Педагогический проект на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста»

Асия Крыганова
Педагогический проект на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста»

"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев"

В. С. Сухомлинский

Актуальность.

Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развивается различные способности: речь, совершенствование движений.

Начинаются формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обобщается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начиная различать величину, форму и цвет.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем школьном возрасте.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного воспитания окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного эстетического и нравственного воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадает ценный опыт накопленный во второй половине 20 века, отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Образовательные:

- Развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.

- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов

- Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб).

- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.

- Обобщать активный и пассивный словарь детей; учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».

Развивающие:

- Развивать познавательные процессы;

- Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

- Формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

Принципы обучения и воспитания.

- Принцип наглядности;

- Принцип доступности;

- Принцип систематичности и последовательности;

- Принцип прочности.

Значение сенсорного развития.

- Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

- Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

- Готовит к реальной жизни.

- Является основой для интеллектуального развития.

- Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности на расширение словарного запаса.

- Развивает внимание.

- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.

- Развивает наблюдательность.

- Позитивно влияет на эстетические чувства.

- Является основой для развития воображения.

Этапы усвоение сенсорных эталонов.

В качестве средств познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны- общепринятые образцы внешних свойств предметов.

1 этап.

Предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены выделять их внешние свойства.

2 этап.

Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим и маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другими. Мы говорим, что арбуз большой. а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап.

На 4 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон,- «короткими» и «длинными».

Основные формы работы с детьми.

- Игры – занятия

- Дидактические игры

- Упражнения

- Основы сенсорной культуры

- Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями.

- Родительские собрания;

- Индивидуальные консультации для родителей по сенсорному развитию детей;

- Наглядная информация для родителей по данному вопросу;

- Создание библиотечки для родителей по сенсорному развитию младших дошкольников;

- Выставка дидактических игр по сенсорному развитию для младших дошкольников в детском саду.

Результаты проекта.

- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; т. о гипотеза верна и формирование представлений о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей младшего дошкольного возраста;

- У детей вырос уровень знаний; вырос уровень и у родителей по сенсорному развитию;

- Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультацию по приобретению дидактических игр.

Наглядный и фото материал к педагогическом проекту.

Заключение.

Работая над проектом по теме «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста» воспитанники достигли определенных результатов. Дети научились определять последовательность и результативность своих действий. Они продолжают активно познавать зависимость между предметами по форме, размеру, цвету, расположению в пространстве, что помогает им перейти от простого восприятия предметов, явлений, к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни.

Информационные ресурсы.

- Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»-М. : Просвещение 1995г ;

- С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»-М. : Просвещение 1985г ;

- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет» М. : Мозаика-Синтез; ТЦ Сфера 2003г;

- Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» М. : Мозаика -Синтез 2010;

- Л. Н. Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3-х лет» М. : Мозаика-Синтез 2005;

- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. : Мозаика-Синтез 2005.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами» 1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование. Педагогическое кредо: «Я –.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познания окружающего мира и себя в нем. Главным.

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы,.

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в 2–3 года» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Педагогический проект «Накопление сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр и пособий»Педагогический проект «Накопление сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр и пособий» Педагогический проект «Накопление сенсорных представлений детьми третьего года жизни с помощью дидактических игр и пособий». Автор: Вернер.

Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице» Актуальность. Проблема обучения дошкольников навыкам безопасного поведения актуальна, в связи с современными условиями интенсивно развивающейся.

Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.

Проект на тему: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки. Проект на тему: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки. Аннотация Математика.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Педагогический проект на тему «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 октября 2017 в 23:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки»
Дидактическое пособие "Тактильно-звуковые дорожки" Данное дидактическое пособие предназначено, для индивидуальной работы или работы с парой детей над...
Конспект занятия по пластилинографии «Весенние цветы» в старшей группе
 Цель: Развитие творческих способностей посредством пластилинографии. Задачи: Учить детей выполнять задания самостоятельно, опираясь на...
Фотоотчет о творческих работах детей ко Дню защитника Отечества
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время. Знакомя воспитанников с историей...