Татьяна Ничкасова
Педагогический проект «Музыкальный мир природы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по программе Т. И. Баклановой во второй младшей группе. Ничкасова Т. А
Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
У детей 3-4 лет складываются первые понятия о звуках и красках природы, голосах и образах зверей, птиц, насекомых. На основе актуализации таких знаний и ощущений возможно формирование художественно-образных, эмоционально окрашенных первоначальных представлений о мире природы, а также о взаимосвязи природы с искусством, о звуках природы как источнике музыкального творчества.
Публикация «Педагогический проект „Музыкальный мир природы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Подражание звукам естественной среды, голосам животных и птиц способствует развитию голоса, дыхания и речи детей, преодолению их логопедических трудностей. Через восприятие звуков и музыкальных картин природы можно успешно решать проблемы психологической адаптации и релаксации детей. С помощью музыки можно регулировать психологическое состояние, а, правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Музыка это слияние звука, чувств и эмоций. Именно музыка, с её удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть состояние дискомфорта, неуверенности в себе, рассеянности, страха и боязни. Поэтому нам, педагогам, необходимо формировать у детей с малых лет осознанный подход не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом. Решение этих задач важно не только для музыкально-эстетического, но и для экологического воспитания.
Причинами, по которым выбрана тема проекта, послужили наблюдения за детьми в НОД и их самостоятельной деятельности. Во-первых, дети не понимают, что такое музыка, не умеют её слушать. Некоторые дети испытывают дискомфорт и зажатость в детском коллективе. Наблюдались проявления агрессии и недружелюбного отношения к окружающим детям. В большинстве случаев плохо развита речь, усидчивость и внимание. Не сформирована в достаточной мере координация движений. Мы решили, что помочь решить нам эти проблемы поможет именно музыка.
Мы со своёй второй младшей группой попытались пройти по тропинке «Музыкальный мир природы» по программе Т. И. Баклановой. Для нас это было впервые. Целью нашей работы было заложить основы музыкально-эстетического развития через развитие творческого воображения и положительного эмоционального отношения к миру природы.
Первым шагом по тропинке «Музыкальный мир природы» было изучение звуков и образов животных. Для этого нами было разработано электронное пособие «Музыка живой природы». Пособие было разработано на основе энциклопедии «Как звучит живая природа» издательства «Твик». В данном пособии представлены звуки и образы многих животных птиц и насекомых. Использование этого пособия возможно в двух вариантах озвучивания. Первый вариант – это соединение зрительного образа со звуковым образом животных. Во втором варианте добавляются стихотворения о животных озвученные Заслуженным артистом Российской Федерации Юрием Николаевичем Гальцевым. В наше пособии предусмотрено закрепление изученного материала. По звукам и голосам детям предлагается угадать животное. Параллельно происходит закрепление понятий «домашнее» и «дикое» животное, «насекомое».
Следующим шагом стало перевоплощение изученных звуковых образов в пластические импровизации. Детям предлагалось изобразить различных известных им животных Кошки, Собаки, Мышки. Вот что из этого получилось.
Дальше, мы попробовали использовать эти пластические образы в театрализованном представлении «Репка». Сказка была показана детям других групп нашего детского сада. А потом и на родительском собрании. Родители были в восторге.
Следующий наш шаг по тропинке - изучение звуков неживой природы.
Например, как звучит вода. Детям предлагались различные варианты звучания воды при различных условиях. Например, весенняя капель, ручей, горная река, лёгкий летний дождик, ливень и т. д. По звучанию дети пробовали угадать, что звучит?
После этого мы попросили детей изобразить лёгкий летний дождик и сильный ливень. Произошло перевоплощение звукового образа в художественный. Дети очень точно передали эти образы. Получились вот такие замечательные работы.
А дальше мы подумали, что звучать можно заставить любой предмет. Например, стол. Если ударять по нему по разному ладошками, то он может звучать тихо и громко. А если ударять твёрдым предметом, то звук будет совсем другим.
Для изучения звуков были предложены прозрачные баночки с различным наполнением: манная крупа, монетки, жёлуди, деревянные палочки, каштаны, перловая крупа, гвоздики, камешки и пшено. Задача детей была определить, что звучит громко, а что тихо, что звонко, а что глухо?
Затем мы попробовали сами создать музыкальный инструмент, с которым можно было бы поиграть. Пустые пластиковые коробочки от киндер-сюрпризов ребята заполняли перловой крупой и экспериментировали. Получились инструменты шумелки. Родители детей помогли придать шумелкам красивую и удобную для игры форму.
На этом родители не остановились. Они вместе с детьми в домашних условиях изготовили большое количество других разнообразных шумелок. Это позволило в нашей группе создать шумовой оркестр и озвучить песню Оксаны Долгалёвой «Добрый мастер». Песня была показаны детьми на родительским собрании.
В ходе нашей работы малыши постоянно проявляли свои творческие способности. Были заложены основы положительного эмоционального отношения не только к миру природы, но и друг к другу.
Продуктом нашего проекта явились самодельные музыкальные инструменты, электронные и дидактические музыкальные игры, а в групповом помещении обогатился музыкальный уголок.
Мы сейчас даже не представляем, куда заведёт нас наша тропинка, но продолжим идти по ней дальше.