить детей соблюдать правила игры, развивать координацию движений.
П/и «Снежный тир» - развивать меткость.
Пятница «Вечёрки»
Артикуляционная гимнастика «Солнышко» - нарисовать надутыми губами солнце.
Ритмическая гимнастика «Солнце»
Познание: конструктивная д-ть «Солнышко – лучистое» - учить складывать прямоугольный лист бумаги, проглаживать линию сгиба.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла», «Горелки», «Ручеек» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
Катание на санках, с ледяной горки - доставить детям радость от зимних развлечений
«Нарисую солнышко» - предложить детям нарисовать солнце (цветной водой, палочкой, цветными льдинками, упражнять в рисовании предметов круглых форм.
Вечер загадок «Прощай Масленица!» - развивать воображение, память, быстроту мышления, умение разгадывать загадки.
Выставка детского творчества «Как на Масличной недели…» - учить детей радоваться результатам своего творчества и своих товарищей. П/и по желанию детей – формировать умение объединяться для игры в небольшие группы, играть дружно; выступать в роли организатора игры, водящего.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Достигнутые результаты: в результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны.